Дело № 2-1647/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2019 г. г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах субъекта Российской Федерации к Котельникову А.Н. о взыскании в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» денежных средств, предоставленных единовременной финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском в интересах субъекта Российской Федерации к Котельникову А.Н. о взыскании в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» денежных средств, предоставленных единовременной финансовой помощи, мотивируя свои требования следующим.
Котельников А.Н. обратился в КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» 01.03.2018 с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» он был признан безработным с одновременным назначением пособия по безработице 01.03.2018.21.03.2018 Котельников А.Н. обратился с заявлением в Центр занятости населения на предоставление ему финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 77 240 руб.В заявлении он обязался в течение 30 дней со дня заключения договора о предоставлении единовременной финансовой помощи зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации. После предоставления бизнес-плана и решения комиссии о предоставлении Котельникову А.Н. финансовой помощи с ним был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи безработному гражданину при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя договор №... от 05.04.2018.Согласно пункта 2.1.1 договора Котельников А.Н. обязался в течение 30 дней со дня его заключения зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в предоставленном на экспертизу бизнес-плане «Деятельность в области художественного творчества» и предоставить в Центр занятости выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации подписать акт о выполнении условий договора. После предоставления выписки из ЕГРИП 12.04.2018 КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» издал приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Котельников А.Н. предоставил Выписку о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 12.04.2018, согласно приказу Центра занятости №... от 12.04.2018 платежным поручением №... и №... от 24.04.2018 ему была перечислена финансовая помощь в общем размере 77 240 руб.По истечении 12 месяцев с момента государственной регистрации по виду деятельности «Деятельность в области художественного творчества» КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» был направлен запрос в Федеральную налоговую инспекцию о предоставлении выписки из ЕГРИП. Из предоставленной выписки от 12.04.2019 следует, что с 13.02.2019 Котельников А.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку истцом не исполнены требования закона и договора, ссылаясь на требования ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п.п. 2.5, 2.6 Порядка и условий предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» денежные средства в размере 77 240 руб.
В судебном заседании прокурор Вертилецкая А.Е., представитель третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» Мирошниченко В.Д. исковые требования поддержали.
В судебном заседании ответчик Котельников А.Н. иск не признал, ссылаясь на возражения на иск суду пояснил, что является художником. В феврале-марте 2018 года с целью получения финансовой помощи, он обратился в КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск», где ему предложили встать на учет в качестве безработного, а затем после постановки на учет, обратиться с заявлением об оказании финансовой помощи в организации самозанятости. Он встал на учет в качестве безработного - 01 марта 2018г., подготовил бизнес-план и обратился с заявлением об оказании помощи в организации самозанятости, после рассмотрения и утверждения которых подписал договор №... от 05 апреля 2018г. о предоставлении единовременной финансовой помощи. При этом ему не разъяснили, что индивидуальный предприниматель обязан производить обязательные платежи, а именно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В Центре занятости разъяснили, что он должен отчитаться отом, куда потратил денежные средства, полученные в качестве финансовой помощи, а также являться предпринимателем в течение 12 месяцев. Полученную финансовую помощь он израсходовал на проведение мастер-классов для детей, о произведенных расходах отчитался в ЦЗН, представил необходимые документы отчетности. Каких-либо претензий со стороны ЦЗН к истцу не было. В январе 2019 года истец получил требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в сумме 23906,89 рублей. При обращении в Межрайонную инспекцию ФНС № 26 по Красноярскому краю истцу сообщили, что размер платежа вырастит по окончания года. Чтобы избежать этого ему предложили прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что он и сделал. В апреле 2019 года он получил уведомление о возврате единовременной финансовой помощи. Истец считает, что был введен в заблуждение, получил недостаточную информацию о порядке получения единовременной финансовой помощи, а также считает, что прокурор не мог обратиться в суд, поскольку КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» вправе сам обращаться за судебной защитой.
Выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии с п. 2 ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 № 429-п утвержден Порядок, условия и размеры предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (далее – Порядок).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Порядка предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в 5 лет.
В соответствии с п. 2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются в следующих размерах: единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края; единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
Согласно п.п. 2.5, 2.6 Порядка в течение 5 календарных дней со дня получения центром занятости населения экспертного заключения по бизнес-плану с указанием итоговой оценки по бизнес-плану 3,0 балла и более согласно Методике проведения экспертизы бизнес-планов, центр занятости населения направляет получателю два экземпляра договора о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - договор) для подписания. Два экземпляра договора направляются путем почтового отправления или вручаются получателю лично.
Получатель подписывает два экземпляра договора и представляет их в центр занятости населения в течение 3 календарных дней, следующих за днем получения двух экземпляров договора, лично или путем почтового отправления. Центр занятости населения в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения подписанных получателем двух экземпляров договоров, подписывает их и передает один экземпляр подписанного договора получателю.
В договор включается условие, устанавливающее обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. 2.7 Порядка после регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек).
Выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) или выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащие сведения о государственной регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, запрашиваются центром занятости населения в Федеральной налоговой службе либо предоставляются получателем по собственной инициативе. Если с даты внесения записи о государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ не истекли 30 календарных дней, центр занятости населения не позднее 10 календарных дней с даты представления получателем документов, предусмотренных настоящим пунктом, издает приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что Котельников А.Н., проживающий по <адрес>. обратился в КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» 01.03.2018 с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» он был признан безработным с одновременным назначением пособия по безработице 01.03.2018.
21.03.2018 Котельников А.Н. обратился с заявлением в Центр занятости населения на предоставление ему финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 77 240 руб.
В заявлении он обязался в течение 30 дней со дня заключения договора о предоставлении единовременной финансовой помощи зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации.
После предоставления бизнес-плана и решения комиссии о предоставлении Котельникову А.Н. финансовой помощи с ним был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи безработному гражданину при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя договор №... от 05.04.2018.
Согласно пункта 2.1.1 договора Котельников А.Н. обязался в течение 30 дней со дня его заключения зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в предоставленном на экспертизу бизнес-плане «Деятельность в области художественного творчества» и предоставить в Центр занятости выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации подписать акт о выполнении условий договора.
Согласно п. 3.1 договора о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации Гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
После предоставления выписки из ЕГРИП 12.04.2018 КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» издал приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Котельников А.Н. предоставил Выписку о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 12.04.2018, согласно приказу Центра занятости №... от 12.04.2018 платежным поручением №... и №... от 24.04.2018 ему была перечислена финансовая помощь в общем размере 77 240 руб.
По истечении 12 месяцев с момента государственной регистрации по виду деятельности «Деятельность в области художественного творчества» КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» был направлен запрос в Федеральную налоговую инспекцию о предоставлении выписки из ЕГРИП.
Из предоставленной выписки от 12.04.2019 следует, что с 13.02.2019 Котельников А.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
16.04.2019 КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» Котельникову А.Н. направлено уведомление о возврате единовременной помощи, однако до настоящего времени Котельников А.Н. полученную единовременную помощь в Центр занятости населения не возвратил, мер к надлежащему исполнению условий договора не предпринял.
Анализируя изложенное, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчика о том, что ему была дана ненадлежащая консультация, а также о том, что он был введен в заблуждение судом не принимаются, поскольку порядок осуществления предпринимательской деятельности регламентирован ст. 23 ГК РФ, в силу требований ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Поскольку указанная обязанность предусмотрена законом, ответчик имел возможность самостоятельно оценить для себя как условия договора, обязывающие его в течение года осуществлять предпринимательскую деятельность и положения закона, возлагающего на индивидуальных предпринимателей обязанность по оплате страховых взносов.
Доводы ответчика о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с иском, основаны на неверном толковании закона, в силу которого прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах субъекта Российской Федерации к Котельникову А.Н. о взыскании в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск» денежных средств, предоставленных единовременной финансовой помощи, удовлетворить.
Взыскать с Котельникова А.Н. в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорск»77 240 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 16 сентября 2019 г. с 17 часов.
Судья Я.А. Щербакова