ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
г. Уфа РБ 10 декабря 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.
при секретаре Гаймалеевой А.Т.,
с участием ФИО9 - представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, действующего на основании доверенности № 02-07/3160 от 08 августа 2018 года,
ФИО10 - представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, действующего на основании доверенности № 04-07/4685 от 26 ноября 2018 года,
в отсутствие Житенева В.С. – лица, привлекаемого к административной ответственности,
извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела,
рассмотрев жалобу Житенева В.С. на постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2018 года, которым:
Житенев Владислав Сергеевич, дата года рождения, проживающий по адресу: адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л А:
начальником отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО11 03 октября 2018 года в отношении Житенева B.C. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за то, что в нарушение требований статей 45, 45.1 Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия», не уведомил региональный орган охраны объектов культурного наследия о начале проведения археологических полевых работ на территории объекта культурного наследия, с указанием срока и места их проведения, а также не предоставил в уполномоченный орган копию разрешения на проведение таких работ (открытого листа).
Судьей Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан вынесено вышеприведенное постановление от 06 ноября 2018 года.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан Житенев В.С. предлагает постановление судьи межрайонного суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО12., ФИО13., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
В силу части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что объект культурного наследия федерального значения «Капова пещера с живописью эпохи палеолита» поставлен нa государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 и отнесен к числу памятников археологии государственного значения, подлежащих охране.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 декабря 2015 года № 27413-р объект культурного наследия федерального значения зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №....
Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 11 декабря 2014 года № 355 (с последующим внесением изменений приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 12.07.2016 г. № 222) утверждены границы территории ОКН ФЗ «Капова пещера с живописью эпохи палеолита», требования к осуществлению деятельности и особый режим использования земельных участков в границах территории объекта.
Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан проведена проверка по факту обращения гражданина ФИО14 о проведении поиска археологических артефактов на объекте культурного наследия федерального значения «Капова пещера с живописью эпохи палеолита».
В ходе мероприятий по контролю было установлено, что в Каповой пещере работает Южно-Уральская археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Житенева В.С. на основании открытых листов № 851 и 869 от 26 июня 2018 года, однако в нарушение положений статей 45, 45.1 Федерального закона 73-ФЗ, уведомление о проведении археологических полевых работ и копия разрешения (открытых листов) в орган надзора не направлялись, что явилось основанием для возбуждения в отношении Житенева В.С. дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Судья межрайонного суда, признавая Житенева В.С. виновным, исходил из доказанности его вины во вменяемом правонарушении.
Вместе с тем имеются основания для вывода о ненадлежащем извещении привлекаемого лица при возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судье первой инстанции в порядке требований пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащих извещениях Житенева В.С. о составлении протокола по делу об административном правонарушении и месте и времени рассмотрения дела судом.
Как усматривается из материалов дела, органом надзора извещение с информацией о составлении протокола по делу об административном правонарушении направлено по адресу: город адрес, в то время как Житенев В.С. в своей жалобе указал иной адрес места проживания: адрес.
Извещение Житенева В.С. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении межрайонным судом было направлено по адресу: адрес, конверт вернулся с указанием на неверный адрес (л.д. 51).
В ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену решения судьи первой инстанции и направление дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах с законностью и обоснованностью постановления судьи первой инстанции согласиться нельзя, оно подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует проверить процедуру возбуждения дела об административном правонарушении, после чего принять мотивированное решение.
В связи с отменой постановления судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению судьей первой инстанции при новом рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
жалобу Житенева В.С. – удовлетворить частично.
Постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
Справка
судья Мустафина З.З.
дело № 5-919/2018