Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года п.Абан
Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.М.,
с участием прокурора Шкуратовой Г.П.,
при секретаре Волковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Л. к Управлению социальной защиты населения администрации Абанского района об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Л. обратился в суд к Управлению социальной защиты населения администрации Абанского района (далее - УСЗН администрации Абанского района) об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с 01.09.2010г. по 31.12.2011г.
Исковые требования мотивированы тем, что Л. является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как педагог-пенсионер, однако меры социальной поддержки Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как педагогу-пенсионеру не предоставлялись, а предоставлялись как ветерану труда в размере 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Абанского района Шкуратова Г.П. уточнила исковые требования и просила обязать УСЗН администрации Абанского района произвести Л. перерасчет размера мер социальной поддержки за период с 01.10.2010г. по 31.12.2011г. по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что поскольку органам социальной защиты было хорошо известно, что Л. является педагогом и ранее она пользовалась льготами как педагог, то она не могла быть лишена данных мер социальной поддержки.
Лицо, в чьих интересах заявлены исковые требования, - Л. о месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ г., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования прокурора Абанского района в её интересах поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Абанского района - руководитель УСЗН Лукьянова Ю.Д. представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. С заявлением о предоставлении денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру за период с 01.09.2010г. по 31.12.2011г. в УСЗН Абанского района Л. не обращалась. Следовательно, оснований для перерасчета ей размера мер социальной поддержки не имеется. За период с 01.09.2010г. по 31.12.2011г., согласно поданному заявлению, Л. были выплачены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% как ветерану труда. Считает, что Законом «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный Законом «Об образовании» и <адрес>, не распространяется. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.10.2010. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ г., просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указав в отзыве на исковое заявление, что иск прокурора Абанского района в интересах Л. является необоснованным, поскольку не усматривается вины Управления соцзащиты, так как предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, кроме того, краевой законодатель не предусматривает случаев и права одновременного получения одной и той же меры социальной поддержки по двум основаниям. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ г., в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов.
Выслушав ст. помощника прокурора Абанского района Шкуратову Г.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если общий стаж работника в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №437, от ДД.ММ.ГГГГ № 85, и другими.
Положения указанных актов о предоставлении жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли своё действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № 3266-1, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ), педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», действовавшим в спорный период времени, абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона было предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, также предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.6 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 4-1256, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №394-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", с последующими изменениями и дополнениями, (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №4-1466), был отменен закон Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
Статьей 2 указанного закона определено понятие педагогического работника, согласно которого педагогический работник – это педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Согласно ст. 3 названного закона педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.
В силу статьи 5 указанного закона, расчет размера денежных выплат педагогическим работникам также осуществляет орган местного самоуправления. На территории Абанского района данными полномочиями наделено Управление социальной защиты населения администрации Абанского района.
Согласно ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не было отменено, в связи с чем на педагогов-пенсионеров указанной категории распространялся такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что был установлен для работающих педагогов.
Таким образом, за педагогами, вышедшими на пенсию, сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, Л. работала в муниципальных образовательных учреждениях Абанского района, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. Таким образом, указанное лицо является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
В 2010-2011г.г. Л. была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются ФЗ «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995, на региональном уровне - положениями Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» № от ДД.ММ.ГГГГ. Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде: 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки педагогическим работникам до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом «Об образовании» № от 10.07.1992, статья 55 которого предусматривала право педагогических работников на денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.
Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставлялись педагогическим работникам.
В судебном заседании установлено, что Л. ранее пользовалась льготами как педагог, в 2010-2011г.г. неоднократно обращалась в УСЗН с требованиями предоставить ей льготу как педагогическому работнику, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и отсутствие права на данные льготы у педагогов-пенсионеров.
Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов в спорный период времени предусматривали 100% оплаты отопления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
При этом реализация Л. права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям не может быть признана добровольным выбором истицы между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении других льгот педагогом-пенсионером было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогу и такового выбора ответчиком ей предоставлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Абанского района в интересах Л. к Управлению социальной защиты населения администрации Абанского района об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Абанского района произвести Л. перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья