Судья – Метелкин Е.В. Дело № 33а-10618/21
(№2а-2712/20)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,
при секретаре Поцепуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дроздова С.Н. к администрации МО Темрюкский район о признании незаконным и отмене решения администрации МО Темрюкский район об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <№...>,
апелляционной жалобе Дроздова С.Н. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года,
заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия,
установила:
Дроздов С.Н. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным и отмене решения администрации муниципального образования Темрюкский район об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 501 кв.м., с кадастровым номером <№...> с указанием в решении суда о том, что решение суда является основанием для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером <№...>. В обоснование своих требований Дроздов С.Н. ссылается на то, что он является собственником соседнего земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 2000 кв.м, по адресу: <Адрес...>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилого дома и гостевых домов, границы участка установлены (запись в ЕГРН <№...> от 22.03.2013). Из открытых сведений публичной кадастровой карты стало известно, что 04.03.2020г. на кадастровый учет поставлен вновь образованный земельный участок площадью 501 кв.м., кадастровый номер <№...>, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», который является смежным с участком Дроздова С.Н. 27.03.2020г. Дроздов С.Н. обратился с заявлением к главе администрации муниципального образования Темрюкский район о решении вопроса по снятию земельного участка с кадастровым номером <№...> с кадастрового учета, так как участок представляет собой ров (дренажный канал) для стока технических вод станицы Тамань и не может быть использован в соответствии с видом разрешенного использования, который предусматривает: размещение жилого дома; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. 24.04.2020г. администрация МО Темрюкский район, рассмотрев обращение, письмом <№...> сообщила, что холмистый рельеф местности не препятствует образованию земельных участков, так как в последующем в границах предоставленного участка допускаются мероприятия по благоустройству и выравниванию поверхности. Вместе с тем, ранее, 22.04.2019 года администрацией МО Темрюкский район, на основании заявления Чемериса И.В., было принято постановление <№...> «Об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 569 кв.м., на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <№...>», земельный участок с кадастровым номером <№...> был поставлен на государственный кадастровый учет. В связи с жалобой и заявлением Дроздова С.Н. о том, что земельный участок представляет собой дренажный канал для стока технических вод и не может использоваться по назначению, администрацией МО Темрюкский район было подано исковое заявление в суд о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета. 23.08.2019г. решением Темрюкского районного суда Краснодарского края по делу №2-2037/19 исковые требования удовлетворены. Место нахождения вновь образованного земельного участка площадью 501 кв.м с кадастровым номером <№...>, согласно открытым сведениям публичной кадастровой карты, фактически дублирует место расположения земельного участка площадью 569 кв.м., с кадастровым номером <№...> (ранее снятого с кадастрового учета). Дроздов С.Н. полагает, что решение администрации МО Темрюкский район об образовании (утверждении схемы расположения) земельного участка площадью 501 кв.м., кадастровый <№...>, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», произведено с нарушением требований законодательства, может привести к нарушению дренажной системы Таманского поселения и затоплению других земельных участков, в том числе, и участка Дроздова С.Н.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска Дроздова С.Н. к администрации МО Темрюкский район о признании незаконным и отмене решения администрации МО Темрюкский район об утверждении схемы расположения земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, Дроздов С.Н. просит решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, и подлежит отмене.
Дроздов С.Н., заинтересованное лицо Миракян З.Г.в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка указанных лиц обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Дроздова С.Н. по доверенности Потекина Д.В., представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Тестова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения,
либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Дроздов С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилого дома и гостевых домов, границы участка установлены.
27.03.2020г. Дроздов С.Н. обратился с заявлением к главе администрации муниципального образования Темрюкский район о решении вопроса по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <№...>, поставленного на кадастровый учет 04.03.2020 г., так как участок представляет собой ров (дренажный канал) для стока технических вод <Адрес...> и не может быть использован по назначению (для ведения личного подсобного хозяйства — приусадебный земельный участок).
Согласно письму <№...> от 24.04.2020г., администрация муниципального образования Темрюкский район сообщила заявителю об отсутствии оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, площадью 501 кв.м., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) соответствует правилам землепользования и застройки <Адрес...>; холмистый рельеф местности не препятствует образованию земельных участков, так как в последующем в границах предоставленного земельного участка, допускаются мероприятия по благоустройству, планировке и выравниванию поверхности.
Исходя из представленных в материалы дела документов, земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 501 кв.м., по адресу: <Адрес...>, на основании постановления администрации муниципального образования <Адрес...> от 16.04.2020 года <№...> был предоставлен в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8, подпунктом 6 п.1 и п. 6 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ и статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Миракян З.Г., являющемуся инвалидом, в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
На основании заявления Миракян З.Г. от 04.10.2019 г. постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 20.02.2020 года <№...> утверждена схема расположения земельного участка, площадью 501 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <№...>, категория земель — земли населенных пунктов, территориальная зона «Ж1» зона застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами, установлен вид разрешенного использования, образованного земельного участка — для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Апеллянт полагает, что решение - постановление органа местного самоуправления принято с нарушением требований законодательства.
Вместе с тем, судом первой инстанции указано, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2017 право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло к органу местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно п.1, п.2, п.13, п.14 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 5 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Как следует из материалов дела, Миракян З.Г. 04.10.2019 года обратился в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 501 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) с целью использования земельного участка - под строительство жилого дома, с приложением схемы расположения земельного участка, копией паспорта, копией удостоверения.
Исходя из Правил землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденных решением LXXVII сессии Совета Таманского сельского поселения <Адрес...> II созыва от 29 мая 2014 года <№...> (в редакции решений LIV сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 20 ноября 2018 года №551, LXIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 18 июня 2019 года <№...>), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, предназначенной для использования под личное подсобное хозяйство, то есть использование данного земельного участка разрешено в целях ЛПХ, без каких-либо ограничений.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, в данном случае отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что администрация муниципального образования Темрюкский район обладает полномочиями на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, земельный участок расположен в зоне, в которой отсутствует запрет на его использование по его целевому назначению.
Вместе с тем, доводы апеллянта о том, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка незаконно, поскольку место нахождения вновь образованного земельного участка площадью 501 кв.м. с кадастровым номером <№...>, фактически дублирует место расположения земельного участка площадью 569 кв.м., с кадастровым номером <№...>, ранее снятого с кадастрового учета на основании решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23.08.2019г. по делу №2-2037/19, судебная коллегия полагает несостоятельными в связи со следующим.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23.08.2019г. по делу №2-2037/19 удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район, судом решено снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 569 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>.
Земельный участок с кадастровым номером <№...> имеет площадь 501 кв.м. и не является предметом спора по делу №2-2037/19.
Из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Вместе с тем, учитывая изложенное и принимая во внимание представленные доказательства факта нарушения прав и интересов истца судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут
быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения
суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу
обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на
ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку
исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых
обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года является законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Дроздова С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: