Решение от 06.03.2024 по делу № 2-691/2024 от 09.01.2024

УИД 31RS0022-01-2024-000022-63                                                           гр.дело № 2-691/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород                                                                                                               6 марта 2024 г.

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи Кладиевой Ю.Ю.,

при секретаре Нагапетян А.А.,

с участием представителя истца МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» – Карнауховой Л.С. (по доверенности от 29.09.2023 сроком до 01.10.2026), представителя ответчика Казаникова В.И. – Макарова О.В. (по ордеру № 016909 от 26.02.2024),

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода», Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области к Казаникову В.И. о взыскании денежных средств,

    установил:

        МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» и Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области обратились в суд с иском, в котором просит взыскать с Казаникова В.И. денежные средства в сумме 350 000 руб.

        В обоснование требований указано на то, что 16.01.2023 между МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» с одной стороны и Казаниковым В.И. с другой стороны был заключен социальный контракт № 23 об оказании государственной помощи на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (по направлению «индивидуальная предпринимательская деятельность).

        Срок действия социального контракта с 16.01.2023 по 15.01.2024.

        Согласно пункту 9.3 социального контракта предусмотрено, что контракт расторгается уполномоченным органом в одностороннем порядке, в том числе в случае нецелевого использования (расходования) заявителем денежных средств, выплаченных в соответствии с социальным контрактом, если заявителем не был предоставлен отчет о выполнении программы социальной адаптации в сроки, установленные социальным контрактом.

        В нарушение условий социального контракта ответчик не предоставлял истцу ежемесячных отчетов.

        МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» в адрес ответчика по всем известным адресам неоднократно направлялись уведомления о возврате денежных средств в связи с невыполнением условий контракта, с предупреждением о возможности обращения в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств.

        Решением межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации от 28.07.2023, социальный контракт № 28 от 16.01.2023 расторгнут в одностороннем порядке в связи с не предоставлением ежемесячных отчетов о выполнении программы социальной адаптации.

        О данном решении Казаникову В.И. МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» сообщено в уведомлении от 01.08.2023 за исх. № 41-54/03-14/2825, направленным заказным почтовым отправлением по адресу регистрации. Также специалисты Центра выезжали по месту жительства Казаникова В.И., где собственники жилого помещения пояснили, что последний не проживает по указанному адресу на протяжении около двух месяцев.

        В данном уведомлении со ссылкой на условия социального контракта Казаникову В.И. предложено возвратить полученные им денежные средства в размере 350 000 руб. в срок в течение 30 (тридцати) дней с момента получения уведомления. Однако, данные требования ответчиком не исполнены.

        В судебном представитель истца МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

        В судебное заседание Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области, извещенное в соответствии с Соглашением об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению от 21.02.2022 (в ред. изменений от 16.03.2023), а также по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет», явку своего представителя не обеспечило.

        Ответчик Казаников В.И. в судебное заседание не явился. В связи с отсутствием у суда сведений регистрации ответчика на территории Белгородской области и его фактическом месте жительства, для представления интересов ответчика назначен адвокат в соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

        Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Белгородской области, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Социальным кодексом Белгородской области от 28.12.2004 № 165 и постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2020 № 273-пп «О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

Так, в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области от 28.12.2004 № 165, а также в целях обеспечения предоставления мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации области, Правительством Белгородской области утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты единовременного пособия малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее – Порядок).

Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования устанавливает особенности назначения и выплаты, в том числе определение размера и продолжительности выплаты, государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Социальным кодексом Белгородской области, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Источником финансового обеспечения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Порядком оказания помощи на основании социального контракта являются средства областного бюджета и субсидия из федерального бюджета, предоставляемая бюджету Белгородской области в целях софинансирования расходных обязательств Белгородской области по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Белгородской области, имеющие по независящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области в расчете на душу населения на дату обращения.

Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области, на более высокий уровень жизни за счет собственных активных действий для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение таких граждан (семьи граждан).

Основными принципами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, индивидуальный подход при определении мероприятий программы социальной адаптации, целевой характер государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Приложением № 8(6) к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Данными Правилами предусмотрено, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Положениями пп. «г» пункта 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющихся Приложением № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296, предусмотрены случаи, когда в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в пп. «б» пункта 3 (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности) настоящих Правил, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.12.2022 Казаников В.И. обратился в МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» с заявлением, зарегистрированным за № 144 об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».

Согласно представленному заявителем бизнес-плану инвестиционного проекта, он собиралась заниматься профессиональной деятельностью – оказанием ремонтно-строительных услуг. Финансирование данного проекта предполагало 350 000 руб. за счет средств, полученных по социальному контракту.

На основании решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол № 1 МВК от 13.01.2023) принято решение о назначении Казаникову В.И. государственной социальной помощи на основе социального контракта по направлению «индивидуальная предпринимательская деятельность» в сумме 350 000 руб.

16.01.2023 между МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» и Казаниковым В.И. был заключен социальный контракт № 23 от 16.01.2023.

В соответствии с пунктами 1.1. и 6.1. социального контракта, предметом социального контракта является соглашение между уполномоченным органом и заявителем в соответствии с которым, уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. на приобретение основных средств (оборудование), материально-производственных запасов, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Согласно программе адаптации, являющейся Приложением № 1 к социальному контракту Казаников В.И. обязался реализовать следующие мероприятия:

- приобрести основные средства в соответствии с бизнес-планом в течении четырех месяцев после получения государственной социальной помощи;

- осуществление и ведение профессиональной деятельности в соответствии с бизнес-планом;

- ежемесячное в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, информирование МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

Согласно пунктам 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6 Социального контракта Казаников В.И. обязался:

- использовать полученную государственную помощь в соответствии с программой социальной адаптации на реализацию мероприятий, прямо предусмотренных программой социальной адаптации и в установленные сроки;

- приобрести основные средства (оборудование) и предоставить в уполномоченный орган документы, подтверждающие приобретение и оплату основных средств;

- предоставлять в МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также документы, подтверждающие осуществление профессиональной деятельности в период действия Социального контракта и документы, подтверждающие доход от ведения профессиональной деятельности, а также документы, подтверждающие приобретение и оплату основных средств, материально-производственных запасов в соответствии с бизнес-планом.

Согласно пункту 3.2.13. Социального контракта Казаников В.И. обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления об одностороннем расторжении контракта.

В соответствии с пунктом 9.3. Социального контракта, он расторгается МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» в одностороннем порядке, в том числе в случае нецелевого использования (расходования) заявителем денежных средств, выплаченных в соответствии с социальным контактом, если заявителем не был предоставлен отчет о выполнении программы социальной адаптации в сроки, установленные пунктом 3.2.6. Социального контракта.

МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» обязательства по перечислению суммы государственной социальной помощи в размере 350 000 руб. исполнило надлежащим образом и в полном объеме, путем перечисления денежных средств на счет открытый в АО «Альфв-Банк» на банковский счет .

Платежным поручением от 17.03.2023 Казаникову В.И. на указанный счет Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области, как уполномоченный орган перечислил государственную социальную помощь по социальному контракту в размере 350 000 руб.

Срок действия Социального контракта с 16.01.2023 по 15.01.2024.

Казаников В.И. ни одного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» не предоставил и документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных по Социальному контракту в качестве государственной социальной помощи, не представил.

28.07.2023 решением межведомственной комиссией, оформленной протоколом № 28 от 28.07.2023, было принято решение о расторжении социального контракта № 23 от 16.01.2023 в одностороннем порядке в связи с не предоставлением ежемесячных отчетов о выполнении программы социальной адаптации.

Специалисты МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» выезжали к Казаникову В.И. по месту его жительства по адресу: г. Белгород, <адрес> (акт от 01.08.2023). Во время материально-бытового обследования по вышеуказанному месту жительства в квартире находились собственники жилого помещения, которые сообщили о том, что Казаников В.И. по данному адресу не проживает около двух месяцев, его местонахождение им не известно.

        МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» уведомлением от 01.08.2023 за исх. № 41-54/03-14/2825 уведомил Казаникова В.И. о расторжении социального контракта в одностороннем порядке и необходимости возврата денежных средств в размере 350 000 руб., полученных в качестве государственной социальной помощи по социальному контракту. Однако, за данными письмами Казаников В.И. не явился, согласно отчетам об отслеживании отправлений № 30802686270842 и № 30802686270880.

        В данном уведомлении со ссылкой на условия социального контракта Казаникову В.И. предложено возвратить полученные им денежные средства в размере 350 000 руб. в срок в течение 30 (тридцати) дней с момента получения уведомления.

С учетом, исследованных письменных доказательств, установленных фактических обстоятельств, с учетом объяснений представителя истца, суд приходит к выводу о том, что денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществлены по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В связи с чем, в социальном контракте прямо указана обязанность заявителя предоставлять отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и документы, подтверждающие такое выполнение, в том числе документы, подтверждающие приобретение основных средств и материально-производственных запасов в соответствии с бизнес-планом Казаниковым В.И. не представлены, влекущая расторжение социального контракта в одностороннем порядке и необходимость возврата полученных денежных средств.

С условиями социального контракта, правами и обязанностями заявителя, требованиями и последствиями нарушения условий заключенного социального контракта Казаников В.И. был ознакомлен, о последствиях предупрежден.

Несмотря на это, ответчик, зная о необходимости соблюдения вышеуказанных требований пунктов социального контракта, нарушил условия заключенного с МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» социального контракта, что в свою очередь повлекло расторжение социального контракта уполномоченным органом в одностороннем порядке и возникновение у Казаникова В.И. обязанности по возврату полученных ею денежных средств.

    В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        При изложенных обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования.

С 01.01.2023 вступили в действие изменения, внесенные в Социальный кодекс Белгородской области законом Белгородской области от 27.12.2022 № 266 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области и закон Белгородской области бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области», в соответствии с которыми выплату государственной социальной помощи (денежных средств) на основании социального контракта осуществляет Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области.

С 01.01.2023 МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» наделен полномочиями только по организации предоставления мер социальной защиты, предусмотренных статьей 41.1 Социального Кодекса Белгородской области. В связи с тем, что выплату государственной социальной помощи по социальному контракту производило Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области, что подтверждается платежным поручением № 120921 от 17.03.2023, следовательно, возврат средств в бюджет получателями государственной социальной помощи, должен производиться на доходный счет Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области

        В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 700 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 3123087159, ░░░░ 1023101671504) ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ , ░░░ ) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 350 000 ░░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░/░ 02262000010)

░░░ 3123021045

░░░ 312301001

░░░ 011403102

░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №03221643140000002600 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░/░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░/░) 40102810745370000018

░░░░░ 14701000

░░░ 812 1003 04102R4040321

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 104 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░ 812 1003 04102R4040321, ░░░ ░░░░ 23-54040-00000-00000.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 700 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                                    ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.03.2024.

2-691/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальной защиты и населения труда Белгородсчкой области
МКУ "Центр социальных выплат г. Белгорода"
Ответчики
Казаников Владимир Иванович
Суд
Свердловский районный суд г. Белгород
Судья
Кладиева Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.blg.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Подготовка дела (собеседование)
30.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее