Дело № 5-309/2020
16RS0023-01-2020-000609-15
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июля 2020 года село Новошешминск
Судья Новошешминского районного суда Республики Татарстан Закиров Р.Х., при секретаре Юдинцевой О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черняевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>Б, являющейся индивидуальным предпринимателем,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах РТ возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Черняевой Т.А. на основании следующего:
ДД.ММ.ГГГГ с 10.15 час до 11.30 час при проведении санитарно-эпидемиологического обследования (расследования) в кафе «<данные изъяты>» ИП Черняевой Т.А., расположенном по адресу: <адрес>, обнаружено невыполнение индивидуальным предпринимателем Черняевой Т.А. предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выданного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Главным государственным санитарным врачом по Чистопольскому району и г.Чистополь, Алексеевскому, Спасскому, Новошешминскому районам Хайруллиной Ф.С. Индивидуальному предпринимателю Черняевой Т.А. надлежало провести дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий получено индивидуальным предпринимателем Черняевой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний представляющих опасность для окружающих» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2012г. № 710, от 31.01.2020 № 66) короновирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) Главным государственным санитарным врачом РФ 31.01.2020 вынесено постановление N 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» (далее – Постановление № 3).
В соответствии с п. 3.2 названного Постановления № 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора необходимо давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Так как, на момент обследования, индивидуальный предприниматель Черняева Т.А., не исполнив п. п. 2, 4, 10, 12, 13, 24 указанного предписания в части не обеспечении при допуске к работе и через каждые 4 часа измерение температуры тела у сотрудников с ведением учетной документации (журнал «Термометрия сотрудников»), не обеспечено применение на рабочих местах бактериоцидных облучателей закрытого типа, в обеденных залах-рецеркуляторов воздуха, с целью регулярного обеззараживания воздуха, не организовано возможность постоянной гигиены рук сотрудников, с обязательной установкой в санитарных узлах одноразовых полотенец или электросушителей, бесконтактных дозаторов с растворами антисептиков, не обеспечено проведение обязательной ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, не проводится дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, обладающих антимикробным действием на вирусы, согласно инструкции по применению препарата (в том числе столов, ручек дверей, перил, столов, спинок стульев, раковин для мытья рук, витрин самообслуживания, кнопок лифтов и др.) с ведением необходимой документации, журнала учета, не обеспечено по окончании рабочей смены (не реже, чем через 6 часов) проведение влажной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств, обладающих антимикробным действием на вирусы, согласно инструкции по применению препарата с ведением необходимой документации, журнала учета, нарушила названные выше требования нормативных правовых актов.
Указанное нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку заразиться 2019-nCoV можно от других людей, если они инфицированы вирусом. Заболевание может передаваться от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа или рта больного COVID-19 при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к таким предметам или поверхностям, а затем – к глазам, носу или рту. Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выделяются при кашле или чихании человека с COVID 19.
Проведение обязательной дезинфекции ограничивает распространение вируса, а отсутствие дезинфекционного режима, создает риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, тем самым ставит под угрозу здоровье окружающих, которые по стечению обстоятельств могут оказаться в непосредственной близости от больного.
Рост числа случаев инфицирования происходит, в том числе по причине групповой заболеваемости в коллективах организаций и предприятий, когда 1 случай распространяется в коллективах, а далее расходится по семьям пострадавших сотрудников.
Динамика в росте уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией стоит в причинно-следственной связи с ненадлежащим выполнением предприятиями, их должностными лицами предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Допущенные факты являются нарушением: ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ 31.01.2020 N 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и подлежит квалификации по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Те же действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
ИП Черняева Т.А. в судебное заседание по рассмотрению данного дела об административном правонарушении не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. По данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ).
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах РТ Мустафина Г.Х. в судебном заседании полагала вину Черняевой Т.А. в совершении указанного административного правонарушения доказанной.
Привлекаемая ИП Черняева Т.А., признав вину в совершении данного административного правонарушении, отметила в протоколе о том, что с протоколом согласна, нарушения будет устранять.
Выслушав представителя Роспотребнадзора в РТ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний представляющих опасность для окружающих» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2012г. № 710, от 31.01.2020 № 66) короновирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) Главным государственным санитарным врачом РФ 31.01.2020 вынесено постановление N 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» (далее – Постановление № 3).
В соответствии с п. 3.2 названного Постановления № 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 1 Постановления КМ РТ от 19.03.2020 N 208 (в ред. от 17.05.2020) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" установлено, что реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществляется на всей территории Республики Татарстан.
Согласно Приложению № 1 Постановления КМ РТ от 19.03.2020 N 208
организациям, индивидуальным предпринимателям предписано: обеспечить неукоснительное соблюдение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также предписаний и требований органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; проводить ежедневное до начала работы (смены) измерение температуры тела работников и их опрос о наличии симптомов респираторного заболевания (насморк, першение в горле, кашель), а также последующее измерение температуры тела работников на рабочих местах и (или) территории работодателя в течение рабочего дня с рекомендуемой периодичностью не менее одного раза в четыре часа; осуществлять дезинфекцию мест общего пользования, оборудования, инвентаря, оргтехники и поверхностей в помещениях с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия; исходя из особенностей организации деятельности принимать иные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Суд находит установленным факт совершения правонарушения Черняевой Т.А., и что вина её подтверждается представленными суду материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, чек-листом по выполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Черняевой Т.А., предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, выпиской из ЕГРЮЛ.
В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предусмотренную санкцией указанной статьи административную ответственность, в том числе и должностных лиц.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая выявленный проверкой Роспотребнадзора факт неисполнения в полном объеме требований законного предписания должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), по устранению нарушений санитарных норм и правил, нарушений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», суд полагает, что в отношении должностного лица Черняевой Т.А. правомерно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновность её в совершении указанного административного правонарушения нашла в судебном заседании свое подтверждение.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательство того, что Черняевой Т.А., как ответственным должностным лицом предпринимались все возможные и необходимые меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного предписания в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность нарушителя, обстоятельства, отягчающие ответственность правонарушителя.
В качестве смягчающего вину Черняевой Т.А. обстоятельства суд учитывает признание её вины.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2.3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении администра-тивного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, личность виновной ИП Черняевой Т.А., размер дохода, отсутствие в её действиях отягчающих административную ответственность обстоятельств, и находя указанные обстоятельства в совокупности как исключительные, суд в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, т.е. в размере 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2.2 ст. 4.1, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Индивидуального предпринимателя Черняеву Т.А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, на реквизиты:
ГРКЦ НБ Респ. Татарстан Банка России г.Казань,
БИК 049205001,
р/с 40101810800000010001
ИНН 1655065057,
КПП 165501001 УФК по РТ (Управление Роспотребнадзора по РТ)
код 14111601061010003140,
ОКАТО 92245000000
ОКТМО 92645000.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, необходимо предоставить в Новошешминский районный суд Республики Татарстан.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст.20.25 ч. 1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Постановление вступило в законную силу: «____» _________2020 г.