66RS0001-01-2019-001821-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14.05.2019
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Павликовой М.П.,
при секретаре Фаттаховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова Рафаэля Накиповича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Зарипов Р.Н. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда в сумме 300 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 19.10.2017 сотрудники ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области изъяли у истца принадлежащую ему религиозную литературу – Коран, изложенную на арабском языке. Поскольку истец следовал транзитом через ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, он просил убрать Коран в его вещевую сумку, однако сотрудники ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области забрали Коран на проверку, а по отбытии истца из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Коран ему не вернули.
С декабря 2017 истец неоднократно обращался к администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области с заявлениями о направлении ему Корана по месту отбытия наказания, книга была выслана лишь 06.08.2018.
На протяжении длительного периода времени истец был лишен возможности читать священную книгу мусульман, что причинило ему нравственные страдания, которые он оценивает в 300 000 руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, просил исковые требования удовлетворить, дал пояснения аналогичные вышеизложенному.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Голуб Ю.В. исковые требования не признала, в своих возражениях на исковые требования указала, что 16.10.2017 истец прибыл транзитом из ФКУ ИК 5 УФСИН России по Республики Татарстан, убыл из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области 23.10.2017 в распоряжение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 19.10.2017 в 08:30 при проведении утренней проверки у истца в личных вещах была обнаружена и изъята книга в кожаном чехле черного цвета на арабском языке, о чем был составлен соответствующий акт. По данному поводу истец указал, что книга принадлежит ему, арабский язык он не знает, но читать умеет. 23.10.2017 книга и заключение проверки по факту обнаружения и изъятия книги направлены в СЗКСБТ УФСБ России по Свердловской области для проведения проверки. 06.08.2018 книга была направлена в адрес истца по месту отбытия наказания.
Представитель ответчика ФСИН России Ворошилова Л.В. исковые требование не признала, поддержала доводы представителя ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Голуб Ю.В.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, надзорное производство №, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч.1,2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Как установлено судом, и не оспаривается ответчиками, 16.10.2017 истец прибыл транзитом из ФКУ ИК 5 УФСИН России по Республики Татарстан, убыл из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области 23.10.2017 в распоряжение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 19.10.2017 в 08:30 при проведении утренней проверки у истца в личных вещах была обнаружена и изъята книга в кожаном чехле черного цвета на арабском языке, о чем был составлен соответствующий акт. По данному поводу истец указал, что книга принадлежит ему, арабский язык он не знает, но читать умеет. 23.10.2017 книга и заключение проверки по факту обнаружения и изъятия книги направлены в СЗКСБТ УФСБ России по Свердловской области для проведения проверки.
Согласно приложению № 2 к Приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету литературу и издания периодической печати из библиотеки СИЗО либо приобретенные через администрацию СИЗО в торговой сети, за исключением материалов экстремистского, эротического и порнографического содержания
В силу ч. 1 ст. 77 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства Юстиции Российской Федерации № 295 от 16.12.2016 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, бандеролях, передачах либо приобретать литературу, документы либо информации на любых носителях, призывающую к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающую необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Поскольку изъятый у истца Коран был на арабском языке, сотрудники ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, руководствуясь положениями Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Приказами Министерства Юстиции Российской Федерации № 189 от 14.10.2005 и № 189 от 16.12.2016 правомерно изъяли Коран для проверки по федеральному списку экстремистских материалов.
Вместе с тем, п. 52 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации № 295 от 16.12.2016 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» предусматривает, что запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. При переводе осужденных в другое исправительное учреждение изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе исправительном учреждении, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, в январе и феврале 2018 истец обращался к администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области с заявлениями о направлении ему по месту отбывания наказания изъятого у него Корна. При этом истец указывал, что лично забрать изъятую книгу он не имеет возможности, поскольку отбывает наказание, а родственники забрать книгу не могут, поскольку проживают в Республике Татарстан.
Действительно, законодатель не устанавливает срок по направлению личных вещей осужденных к месту отбытия ими наказания.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о возврате изъятых вещей осужденным должен соблюдаться принцип разумности, который в рассматриваемом деле соблюден не был.
Так с момента изъятия книги (19.10.2017) до момента ее направления по месту отбывания истцом наказания (06.08.2018) прошло почти 10 месяцев, при том, что в январе и феврале 2018 истец обращался к администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области с просьбами направить ему Коран по месту отбывания им наказания.
Указанное бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области свидетельствует о явном нарушении прав истца.
Согласно ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является ФСИН России.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. №10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от 06.02.2007 N 6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Принимая во внимание степень вины причинителя вреда, обстоятельства рассматриваемого дела и наступившие последствия, степень нравственных страданий истца, длительность нарушения права истца, суд взыскивает в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Зарипова Рафаэля Накиповича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Зарипова Рафаэля Накиповича компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., в остальной части иска отказать,
в иске к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме через Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019.
Судья: