А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 июля 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 апреля 2017 года, которым административное исковое заявление Харчук Г.А. к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность удовлетворено. Признан незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства ... от 22 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя Харчук Г.А. Сиротюк М.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Харчук Г.А., оспаривая решение администрации Уссурийского городского округа, указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Подготовив схему расположения земельного участка, на котором расположен жилой дом, истец обратилась в управление градостроительства за предварительным согласованием предоставления земельного участка в собственность. 22 декабря 2016 года ею был получен ответ, об отказе в предварительном согласовании предоставления участка, поскольку границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, и в связи с наличием на земельном участке водопровода, который рассматривается как обременение (ограничение), не позволяющее использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, а также конфигурация земельного участка на кадастровом плане территории отличается от сведений, содержащихся в кадастровом паспорте дома, расположенного на участке. Просит признать отказ незаконным, поскольку границы испрашиваемого земельного участка не пересекают границы территориальных зон, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и необходим для обслуживания и эксплуатации жилого дома, расположенного на участке. Согласно письму МУП «Уссурийск-Водоканал» по части земельного участка проходит водопровод, однако его наличие и охранной зоны не препятствуют использованию земельного участка в целях эксплуатации жилого дома. Конфигурация земельного участка на кадастровом плане территории отличается от сведений, содержащихся в кадастровом паспорте дома, расположенного на участке, однако указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с тем, что такое основание отсутствует в перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования, изложив доводы, указанные в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Решением суда административный иск удовлетворен. В апелляционной жалобе администрация Уссурийского городского округа просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суть которого сводится к тому, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
Из материалов дела следует, что Харчук Г.А. является собственником жилого дома площадью 29,30 кв.м, расположенного <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство от 14 мая 2001 года.
Через земельный участок, испрашиваемый административным истцом для эксплуатации жилого дома, проходит водопровод, принадлежащий на праве хозяйственного ведения МУП «Уссурийск-Водоканал».
Признавая решение администрации Уссурийского городского округа незаконным, суд исходил из того, что земельный участок используется с 1986 года и необходим для обслуживания и эксплуатации жилого дома.
Между тем, земельный участок в испрашиваемых границах сложился после принятия Харчук Г.А. жилого дома в наследство и определен землепользователем с учетом изменения его границ, и включением земельного участка с водопроводом питьевого назначения, в связи с чем конфигурация земельного участка на кадастровом плане отличается от сведений в кадастровом паспорте на жилой дом.
Прохождение через земельный участок водопровода с питьевой водой не препятствует эксплуатации индивидуального жилого дома, однако в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ такие земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В таких зона в соответствии с частью 4 статьи 32 Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 30 ноября 2004 года не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
С целью охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, устанавливаются зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года) определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой, ширина которой по обе стороны от крайних линий водопровода (пункт 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
На земельном участке, который просит предоставить истец в собственность, проложен водовод, по обе стороны которого установлена охранная зона по 5 метров. Часть земельного участка, где непосредственно расположен водопровод, со временем вошел в границы земельного участка, фактически используемого Харчук ГА., что не отрицает представитель административного истца в заседании судебной коллегии.
Размер земельного участка, на котором расположены здания, строения и сооружения, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Однако в порядке приватизации не могут быть переданы в собственность земельные участки с особыми условиями использования под видом фактического землепользования, сложившегося, в том числе, в результате неправомерного присоединения к земельному участку, находящемуся в пользовании на законных основаниях.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к возложению обязанности на орган местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане для предоставления, включающего часть земельного участка с водопроводом, в собственность.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым Харчук Г.А. в удовлетворении административного иска к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказать.
Председательствующий
Судьи