Именем Российской Федерации
24 января 2019 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Х к Межмуниципальному отделу судебных приставов г. Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, судебному приставу – исполнителю ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, о признании постановления незаконным.
с участием административного истца Х, его представителя Оюн С.П., представителя административного ответчика Д, заинтересованных лиц ФИО1, ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Х обратился с иском к ответчикам о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, в обоснование указав, что на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ выданного мировым судьей судебного участка № г. Кызыла Республики Тыва с него взысканы алименты в размере 1/4 части заработка. Он уплачивал алименты вплоть до ДД.ММ.ГГГГ и решением мирового судьи судебного участка № г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден от уплаты алиментов с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем им было подано заявление о перерасчете задолженности по алиментам. Однако ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав исполнитель вынес постановление об отказе. Считает, что данное постановление незаконное, противоречащее ч.3 ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку в оспариваемые периоды он имел работу, следовательно, расчет должен был производиться исходя из размера его заработка и задолженность по алиментам должна составлять 20000 рублей.
Просит признать постановление об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать МОСП г.Кызыла по РОВИП определить размер задолженности Х по алиментам в размере 20000 рублей.
В судебном заседании административный истец Х, его представитель Оюн С.П. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении, просили иск удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия, в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Д в судебном заседание с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что судебный пристав-исполнитель действовала в рамках исполнительного производства в соответствии с требованиями закона, должник Х в нарушение требований закона не представлял сведений о его доходах, не сообщил об изменении в 2015 году фамилии и отчества, расчет задолженности от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривал и не обжаловал, поэтому оснований для определения размера задолженности по алиментам Х по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ у судебного пристава не имелось.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований Х отказать, поскольку должник в период исполнения никаких сведений о своих доходах не представлял, а также скрывал информацию об изменении своих анкетных данных и имеющимся месте работы.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством России случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется, помимо иных, также на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных указанным Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, 10 дневный срок на обращение с административным иском не пропущен.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании судебного приказа, выданного ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № г.Кызыла ( с учетом внесенных судом исправлений по опискам в судебном приказе) Х обязан к уплате алиментов в пользу ФИО3 алиментов на содержание сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ, после достижения им совершеннолетия.
Согласно заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, она просит принять на исполнение о взыскании задолженности по алиментам в размере 147985,95 рублей, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного судебного приказа в отношении Х возбуждено исполнительное производство N №, предметом которого является взыскание с должника в пользу взыскателя ФИО3 алиментов на содержание сына в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, копию постановления Х получил ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП ФИО1 должнику выдано требование о принятии последним мер к трудоустройству и оплате задолженности по алиментам, которое должник получил лично.
В рамках исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО1 произведен расчет задолженности по алиментам за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер задолженности составил 264613,95 рублей.
Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено усыновление в отношение ФИО3.
Постановлением начальника отдела Б от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление о расчете задолженности от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО1 произведен новый расчет задолженности и вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого должнику Х определена задолженность по алиментам на ДД.ММ.ГГГГ в размере 163674,85 рублей, указанное постановление сторонами исполнительного производства не обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно представленного списка № внутренних почтовых отправлений вышеуказанное постановление направлено Х
Согласно ответов №, №, №, № за период с июня по ДД.ММ.ГГГГ сведений в Пенсионном фонде о месте работы, заработной плате и дополнительных данных о должнике Х не предоставлено, запрос обработан с результатом нет сведений.
Согласно копии свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения переменил фамилию на Х.
Согласно копии свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения переменил отчество на «Х».
Сведений об изменении фамилии и отчества в ходе исполнения решения суда о взыскании алиментов в рамках исполнительного производства не представлял судебному приставу-исполнителю.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Органа Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентство) в <адрес> в архиве за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений в отношении Х о расторжении брака, перемене имени не имеется.
Определением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ заявление судебного пристава-исполнителя ФИО1 о прекращении исполнительного производства в отношении Х(Х) оставлено без удовлетворения. В мотивированной части указанного постановления указано, что не имеется правовых оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку у должника имеется задолженность по алиментам в размере 163674,85 рублей.
Х в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ принимал участие и знал об имевшейся задолженности в размере 163674,85 рублей, мер по обжалованию постановления от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности не предпринимал.
ДД.ММ.ГГГГ Х (Х) обратился на имя начальника отдела - старшего судебного пристава с заявлением о расчете задолженности по алиментам в котором просил определить задолженность с учетом представленных документов, подтверждающих его заработок.
Постановлением судебного пристава - исполнителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано по причине необоснованности.
Решением и.о.мирового судьи судебного участка № г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ иск Х к ФИО3 об освобождении от уплаты алиментов и установлении размера задолженности по алиментам удовлетворен частично. Судом постановлено освободить Х (Х) с ДД.ММ.ГГГГ от уплаты алиментов в пользу ФИО3 на ребенка ФИО3 (ФИО3). В удовлетворении остальной части иска отказано.
На вышеуказанное решение ответчиком ФИО3 подана апелляционная жалоба, решение не вступило в законную силу.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 указанного Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа (п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Статья 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) к числу прав сторон исполнительного производства относит права заявлять ходатайства.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, урегулирован в статье 64.1 Закона об исполнительном производстве и Методических рекомендациях, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, отнесено к исполнительным действиям.
Судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому задолженность составила 163674,85 рублей с учетом оплаты, произведенной должником в рамках исполнительного производства.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121, статьи 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
Так, исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями п. п. 3, 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ, ч. ч. 2 и 3 ст. 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Форма расчета задолженности по алиментам утверждена в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, и основаны на Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России ДД.ММ.ГГГГ N 01-16).
В соответствии с пунктом 5.1. названных Методических рекомендаций размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Согласно п. 5.3 названных Методических рекомендаций в случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1); заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2); заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (часть 3); если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).
Указанные требования закона судебным приставом-исполнителем соблюдены, вопреки доводам представителя административного истца, нарушение 10-дневного срока рассмотрения заявления должника не является основанием для отмены постановления.
Ранее, в рамках исполнительного производства до вынесения судебным приставом-исполнителем ФИО1 должником Х (Х) сведений и справок о доходах за спорный период не предоставлялось.
Заявление административного истца рассмотрено в установленном законом порядке. Судебный пристав-исполнитель, руководствуясь положениями ст. 14, ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по итогам рассмотрения заявления (ходатайства) участника исполнительного производства вынес постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства). При этом, из материалов дела следует, что постановлениями судебного пристава-исполнителя размер задолженности Х по алиментам определен исходя из размера алиментов, установленного судебным актом; в связи с отсутствием сведений о заработной плате должника, задолженность по алиментам рассчитана, исходя из размера средней заработной платы на момент взыскания задолженности, что в целом соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. В рамках исполнительного производства неоднократно был произведен расчет задолженности по алиментам, постановления о расчете задолженности должником в установленном законом порядке не оспаривались, оснований для перерасчета задолженности по алиментам не установлено.
Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
В случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 СК РФ, части 4 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления не допущено нарушения норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", положений Семейного кодекса РФ, а также прав должника. Кроме того в оспариваемый должником период времени судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились постановления об определении задолженности по алиментам, которые в установленном законом порядке и установленные сроки не оспаривались административным истцом; документы, которые бы влияли на размер задолженности по алиментам и являлись основанием для перерасчета долга, установленного предыдущими постановлениями о расчете задолженности, должником не были представлены в соответствующий период судебному приставу-исполнителю.
В случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из статей 71 и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
С учетом изложенного, сомнения административного истца относительно установленного размера задолженности по алиментам могут быть разрешены в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы административного истца указанных выводов не опровергают и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.ст.227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Х к Межмуниципальному отделу судебных приставов г. Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, судебному приставу – исполнителю ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, о признании постановления незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.
Судья Е.Н. Боломожнова