Решение от 07.12.2021 по делу № 2-2393/2021 от 07.09.2021

РЕШЕНИЕ

ИФ.И.О1

7 декабря 2021 года                                          город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О9, с участием старшего помощника прокурора Ф.И.О10, представителя истца Ф.И.О11, ответчика Ф.И.О7, представителя ответчика по ордеру Ф.И.О13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (данные изъяты) по исковому заявлению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) к Ф.И.О7 о взыскании денежных средств,

установил:

    В обоснование исковых требований представителем Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) указано, что на учете в отделе опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району состоят несовершеннолетние опекаемые: Ф.И.О2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ф.И.О3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые на основании распоряжений были переданы в приемную семью Ф.И.О7 по договору о приемной семье. ДД.ММ.ГГГГ специалистами Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) по <адрес> и <адрес> был установлен факт незаконного снятия опекуном Ф.И.О7 денежных средств, находящихся на счетах несовершеннолетних подопечных детей: Ф.И.О2 ДД.ММ.ГГГГ в сумме - 297 000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 1 039 077 рублей 37 копеек, с одновременным закрытием счета; Ф.И.О15. ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 210 000 рублей. Суммы данных денежных средств образовались на счетах несовершеннолетних в период нахождения детей в государственных учреждениях. Заявления о снятии денежных средств со счетов вышеуказанных несовершеннолетних, опекуном/попечителем, в отдел опеки и попечительства не подавались, распоряжения о снятии денежных средств на вышеуказанные суммы не выдавались. Таким образом, опекуном Ф.И.О7 в отношении несовершеннолетних подопечных, находившихся под ее опекой, был умышленно нанесен значительный ущерб. В связи выявленным фактом незаконного снятия денежных средств отделом опеки и попечительства было подано заявление в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области, в результате рассмотрения которого было возбуждено уголовное дело, а также проведена внеплановая проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных от ДД.ММ.ГГГГ и повторная внеплановая проверка от ДД.ММ.ГГГГ в результате которой установлено, что ценного имущества (телефоны, компьютеры, велосипеды, и т.д. отсутствуют, платные кружки и секции дети не посещали, платное лечение детям не оказывалось), не смотря на то, что дети имеют ежемесячный доход. Просила взыскать с Ф.И.О7 денежные средства в размере: 1 336 077, 37 (один миллион триста тридцать шесть тысяч семьдесят семь) рублей 37 копеек в пользу несовершеннолетней Ф.И.О2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; 210 000 (двести десять тысяч) рублей в пользу несовершеннолетней Ф.И.О3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с зачислением денежных средств на счета несовершеннолетних.

В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства Ф.И.О11, действующая на основании доверенности (л.д. 63), настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Ф.И.О7, её представитель по ордеру Ф.И.О13 по иску возражали, указав, что денежные средства на нужды семьи она тратила в 50% размере, остальные передавала работнику из опеки, по данному факту возбуждено уголовное дело.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

Правила, предусмотренные данной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Пунктом 1 статьи 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

Согласно статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

В силу пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 названного Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Из положений частей 1, 2 статьи 24 названного Закона следует, что надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами попечительства по месту жительства опекунов или попечителей, опекун или попечитель ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Частью 2 той же статьи предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Статьями 18 и 19 Закона предусмотрено, что опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в банки, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 26 Закона опекуны и попечители отвечают за вред причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

    Как установлено в ходе судебного разбирательства, на учёте в Межрайонном управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) (далее по тексту – Межрайонное управление (данные изъяты)) состоят несовершеннолетние опекаемые: Ф.И.О2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ф.И.О3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Несовершеннолетняя Ф.И.О2 была поставлена на учет в связи с тем, что её мать Ф.И.О4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), запись об отце в свидетельстве о рождении отсутствует (л.д. 42).

    Согласно распоряжению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) ру-о «О назначении опекуном Ф.И.О7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приёмной семье», несовершеннолетняя Ф.И.О2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была передана в приемную семью Ф.И.О7 (л.д. 39-40).

    Несовершеннолетняя Ф.И.О8 В.А. была поставлена на учет в связи с тем, что мать несовершеннолетней Ф.И.О5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ограничена в родительских правах решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23); отец несовершеннолетней - Ф.И.О6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

    Согласно распоряжению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) ру-о «О назначении Ф.И.О7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье» несовершеннолетняя Ф.И.О3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была передана в приемную семью Ф.И.О7 (л.д. 6-7).

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району был установлен факт незаконного снятия опекуном Ф.И.О7 денежных средств, находящихся на счетах несовершеннолетних подопечных детей без предварительного разрешения органов опеки в общей сумме 1 546 077 рублей 37 копеек.

Указанное обстоятельство в полной мере подтверждается представленными в материалы дела выписками из лицевых счетов несовершеннолетних по вкладам Сбербанка о снятии денежных средств в указанной выше сумме (л.д. 19-20, 35-37, 38).

Ответчик Ф.И.О7 в судебном заседании факт снятия денежных средств в указанном размере не оспаривала.

В соответствии со статьёй 35 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

В соответствии со статьей 17 и частью 2 статьи 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в порядке установленным Гражданским кодексом РФ и вышеуказанным Федеральным законом.

Согласно статье 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации, доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

    Согласно распоряжению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «Об отстранении опекуна Ф.И.О7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от исполнения ею своих обязанностей, о временном помещении несовершеннолетней Ф.И.О2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>», и распоряжению Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «Об отстранении опекуна Ф.И.О7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от исполнения ею своих обязанностей, о временном помещении несовершеннолетней Ф.И.О3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>», Ф.И.О7 была отстранена от исполнения обязанностей опекуна, несовершеннолетние Ф.И.О2, Ф.И.О8 В.А. были временно помещены в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>» (л.д. 25-26, 9-10).

    Данные распоряжения вынесены на основании актов проведения внеплановых проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных от ДД.ММ.ГГГГ и повторных внеплановых проверок от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которых установлено, что ценного имущества (телефоны, компьютеры, велосипеды, и т.д. отсутствуют, платные кружки и секции дети не посещали, платное лечение детям не оказывалось), не смотря на то, что дети имеют ежемесячный доход: Ф.И.О2, денежные средства на содержание несовершеннолетнего – 12 246 рублей, пенсия по инвалидности – 20 368 рублей 24 копеек; Ф.И.О3, денежные средства на содержание несовершеннолетнего – 12 246 рублей, пенсия по потере кормильца – 8 964 рублей; алименты с матери – 3 170 рублей, что является ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности имущества несовершеннолетних, повлекшее нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, а также учитывая, что в отношении Ф.И.О7 в настоящее время проводятся следственные действия по факту мошеннических действий с имуществом несовершеннолетних подопечных (л.д. 11-14, 15-18, 27-30, 31-34).

Довод ответчика Ф.И.О7 о том, что по факту незаконного снятия денежных средств с расчетных счетов несовершеннолетних было возбуждено уголовное дело, а потому взыскание должно быть произведено и с иных лиц, которым она передавала денежные средства, суд находит несостоятельным, в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 1081 ГК РФ, причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.

Таким образом, Ф.И.О7 не лишена возможности обращения в суд с требованиям к иным лицам в порядке регресса, при наличии соответствующих доказательств причинения ими вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая, что, доказательств использования денежных средств ответчиком в интересах несовершеннолетних не представлено, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, суд взыскивает с Ф.И.О7 в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 15 930 рублей 39 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░.░.░7 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░: 1 336 077,37 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 37 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░; 210 000 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░.░.░7 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 930,39 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░░

2-2393/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Усолье-Сибирское
Межрайонное Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 в интересах н/л Косынковой Веры Александровны, Чеховой Виктории Алексеевны
Ответчики
Чапова Татьяна Владимировна
Другие
Мотыльков Святослав Игоревич
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Норкина М.В.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Производство по делу возобновлено
12.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее