Дело № 12 – 141 / 2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 21 июня 2021 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Казаковой Ю.Ю., с участием защитника Нессонова К.С., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ефремова А. Г., <данные изъяты>, на постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением заместителя начальника ИГЖН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ефремов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, в связи с тем что, при проведении проверки должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании информации, поступившей из ООО «Поток» установлено нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, выраженное в несоблюдении директором ООО ««Дирекция Е. З.» (далее – ООО «ДЕЗ») Ефремовым А.Г. требований к оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно:
- в многоквартирном <адрес> д. Песьянка не ведется учет используемых энергетических ресурсов, дом не оснащен общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии для отопления (узлы учета тепловой энергии для отопления не допущены в эксплуатацию);
- в многоквартирных домах № по <адрес>, № по <адрес> д. Песьянка, не ведется учет используемых энергетических ресурсов, дома не оснащены общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии для горячего водоснабжения (узлы учета тепловой энергии для горячего водоснабжения не допущены в эксплуатацию), чем нарушены нормы ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ), пп. «г», «д», «ж» п. 10, пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110, п.п. 5.2.24, 5.1.2, 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В жалобе Ефремов А.Г. просит постановление отменить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, так как уполномоченный орган пришел к необоснованному выводу о том, что ООО «ДЕЗ» не принимались меры к установке и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии.
В постановлении не дана надлежащая оценка возражениям защитника, в том числе обращению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на акты ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, отсутствие которых вменяется в вину заявителю.
Выполняя функции должностного лица, он не имел возможности ввести в эксплуатацию соответствующие узлы учета, на момент вынесения постановления учет тепловой энергии в домах осуществлялся с применением приборов учета.
Время совершения правонарушения указано в постановлении формально.
Защитник в дополнении к жалобе указал, что должностным лицом нарушена процедура привлечения Ефремова А.Г. к административной ответственности. В случае привлечения Ефремова А.Г к ответственности, просит назначить наказание в виде предупреждения.
При невозможности применения норм ст. 4.1.1. КоАП РФ, учитывая характер совершенного деяния, отсутствие существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, признать в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ правонарушение малозначительным.
Защитник в суде на доводах жалобы настаивал, Ефремов А.Г., представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, заслушав присутствующих лиц, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении директора ООО «ДЕЗ» Ефремова А.Г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ – несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности, является соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.
Согласно пп. «г, д, ж» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пп. «к» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно п. 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
В силу п. 5.2.24. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Пунктом 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. Трубы в системах следует применять, как правило, оцинкованные. Магистрали и подводки системы должны быть проложены с уклоном не менее 0,002 с повышением в сторону точек водоразбора без образования прогибов. Конструкция подвесок креплений и подвижных опор для трубопроводов должна допускать свободное перемещение труб под влиянием изменения температуры.
После ремонта система должна быть испытана с участием лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, с составлением акта. На вводе системы ТВС в здание должна быть установлена запорная арматура и приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (термометры и манометры) до и после задвижек.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Следовательно, под оснащенностью многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов понимается не только фактическая установка этих приборов, но и их ввод в эксплуатацию, о чем составляется акт периодической поверки узла учета, поскольку без такового показания приборов не могут применяться при осуществлении расчетов за электрические ресурсы.
В соответствии с абз. 7 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) "коллективный (общедомовый) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных Законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст.154, п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил № 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 36 Правил № 354 регулируется порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Производить расчет потребляемой тепловой энергии необходимо исходя из того, что общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом, учитывающий объем потребленной тепловой энергии именно в этом многоквартирном доме, и общедомовой прибор учета должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу.
На основании п. 4 ст. 12 Федерального закона № 261 - ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 261 - ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах - возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу ч. 2 ст. 162 Ж К РФ и пп. «к» п. 11 Правил № 491.
Как следует из материалов дела, ООО «ДЕЗ» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Е. государственного реестра юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ДЕЗ» (ИНН №) является Ефремов А.Г.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ИГЖН <адрес> установлено нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности - несоблюдение директором ООО ««ДЕЗ» Ефремовым А.Г. требований к оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно:
- в многоквартирном <адрес> д. Песьянка не ведется учет используемых энергетических ресурсов, дом не оснащен общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии для отопления (узлы учета тепловой энергии для отопления не допущены в эксплуатацию);
- в многоквартирных домах № по <адрес>, № по <адрес> д. Песьянка не ведется учет используемых энергетических ресурсов, дома не оснащены общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии для горячего водоснабжения (узлы учета тепловой энергии для горячего водоснабжения не допущены в эксплуатацию).
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «ДЕЗ» Ефремова А.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Ефремова А.Г. подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, обращением ООО «ПОТОК» от ДД.ММ.ГГГГ, актами недопуска в эксплуатацию коммерческого узла тепловой энергии для ГВС, актами недопуска в эксплуатацию коммерческого узла тепловой энергии, выпиской из ЕГРЮЛ, копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, другими документами дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в своей совокупности подтверждают факт совершения Ефремовым А.Г. правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из Е. государственного реестра юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ДЕЗ» (ИНН №) является Ефремов А.Г.
При указанных обстоятельствах, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «ДЕЗ» Ефремова А.Г. состава правонарушения в виде несоблюдения лицом, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Процедура привлечения Ефремова А.Г. к административной ответственности соблюдена, в ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.
Вопреки доводам жалобы, представленным возражениям по делу должностным лицом дана надлежащая оценка в постановлении, где указано, что акты ввода в эксплуатацию приборов учета, приобщенные по ходатайству защитника, не согласованы с ресурсоснабжающей организацией, что не позволяет признать указанные приборы учета, введенными в эксплуатацию.
Правонарушение является длящимся, выявлено уполномоченным лицом ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки по заявлению ООО «Поток», постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств, которые были ранее предметом исследования и оценки при рассмотрении дела должностным лицом, они не опровергают наличие в действиях Ефремова А.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Довод жалобы о малозначительности допущенного правонарушения нельзя признать обоснованным.
Характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а также системное толкование положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», позволяют сделать вывод о том, что в данном конкретном случае виновные действия директора ООО «ДЕЗ» Ефремова А.Г. признаков малозначительности не содержат, поскольку допущенное нарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Довод защитника о необходимости замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежит отклонению.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, учитывая характер административного правонарушения, предусмотренного положениями ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ООО «ДЕЗ» требований к оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, что привело к причинению материального ущерба собственникам помещений в многоквартирных домах, оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.
При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, а также имущественное положение должностного лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора <данные изъяты> края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ефремова А.Г. оставить без изменения, жалобу Ефремова А.Г. без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья О.А. Мокрушин