Решение по делу № 33-4153/2020 от 29.05.2020

Строка статотчета 068, г/п 00 =00

Судья: Москвина Ю.В.    Дело № 33-4153/2020            8 июля 2020 года

Докладчик: Маслов Д.А.         г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего    Гулевой Г.В.

судей    Бланару Е.М. и Маслова Д.А.

при помощнике судьи Проселковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-180/2020 по иску Цимельман Галины Константиновны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе Цимельман Галины Константиновны на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 5 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Цимельман Г.К. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии, сославшись на то, что с 29 мая 2008 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».                      В соответствии со справкой (ФОРМА №1) территориального органа ПФР                  от 1 ноября 2019 года период с 5 декабря 1991 года по 30 марта 1993 года не включен в ее специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в страховой стаж. Не включены в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с 31 марта по 17 октября 1993 года,                           с 11 марта по 11 апреля 1997 года, с 21 января по 18 февраля 2004 года. Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от                 5 февраля 2009 года по делу №2-130/2009 период работы                                     с 5 декабря 1991 года по 5 октября 1992 года включен судом в специальный стаж лечебной деятельности в полуторном исчислении, но Управление в данной части не исполняет судебное постановление. В заявленные периоды она находилась <данные изъяты>, на курсах повышения квалификации. С 1 октября 1985 года по 11 января 2010 года она работала в Архангельской областной клинической офтальмологической больнице, расписывалась в ведомости по начислению заработной платы. Включение в расчет пенсии заработка с января 1986 года по декабрь 1990 года (отношение к среднемесячной зарплате составляет 0,886) повлияет на отношение ее среднемесячной заработной платы, что, соответственно, повлечет увеличение размера пенсии. В настоящее время согласно ответам Управления и Отделения ПФР заработок для расчета пенсии взят за период с марта 1996 года по февраль 2001 года с отношением в 0,774. Включение оспариваемых периодов работы в страховой и специальный стаж приведет к перерасчету размера страховой пенсии в сторону увеличения.

Цимельман Г.К., увеличив исковые требования, просила также включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период <данные изъяты> с 26 марта по 12 августа 2001 года, так как данный период в расчетах из ее выплатного дела с 1 января 2010 года включен только в страховой стаж. В дальнейшем по справке (ФОРМА № 1) данный период вновь учтен с кодом «МКС». Просила включить данный период в стаж работы в особых климатических условиях труда с 1 января 2010 года.

В судебном заседании представитель Цимельман Г.К. по доверенности Коробков М.П. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска                       от 5 марта 2020 года постановлено: «Исковые требования Цимельман Галины Константиновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Цимельман Галины Константиновны в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении период работы с 11 марта 1997 года по 11 апреля 1997 года, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы                         с 21 января 2004 года по 18 февраля 2004 года.

В удовлетворении исковых требований Цимельман Галины Константиновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном (полуторном) исчислении, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении период работы с 05 декабря 1991 года по 30 марта 1993 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном (полуторном) исчислении, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении период работы                          с 31 марта 1993 года по 17 октября 1993 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном (полуторном) исчислении, период работы с 21 января 2004 года по 18 февраля 2004 года, произвести расчет пенсии из заработка за период работы с 01 января 1986 года по 31 декабря 1990 года, произвести перерасчет пенсии                                       с 29 мая 2008 года, включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 26 марта 2001 года по 12 августа 2001 года с 01 января 2010 года отказать».

С данным решением не согласилась Цимельман Г.К., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда изменить в части и принять по делу новое судебное постановление, так как нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции относительно тех требований, в удовлетворении которых ей отказано. Суд не дал правовой оценки представленным ею официальным ответам пенсионного органа, которые имеют противоречия относительно дат перерасчета и размера пенсии. Изначально ответчик произвел расчет ее трудовой пенсии, исходя из заработка за период с марта 1996 года по февраль 2001 года в соотношении 0,774. Со слов сотрудников пенсионного фонда, расчет страховой пенсии по настоящее время также осуществляется исходя из данного заработка. Суд первой инстанции оставил без внимания ее довод о том, что расчет пенсии исходя из заработка с января 1986 по декабрь 1990 (отношение к среднемесячной зарплате по стране составляет 0,886) приведет к увеличению (перерасчету) размера пенсии. Таким образом, она имеет право на перерасчет пенсии с 29 мая 2008 года.

Включение в соответствующий стаж периодов                                               с 5 декабря 1991 года по 30 марта 1993 года, с 31 марта                                       по 17 октября 1993 года также повлияет на расчет ее пенсии в сторону увеличения. Пенсионный орган сознательно ее путает, отказывает в перерасчете пенсии, тем самым нарушая ее права.

Изучив материалы дела, выслушав Цимельман Г.К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по существу спора не усматривает, исходя из следующего.

Как установлено судом, Цимельман Г.К. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 29 мая 2008 года, по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Истица при обращении в суд защищает право на перерасчет размера назначенной пенсии с учетом заработка за период с января 1986 года по декабрь 1990 года.

До 1 января 2015 года действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п. 1 ст. 30 названного Федерального закона в осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии зависел от величины стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд (по выбору застрахованного лица) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

При этом для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Исходя из смысла п. 3 указанной статьи Федерального закона                «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение заработков в повышенном размере, но не свыше 1,4, 1,7, 1, 9, может учитываться:

лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

Как следует из материалов пенсионного дела истца, размер ее трудовой (страховой) пенсии по старости при назначении пенсии с 29 мая 2008 года рассчитан в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом отношения среднемесячного заработка за период работы с 01 января 1986 года (60 месяцев) к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период – 0,886 (предельное отношение для Архангельской области – 1,4), среднемесячная заработная плата за этот же период – 485,25 рублей.

С заявлением о перерасчете размера трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец обратилась в Управление ПФР в г. Архангельске (межрайонное) 29 сентября 2010 года. Решением Управления                                      с 01 октября 2010 года произведен перерасчет размера трудовой (страховой) пенсии по старости из наиболее выгодного варианта расчета с учетом среднемесячной заработной платы за периоды работы с 01 марта 1996 года (60 месяцев) в размере 1 455 рублей 67 копеек, что больше среднемесячной заработной платы за периоды работы с 01 января 1986 года (60 месяцев). Соответственно, размер пенсии истца по старости повысился на 200,48 рублей и с 01 октября 2010 года составил 8 764 рубля 64 копейки. Размер пенсии увеличился, в том числе с даты ее назначения: с 4 845 рублей                      58 копеек до 4 865 рублей 25 копеек, произведена доплата с даты назначения.

По сообщению Отдела перерасчета пенсии УПФР                                       в г. Архангельске, расчет страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период с 01 ноября 1985 года по 29 февраля 1990 года (отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране составляет 0,89) приведет к уменьшению ее размера –18 173 рубля 11 копеек при текущем размере 18 619 рублей 87 копеек.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести расчет пенсии из заработка истца с 01 января 1986 года по 31 декабря 1990 года, произвести перерасчет пенсии с 29 мая 2008 года на данном основании надлежит отказать.

Из выплатного пенсионного дела Цимельман Г.К. видно, что при назначении пенсии на основании решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 5 февраля 2009 года по делу № 2-130/2009 по иску Цимельман Г.К. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске                               о назначении пенсии, период нахождения в <данные изъяты> и по <данные изъяты> с 20 июля 1991 года по 5 октября 1992 года в исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Периоды с 6 октября 1992 года по 30 марта 1993 года и с 31 марта 1993 года                      по 17 октября 1993 года также учтены пенсионным органом при назначении пенсии.

С 1 июля 2019 года по заявлению Цимельман Г.К., поданному                  13 июня 2019 года (пенсионное дело л.д. 216), произведен перерасчет размера пенсии с учетом положений частей 12-14 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (выбор выгодного варианта нестраховых периодов <данные изъяты> 30 сентября 1991 года рождения                    и 1 июня 2001 года рождения при исчислении размера страховой пенсии). Размер пенсии Цимельман Г.К. с 1 июля 2019 года увеличился                         с 18072 рублей 70 копеек до 18414 рублей 51 копейки.

Но поскольку вышеуказанные периоды исключены пенсионным органом из стажа истицы на основании ее заявления в целях увеличения размера пенсии, оснований для возложения на Управление обязанности включить данные нестраховые периоды в соответствующие виды стажа у суда первой инстанции правовых оснований не имелось, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении данной части исковых требований.

На основании подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.

    Право на досрочное назначение пенсии по старости по подп. 11               п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, п. 1 подп. 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года                  № 2-П, в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативно-правовым актам относятся: Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 - 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5, Постановление Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464, Постановление Правительства от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Постановлением Правительства Российской Федерации                                    от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года               в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР                          от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам и среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги производится как один год работы за один год и шесть месяцев. При этом конкретное наименование отделений не указано.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на включение этих периодов как один год за один год и шесть месяцев.

В соответствии со справкой, уточняющей периоды работы, необходимые для назначения пенсии по выслуге лет по подп. 11 п. 1                        ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, выданной ГУЗ «Архангельская областная клиническая офтальмологическая больница» 12 января 2009 года, в период работы в данном учреждении в должности медицинской сестры палатной 1-го офтальмологического отделения истица направлялась на курсы усовершенствования с сохранением средней заработной платы с отчислением в Пенсионный фонд Российской Федерации с 11 марта 1997 года                                              по 11 апреля 1997 года, с 21 января 2004 года по 18 февраля 2004 года.

Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска                      от 5 февраля 2009 года по гражданскому делу № 2-130/2009 по иску Цимельман Г.К. к ГУ – УПФ РФ в г. Архангельске о включении                       в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии, вступившим в законную силу, на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца период с 11 марта 1997 года по 11 апреля 1997 года в календарном исчислении. Требований о включении данного периода в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении истицей не заявлялось.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда                              от 5 февраля 2009 года на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Цимельман Г.К. период                                        с 11 марта 1997 года по 11 апреля 1997 года, суд первой инстанции посчитал данное обстоятельство установленным.

Из материалов дела также следует, что на курсы повышения квалификации с 11 марта 1997 года по 11 апреля 1997 года истица направлялась в период работы в ГУЗ «Архангельская областная клиническая офтальмологическая больница», дающей право на включение в стаж лечебной деятельности в льготном (полуторном) исчислении, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж истца в таком же порядке, исковые требования в соответствующей части подлежат удовлетворению.

Решение суда в данной части никем не обжалуется.

Вместе с тем и вопреки доводам апелляционной жалобы правовых и фактических оснований для включения в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении периода с 21 января 2004 года по 18 февраля 2004 года у суда не имелось, поскольку на курсы повышения квалификации истица направлялась в период работы, не дающий такого права для исчисления стажа в льготном (полуторном) исчислении. В стаж лечебной деятельности в календарном исчислении данный период ответчиком включен.

На основании вышеприведенных норм материального права вышеуказанные периоды курсов повышения квалификации                                      с 11 марта 1997 года по 11 апреля 1997 года, с 21 января 2004 года                        по 18 февраля 2004 года суд включил в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что никем не обжалуется.

Поскольку конвертация пенсионных прав Цимельман Г.К. произведена от страхового стажа, при назначении пенсии ей установлена повышенная фиксированная выплата за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включение указанных периодов в перечисленные виды стажа перерасчет пенсии не повлечет.

Отклоняя как необоснованные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Управление обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 26 марта 2001 года по 12 августа 2001 года с 1 января 2010 года не имеется, поскольку данный период включен в стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Причем отсутствие указаний на него в расчете стажа в какой-либо предыдущий период прав истицы не нарушает.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска                                             от 5 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цимельман Галины Константиновны – без удовлетворения.

Председательствующий:    Г.В.Гулева

Судьи:    Е.М.Бланару

    Д.А.Маслов

33-4153/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Цимельман Галина Константиновна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Архангельске
Другие
Коробков Михаил Павлович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Маслов Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
02.06.2020Передача дела судье
08.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
08.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее