Судья ФИО3
Дело №г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала <дата>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО10,
судей ФИО9 и Алиевой Э.З.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, ГБУ РД «Поликлиника №», Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения представителя Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО7, представителя Министерства Финансов Республики Дагестан по доверенности ФИО8, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 через представителей по доверенности обратился в суд с требованиями обязать:
- ГБУ РД «Поликлиника №» при каждом обращении истца выдавать бесплатный рецепт на лекарственные средства, в соответствии с медицинскими показаниями;
- Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями;
- Правительство Республики Дагестан принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом;
- Министерство финансов Республики Дагестан выделить денежные средства за счет средств республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом, свыше ранее выделенных денежных средств.
В обосновании исковых требований истец указал, что является инвалидом первой группы в связи с заболеванием последствия перенесенного ОНМК по ишемическому типу в бассейне СМА слева. Гипертоническая болезнь 3 степень риска 3.
Ему лечащим врачом медицинского учреждения ООО «Чайка» были назначены следующие лекарственные препараты: «Танаканто» по одной таблетке три раза в день один месяц, «Цитофлавин» по 2 таблетке два раза в день два месяца, «Цитиколин» (сироп) по 10 мл утром два месяца.
Истец неоднократно обращался в поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом, но получал отказ.
Министерство здравоохранения Республики Дагестан на обращение истца ответило, что он не является федеральным льготником и имеет права на льготное лекарственное обеспечение согласно постановлению Правительства Российской Федерации №. В связи с отсутствием средств на приобретение лекарственных средств они не могут обеспечить истца необходимыми лекарствами. При выделении дополнительных средств будет рассмотрен вопрос о приобретении лекарственных средств.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать ГБУ «Поликлиника №» г. Махачкалы выдать ФИО1 при обращении бесплатные рецепты на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечить бесплатно лекарственными препаратами ФИО1 согласно назначению врача.
В части требований к Правительству Республики Дагестан по принятию мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом ФИО1, и к Министерству финансов Республики Дагестан о выделении денежных средств за счет средств республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов врачом ФИО1 отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению».
Не согласившись с решением, представителем истца ФИО1 по довренности ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой указывается о его необоснованности в части отказа в удовлетворении исковых требований, обращенных к Правительству Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан и содержится просьба о его отмене в указанной части и в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обосновании доводов автор указывает, что суд в обосновании своего отказа в удовлетворении требований истца к Правительству Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан указал, что отсутствуют правовые основания для их удовлетворения.
При этом суд в данной части не указал обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на основании которых был сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Также суд, приходя к такому выводу, не указал норму материального закона, примененного судом к данным правоотношениям.
Федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Таким образом, действующими нормативными актами на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность, принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата, а на Министерство финансов Республики Дагестан – выделить для этого денежные средства.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО8 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Дагестан представители Правительства Республики Дагестан и Министерства Финансов Республики Дагестан также просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом первой группы в связи с заболеванием последствия перенесенного ОНМК по ишемическому типу в бассейне СМА слева. Гипертоническая болезнь 3 степень риска 3.
Ему лечащим врачом медицинского учреждения ООО «Чайка» были назначены следующие лекарственные препараты: «Танаканто» по одной таблетке три раза в день один месяц, «Цитофлавин» по 2 таблетке два раза в день два месяца, «Цитиколин» (сироп) по 10 мл утром два месяца.
Истец неоднократно обращался в поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом, но получал отказ.
Министерство здравоохранения Республики Дагестан на обращение истца ФИО1 ответило, что он не является федеральным льготником и имеет права на льготное лекарственное обеспечение, согласно постановления Правительства Российской Федерации № от <дата>. В связи с отсутствием средств на приобретение лекарственных средств Министерство здравоохранения Республики Дагестан не может обеспечить истца необходимыми лекарствами. При выделении дополнительных средств будет рассмотрен вопрос о приобретении лекарственных средств.
В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ физические лица не являются участниками бюджетного процесса, соответственно, они не могут быть прямыми получателями средств в силу закона.
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает выделение денежных средств Министерством финансов Республики Дагестан из республиканского бюджета для оказания адресной помощи конкретным физическим лицам.
Законом Республики Дагестан от 26 декабря 2017 года № 100 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на указанные цели, в том числе на погашение кредиторской задолженности прошлого периода, было предусмотрено 672007770,14 рублей, которые на 17 декабря 2018 года полностью профинансированы и за счет которых могут быть приобретены необходимые препараты для истца.
Непосредственное обеспечение лекарственными препаратами владельцев льгот, является функцией Министерства здравоохранения Республики Дагестан, которое является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Министерство финансов Республики Дагестан не уполномочено самостоятельно вносить изменение в Бюджет Республики Дагестан.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 мая 2013 года № 239, Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан.
В соответствии с данным Положением Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- проводит государственную политику в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан;
- определяет потребность в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан;
- организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
- ведет региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих
жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и своевременно представляет сведения, содержащиеся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим непосредственное обеспечение лекарственными препаратами является функцией Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан, как отмечено выше, уполномочило Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Республики Дагестан,
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что требования истца к Правительству Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан подлежат оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат. С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: