В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело 33а-4875/2021
№2а-500/2021 строка №3.024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 17 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Меремьянина Р.В.,
судей Андреевой Н.В., Калугиной С.В.,
при секретаре Тезиковой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Берг О.В., Берга Д.О. к администрации городского округа город Воронеж, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж Григорьевой И.М., и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству Прихожаеву А.В. о признании незаконным решения от 15 октября 2020 года об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, №, объекта капитального строительства: «Многоквартирный малоэтажный жилой дом», с возложением обязанности повторно рассмотреть поданное заявление и удовлетворить его при отсутствии иных оснований отказа, по апелляционной жалобе Берга О.В. и Берга Д.О. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Берг О.В., Берг Д.О. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 15 октября 2020 г. № 14963070 об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Ленина, уч. 36, объекта капитального строительства: «Многоквартирный малоэтажный жилой дом»; возложении на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление административных истцов и в случае отсутствия других оснований отказа удовлетворить его.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 29 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Берга О.В. и Берга Д.О. отказано.
В апелляционной жалобе Берг О.В. и Берг Д.О. просят решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу требований ст.165.1 ГК РФ, ст.96 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда находит жалобу неподлежащей удовлетворению, а состоявшееся решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 7 указанной статьи, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Положения указанной статьи предусматривают также перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно положениям части 13 статьи 51 ГрК РФ, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, между администрацией городского округа город Воронеж (Арендодатель) и Бергом О.В. (Арендатор) 23 мая 2018 года за № 1210-18-09/мс, сроком на 10 лет заключен договор аренды земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером №, площадью 872 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
28 мая 2018 года между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности по строительству на вышеуказанном земельном участке.
Берг О.В. обратился в администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного одноэтажного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Письмом от 15 октября 2020 года за исх. № 14963070 администрация городского округа город Воронеж отказала Бергу О.В. в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 2.8.2 п. 2.8 Административного регламента городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 г. № 624. В качестве оснований к отказу административным ответчиком указано, что заявителем, при обращении за получением разрешения на строительство, не представлено решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта; к заявлению приложены незаверенные копии документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ, оригиналы которых в уполномоченный орган не предъявлялись.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировал положения градостроительного законодательства применительно к возникшим правоотношениям, направленное в адрес Берга О.В. письмо от 15 октября 2020 года за исх. № 14963070, на предмет его соответствия требованиям закона, доводы и возражения сторон и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений пункта 1 части 2 ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) государственного органа, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции совокупности указанных обстоятельств по делу не установлено.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.
Пунктом 130 раздела 11 постановления Правительства РФ № 403 от 30.04.2014 г. «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» предусмотрено предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, в случае, если такие процедуры установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Решением Воронежской городской Думы от 21 декабря 2016 года № 466-IV в Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 384-II были внесены изменения и дополнения.
В статье 19 «Характеристика территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» дополнены архитектурно-строительными требованиями для территориальной зоны Ж3 (зона индивидуальной застройки под развитие многоэтажного строительства) предусматривающие, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с решением о согласовании архитектурно-строительного облика объекта, выданным уполномоченным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, осуществляющим функции в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории городского округа г. Воронеж.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 г. № 624 утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство».
Пунктом 3.2.2 указанного Административного регламента предусмотрено, что при личном обращении заявителя или уполномоченного представителя в отдел либо в МФЦ за получением муниципальной услуги специалист, ответственный за прием документов, сверяет копии документов с их подлинниками, заверяет их и возвращает подлинники заявителю.
Пунктом 2.6.1 регламента установлено, что копии документов, не заверенные надлежащим образом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, в нарушение части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ административным истцом при обращении за получением разрешения на строительство не представлено всех необходимых для этого документов, в частности решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, при этом заявлению приложены незаверенные копии документов, без предоставления в уполномоченный орган оригиналов данных документов, что является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Оспариваемый отказ в выдаче Бергу О.В. разрешения на строительство от 15 октября 2020 года за исх. № 14963070 содержит результаты рассмотрения заявления административного истца, с достаточной полнотой мотивирован, содержит ссылки на нормы права и правовое обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство. Нарушений прав административного истца оспариваемым отказом не допущено.
Судом также верно указано на отсутствие нарушения прав административного истца Берга Д.О., поскольку с заявлением к ответчику он не обращался и оспариваемый отказ ему не адресован.
Приведенные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на правильном применении приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными по делу доказательствами.
Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежали применению положения статьи 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в связи с признанием ее недействующей в указанной части, с даты принятия 22 ноября 2017 года, не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.
Решением Воронежского областного суда от 26 мая 2021 года, по административному иску Берга О.В. к Воронежской городской Думе о признании нормативного правового акта недействующим, признана недействующей с даты принятия 22 ноября 2017 года статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 384-II (в редакции решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 691-IV), в части установления для зоны индивидуальной застройки под развитие многоэтажного строительства с индексом «Ж3» в графе «Архитектурно-строительные требования» требование о том, что, в случаях, установленных решением Воронежской городской Думы, регулирующим порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта, строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта. Решение суда вступило в законную силу 01 июля 2021 года.
Таким образом, на момент разрешения спора и вынесения Ленинским районным судом г. Воронежа решения от 29 января 2021 года положения статьи 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в указанной части являлись действующими и оснований для их неприменения в данном деле у суда первой инстанции не имелось. Более того, из текста административного искового заявления Берга О.В. о признании нормативного правового акта недействующим усматривается, что оно поступило в Воронежский областной суд 11 февраля 2021 года, т.е. после вынесения Ленинским районным судом г. Воронежа решения от 29 января 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что копии представленных Бергом О.В. документов не были заверены в виду отсутствия личного приема в администрации городского округа г. Воронеж вследствие пандемии, выводов суда первой инстанции не опровергают и отмену принятого решения не влекут.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном толковании норм права, обстоятельств возникшего спора и не содержат правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 29 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берг О.В., Берга Д.О. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи коллегии