№ 5-19/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления оглашена 5 февраля 2020 года
Полный текст мотивированного постановления изготовлен 6 февраля 2020 года
г. Кострома
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Веретенникова Е.Ю., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Иванова А.Н., его защитника по устной доверенности Буланова А.Ю., заместителя военного прокурора Костромского гарнизона Замахаева Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении врио начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Иванова ..., <дата> г.р., уроженца д. <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> ранее не привлекавшегося к ответственности за однородные административные правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению военного прокурора Костромского гарнизона Самусева С.В. о возбуждении дела об административном правонарушении, временно исполняющий обязанности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Иванов А.Н. умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, при следующих обстоятельствах.
<дата> заместителем военного прокурора Костромского гарнизона Замахаевым Р.В. в адрес Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее – ГУ МЧС России по Костромской области) целью получения и анализа информации о реализации в 2019 году государственных контрактов (договоров) при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) запросом с исходящим № истребованы соответствующие сведения в Главном управлении МЧС России по Костромской области). В нарушение ст.ст. 6 ч. 2, 4 ч. 2.1, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в предоставлении необходимой для реализации надзорных полномочий информации временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Костромской области Ивановым А.Н. неправомерно отказано, о чем дан ответ за исходящим № от <дата>, в связи с чем Иванов А.Н. умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.
Заместитель военного прокурора Костромского гарнизона Замахаев Р.В. в судебном заседании обстоятельства, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.
Врио начальника Главного управления МЧС России по Костромской области Иванов А.Н., его защитник по устной доверенности Буланов А.Ю. вину в совершении административного правонарушения не признали, пояснив следующее. Военная прокуратура Костромского гарнизона в соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" осуществляет надзор за исполнением законов органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций МЧС России за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Поскольку на момент совершения вмененного правонарушения в состав Главного управления МЧС России по Костромской области входило только территориальное подразделение федеральной противопожарной службы, военная прокуратура не уполномочена была запрашивать сведения о реализации в 2019 году государственных контрактов (договоров) при осуществлении закупок. Сам запрос на предоставление информации был адресован командирам воинских частей Костромского территориального гарнизона, к которым Главное управления МЧС России по Костромской области не относится.
Выслушав мнения участников процесса и исследовав представленные суду документы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, <дата> заместителем военного прокурора Костромского гарнизона Замахаевым Р.В. за исходящим номером № составлен запрос, адресованный командирам (начальникам) воинских частей (учреждений) Костромского территориального гарнизона, о предоставлении в срок до <дата> в связи с проведением проверки сведений о реализации в 2019 году в интересах вверенной воинской части (учреждения) государственных контрактов (договоров) при осуществлении закупок у единственного поставщика, о неисполненных в установленный срок государственных контрактах, с приложением их копий (л.д. 9).
<дата> врио начальника Главного управления МЧС России по Костромской области Ивановым А.Н. дан ответ с отказом в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку в состав Главного управления органы военного управления и должностные лица воинский частей, надзор за исполнением законов которыми осуществляют органы военной прокуратуры, не входят (л.д. 10-11).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении должностного лица – Иванова А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определено, что требования прокурора, вытекающие из данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в числе иных полномочий, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого данного пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора (пункт 2.1 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Как усматривается из запроса прокурора от <дата>, неисполнение которого вменяется Иванову А.Н., основанием для истребования сведений послужило проведение прокурором проверки исполнения законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Вместе с тем из постановления прокурора о возбуждении дела, а также их представленных суду документов следует, что сведения истребовались в связи с осуществлением возложенных на органы военной прокуратуры функций, решение о проведении проверки в отношении Главного управления МЧС России по Костромской области прокурором на основании ст. 21 Закона о прокуратуре не принималось.
О существовании обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона о прокуратуре, при наличии которых документы и материалы или их копии представляются в течение трех рабочих дней (до <дата>) с момента направления, а не пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, из материалов настоящего дела не усматривается. Дату получения Главным управлением требований прокурора, с которой должен исчисляться срок в пять рабочих дней определить не представляется возможным, поскольку документов, подтверждающих дату поступления данного запроса, материалы дела не содержат.
В силу п. 2 статьи 6 Закона о прокуратуре требование прокурора должно быть адресовано руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации).
Запрос прокурора от <дата>, неисполнение которого вменяется Иванову А.Н., адресован командирам (начальникам) воинских частей (учреждений) Костромского территориального гарнизона.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляющим свою деятельность непосредственно и, в том числе, через входящие в его систему территориальные органы.
Согласно статьям 1 и 3 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 территориальный гарнизон - это воинские части, в том числе входящие в местные гарнизоны, расположенные, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации, а в отдельных случаях - на территории одной административно-территориальной единицы или на территориях нескольких его административно-территориальных единиц. Руководство гарнизонной службой в пределах военного округа осуществляет командующий войсками военного округа, а гарнизонной службой и службой гарнизонных караулов в границах территориального (местного) гарнизона - начальник соответствующего гарнизона.
Таким образом, начальник Главного управления МЧС России по Костромской области, то есть территориального органа федерального органа исполнительной власти, не является руководителем воинской части (учреждения) Костромского территориального гарнизона.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Требование прокурора, не адресованное руководителю или иному уполномоченному представителю органа, содержащее не основанный на нормах статьи 6 Закона о прокуратуре срок для представления запрашиваемой информации, документов и материалов или их копий, не может считаться законным. Лицо, не выполнившее такое требование, не является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии Иванова А.Н. состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, ст. 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении врио начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Иванова ... прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения его копии в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Е.Ю.Веретенникова