Решение по делу № 21-432/2020 от 20.11.2020

Судья Истягина Н.М.                                                                  Дело № 21-432/2020

(номер дела в суде первой

инстанции 12-337/2020)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 декабря 2020 года                                                                     город Севастополь

Судья Севастопольского городского суда Исаев С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы Беляева Максима Вячеславовича на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года, вынесенное по жалобе защитника юридического лица Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковского Сергея Валерьевича на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы Беляева М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Департамента городского хозяйства города Севастополя,

установил:

    постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы Беляева М.В. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Департамент городского хозяйства города Севастополя признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

        На данное постановление должностного лица защитник Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковский С.В. подал жалобу в Ленинский районный суд г. Севастополя.

        Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14.10.2020 г. жалоба защитника Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковского С.В. удовлетворена, оспариваемое постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

        Не согласившись с указанным решением, должностное лицо подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.

             В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что судья ошибочно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, исходя из правонарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

            Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.

            Представитель ГУ МЧС России по г. Севастополю Ильин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней доводам.

    Защитник юридического лица - Вышковский С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

Приведённые требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Из материалов дела усматривается и явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что проверка в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя в рамках осуществления Федерального государственного пожарного надзора проведена на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю Козлова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ , выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по пожарному надзору г. Севастополя – старшим дознавателем отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Севастополю Ильиным А.А. составлен протокол об административном правонарушении предусмотренным ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с которым ознакомлены защитники привлекаемого юридического лица, о чем имеется их подпись на протоколе.

    Согласно протоколу об административном правонарушении установлен ряд нарушений, а именно:

- не все руководители структурных подразделений Департамента городского хозяйства города Севастополя прошли обучение по специальным программам пожарно-технического минимума;

- не разработан нормативный правовой акт г.Севастополя по обеспечению свободного проезда и установки пожарной и специальной техники возле жилых домов;

- не предусматривается организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе, проведение работ по огнезащитной обработке стропил и обрешетки, выполненных из горючих материалов, в зданиях с чердачными покрытиями;

- не предусматривается организация выполнения и осуществление мер иной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе, проведение работ по восстановлению и поддержанию в работоспособном состоянии установок и систем противопожарной защиты зданий повышенной этажности (внутреннего противопожарного водопровода, систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дымоудаления);

- с.Черноречье, с. Флотское, с. Камышлы не включены в Государственную программу города Севастополя «Развитие водоснабжения и водоотведения города Севастополя» при отсутствии в них источников наружного противопожарного водоснабжения.

- с. Черноречье, с. Флотское, с. Камышлы, с. Гончарное, с. Резервное не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно предъявляемым требованиям, а также не обеспечен необходимый расход воды для целей наружного пожаротушения;

- не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок в Юхариной балке и на Мекензиевых горах;

- Департаментом не проводится работа, направленная на проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- Департаментом не осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства по результатам рассмотрения направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю информации.

Отменяя оспариваемое постановление должностного лица и прекращая производство по делу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу, что должностное лицо при вынесении постановления не выяснило в полной мере вопрос об ответственности юридического лица, за несоответствие требованиям пожарной безопасности, в связи с чем, суд пришел к выводу о необоснованном привлечении Департамента городского хозяйства города Севастополя к ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как выявленные нарушения не нашли своего подтверждения, а именно имеется документальное подтверждение того, что руководители структурных подразделений юридического лица прошли обучение по специальным программам пожарно – технического минимума; полномочия по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности постановлением Правительства Севастополя возложены на специально созданную противопожарную службу, согласно Положения о противопожарной службе города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 255-ПП «О противопожарной службе города Севастополя»; письмом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25.05.2020 № 4043/01-03-01.1-15/02/20 Главное Управление МЧС России по г.Севастополю проинформировано о том, что Департаментом городского хозяйства сформирован запрос о рассмотрении возможности включения финансирования мероприятий по пожарной безопасности при корректировке бюджета Севастополя на текущий 2020 год, что не возможно без него; управляющая организация является лицом, ответственным за содержание общего имущества в вышеназванных домах в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормами безопасности, в том числе в сфере пожарной безопасности, и лицом, обязанным осуществлять все мероприятия, обеспечивающие выполнение указанных требований; обязанность по обеспечению пожарной безопасности с.Черноречье, с.Флотское, с.Камышлы, с.Черноречье, с.Флотское, с.Камышлы, с.Гончарное, с.Резервное возложены на Департамент общественной безопасности города Севастополя, а не на Департамент городского хозяйства Севастополя; вывоз твердых коммунальных отходов с территории города Севастополя осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «<данные изъяты>». На полигонах хранения твердых бытовых отходов отнесенных к ведению Департамента городского хозяйства города Севастополя проходит рекультивация; на Департамент общественной безопасности города Севастополя возложены обязанности по выполнению работы, направленной на проведение противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности; неосуществление Департаментом городского хозяйства города Севастополя государственного контроля (надзора) в сфере благоустройства по результатам рассмотрения направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю информации, данное нарушение не нашло своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении.

Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.

    Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования статей 2.1, 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, в том числе при разрешении вопроса о виновности юридического лица в нарушении необеспечения пожарной безопасности должностное лицо должно установить момент ответственности, с которого юридическое лицо несет ответственность, а также его полномочия в системе органов государственной власти.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение для решения вопроса о виновности либо невиновности юридического лица, поскольку требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

С учетом установленных судом обстоятельств по каждому нарушению, суд пришел к выводу о необоснованном привлечении Департамента городского хозяйства города Севастополя к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как выявленные нарушения не нашли своего подтверждения, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.

В целом доводы жалобы должностного лица не опровергают законности и обоснованности принятого судебного акта, не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Выводы судьи районного суда о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены состоявшегося решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года – оставить без изменения, а жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы Беляева Максима Вячеславовича – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья                                                                                                    С.Н. Исаев

21-432/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Исаев Сергей Николаевич
Статьи

20.4

Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.11.2020Материалы переданы в производство судье
25.12.2020Судебное заседание
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее