Дело № 12-60/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 апреля 2015 года г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Бондарев Ф.Г.,
при секретаре Пантееве Д.С.,
с участием представителя ООО «ЭВ-Лизинг» – Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от <дата> года,
главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Саратовской области Говоровой Е.С., действующей на основании доверенности от <дата> года,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ЭВ-Лизинг» (далее по тексту ООО «ЭВ-Лизинг») Зайчиковой Е.С. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Саратовской области Говоровой Е.С. № № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО «ЭВ-Лизинг»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Саратовской области Говоровой Е.С № № от <дата> по делу об административном правонарушении, ООО «ЭВ-Лизинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 65 000 рублей.
Согласно данному постановлению, в ходе проведенной проверки Государственной инспекцией труда в Саратовской области с <дата> по <дата> были выявлены нарушения требований трудового законодательства в ООО «ЭВ-Лизинг», расположенного по адресу: <адрес>.
В частности было установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года специальная оценка условий труда на предприятии не проведена, а именно директора, главного бухгалтера, бухгалтера, менеджера в «Головном офисе», директора филиала, менеджера филиала <адрес>.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ЭВ-Лизинг» Зайчикова Е.С. с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, обратилась в суд с жалобой на данное постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области от <дата>, в которой, давая оценку исследованным доказательствам, просит указанное постановление отменить либо изменить, снизив размер штрафа до 20 тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения жалобы заявитель Зайчикова Е.С. была извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайств о рассмотрении дела с ее участием или об отложении дела не заявляла, направила в суд представителя по доверенности. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Зайчиковой Е.С.
В судебном заседании представитель заявителя Шилин Д.В. действующий на основании доверенности, жалобу Зайчиковой Е.С. поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным, и просил постановление от <дата> отменить либо изменить, дав при этом пояснения, аналогичные доводам жалобы. Кроме того, обратил внимание суда, на тот факт, что в настоящее время после проведения проверки инспекции, специальная оценка рабочих мест проведена в полном объеме. Кроме того, пояснил, что государственный инспектор труда вышел за пределы подведомственности, поскольку инспектор труда установил нарушения ООО «ЭВ-Лизинг» в <адрес>, а поскольку юрисдикция государственной инспекции труда по Саратовской области на территорию других областей не распространяется, то просил, с учетом устранения выявленных нарушений, а также с учетом нарушений в ходе проверки, изменить назначенное наказание путем снижения суммы наложенного штрафа до 20 тысяч рублей с учетом экономического кризиса в стране.
Представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области – Говорова Е.С. пояснила, что жалоба удовлетворению не подлежит. Постановление является законным и обоснованным. Факт нарушения трудового законодательства и совершения ООО «ЭВ-Лизинг» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлен и подтвержден материалами дела, в обосновании доводов представила письменные пояснения.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает необходимым постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Саратовской области Говоровой Е.С. № № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «ЭВ-Лизинг» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения в силу п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ - работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Аналогичная норма закреплена и в ст.220 ТК РФ, в соответствии с которой государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда.
Таким образом, без проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте невозможно установить отсутствие или наличие вредности того или иного рабочего места.
Не проведение специальной оценки условий труда не является формальным нарушением, так как влечет нарушение конституционных прав граждан.
Факт совершения ООО «ЭВ-Лизинг» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается материала дела, исследованными как должностным лицом, так и при рассмотрении жалобы судом.
Совокупность имеющихся в деле доказательств подтверждает факт совершения ООО «ЭВ-Лизинг» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что рабочие места директоров и менеджеров филиалов находятся в <адрес> и в связи с этим государственная инспекция труда по Саратовской области не могла провести проверку и выявить нарушения, а также нарушила правила подведомственности при вынесении решения не основан на законе и полностью опровергается материалами дела.
Согласно подпункту «з» п. 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
ООО «ЭВ-Лизинг» зарегистрировано по адресу: <адрес>, то есть проверка и рассмотрение административного дела производится Государственной инспекцией труда в Саратовской области.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Таким образом, должностным лицом инспекции труда была правильно оценена территориальная подсудность, поскольку проверка осуществлялась в отношении юридического лица, которое зарегистрировано в г. Саратове, директор и должностные лица организации, как и документы по проведению специальной оценки условий труда находятся в Саратовской области.
Согласно ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Согласно п.2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Саратовской области (утв. приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009 г. N 448) инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Саратовской области или на территории других субъектов Российской Федерации по распоряжению (поручению) главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителей).
Согласно данному положению инспектор вправе запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в Инспекцию в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством, предъявлять иски в суд.
Кроме того, согласно приказу Федеральной службы по труду и занятости № 1750-ТЗ от 22.05.2012 г. «Об организации проведения надзорно-контрольных мероприятий в отношении филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации», изданного руководителем федеральной службы по труду и занятости – главным государственным инспектором труда РФ установлено: «В целях совершенствования организации и повышения эффективности деятельности территориальных органов Роструда - государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, 13 порядке, установленном статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N2 294-фЗ), при организации и проведении проверок в отношении филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, предлагается обеспечить следующий порядок работы.
При организации и осуществлении надзорно-контрольной деятельности в отношении указанных хозяйствующих субъектов следует учитывать, что в соответствии с положениями статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Плановая либо внеплановая проверка филиала, представительства, обособленного структурного подразделения, проводится государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации, на территории которого фактически осуществляет свою деятельность филиал, представительство, обособленное структурное подразделение юридического лица, в процессе которой в полной мере должны реализовываться все предоставленные государственной инспекции труда полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и приказом Роструда от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных право нарушениях».
В связи с этим доводы жалобы о том, что руководители филиалов ООО «ЭВ-Лизинг» наделены функциями работодателя полностью опровергается представленными материалами, поскольку представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений, кроме того, все трудовые договора с работниками, в том числе и филиалов, заключены от имени директора ООО «ЭВ-Лизинг» Зайчиковой Е.С..
Таким образом, так как директора филиалов ООО «ЭВ-Лизинг» не обладали полномочиями работодателей, что подтверждают имеющиеся в материалах дела документы, а именно: приказы о приеме на работу, трудовые договора, платежные ведомости и др. документы, то вывод должностного лица о привлечении к административной ответственности именно ООО «ЭВ-Лизинг» юридический адрес: <адрес>, является правильным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что на рабочих местах директора, главного бухгалтера, бухгалтера не проводится специальная оценка условий труда в связи с тем, что они являются дистанционными работниками необоснован, так как согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
В материалах дела имеются трудовые договора ООО «ЭВ-Лизинг» с работниками, в которых не указано, что они являются дистанционными работниками.
Довод о том, что должностным лицом при вынесении постановления не были учтены смягчающие обстоятельства не соответствует действительности, так как в постановлении четко перечислены все смягчающие нарушения.
При таких обстоятельствах вывод представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области о виновности юридического лица ООО «ЭВ-Лизинг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, соответствует установленным обстоятельствам, поскольку он основан на всесторонне, полно, и объективно исследованных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление соответствует положениям ст.29.10 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения, перечень которых установлен в части первой статьи.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления Государственной инспекции труда в Саратовской области, в жалобе не содержится и такие основания суду в ходе судебного заседания не представлены.
Как усматривается из обжалуемого постановления, наказание ООО «ЭВ-Лизинг», как юридическому лицу назначено в нижних пределах санкции ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Оснований для освобождения от административной ответственности или о снижения наказания у суда, в силу требований ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № № ░░ <░░░░> ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░-░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 65 000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░