Дело № 2а-1094/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2021 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Юркиной С.Н.,
при секретаре Коротковой И.А.,
с участием административного истца Тищенко С.Ю., представителя административного ответчика Администрации Розинского городского поселения Удовиченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тищенко С.Ю. к Администрации Коркинского муниципального района, Администрации Розинского городского поселения о признании незаконным постановления, снятии земельного участка с кадастрового учёта,
УСТАНОВИЛ:
Тищенко С.Ю. обратилась в суд с административным иском к Администрации Коркинского муниципального района, Администрации Розинского городского поселения о признании незаконным постановления, снятии земельного участка с кадастрового учёта.
В обоснование административного иска сослалась на следующие обстоятельства. Она является собственником жилого помещения - квартиры НОМЕР в многоквартирном доме АДРЕС Собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме АДРЕС, выбрана управляющая организация - ООО УО «Виктория». В соответствии с протоколом от 22.05.2020г. общего собрания собственников помещений в МКД, принято решение о направлении заявки на включение дворовой территории многоквартирного дома в адресный перечень муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Розинское городское поселение Коркинского муниципального района Челябинской области на 2018-2024 годы». От представителей ООО УО «Виктория» ей стало известно о том, что на основании постановления Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015г. НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС» был сформирован земельный участок с кадастровым номером НОМЕР под многоквартирным жилым домом по адресу: АДРЕС Земельный участок был сформирован по периметру многоквартирного дома и не включает в себя элементы озеленения и благоустройства данного дома и другой используемой собственниками жилых помещений данного МКД прилегающей территории, которая является общей долевой собственностью собственников помещений МКД. Данное обстоятельство ущемляет её право и других собственников помещений в доме, поскольку нормальное функционирование и жизнедеятельность МКД и проживающих в нём граждан, не могут быть обеспечены в полной мере. Кроме того, факт формирования спорного земельного участка «по отмостку» является препятствием для завершения участия в программе по благоустройству дворовой территории, а именно принятию в собственность жильцов вновь созданных объектов благоустройства. Таким образом, принятием постановления Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015г. НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС, повлекшее формирование земельного участка под МКД без учёта дворовой территории. Тем самым, нарушаются её права, и права остальных собственников помещений МКД №АДРЕС, в частности право на приобретение в общую долевую собственность объектов, вновь образовавшихся в результате благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, скамеек по программе. Без снятия с кадастрового учёта земельного участка, сформированного по отмостку МКД, они лишены права возможности поставить на кадастровый учёт земельный участок в новых границах, сформированный с учётом придомовой территории, которую собственники, в соответствии с правовыми нормами, могут использовать по своему усмотрению и в своих интересах. На сегодняшний день собственники лишены возможности исполнить принятое на общем собрании, состоявшемся 22.05.2020г. решение. В соответствии с позицией Управления Росреестра, снятие с кадастрового учёта, сформированного по отмостку земельного участка, возможно только в судебном порядке. Просит: признать незаконным и отменить постановление Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015 НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью 1978 кв.м., находящегося по адресу: АДРЕС (л.д.3-6).
Административный истец Тищенко С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Розинского городского поселения Удовиченко И.А. в судебном заседании исковые требования Тищенко С.Ю. признала в полном объёме, возражений не имела.
Представители административного ответчика Администрации Коркинского муниципального района, заинтересованных лиц ООО УО «Виктория», Коркинского филиала Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела (л.д. 27-30). ООО УО «Виктория», Управлением Росреестра по Челябинской области представлены отзывы, в которых возражений по иску не имеется (л.д. 37,38-41).
Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие административного ответчика Администрации Коркинского муниципального района и заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика Удовиченко И.А. и исследовав материалы административного дела, суд приходит к одному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что истице Тищенко С.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: АДРЕС (л.д. 12).
Решением общего собрания собственников помещений в МКД выбран способ управления домом - управляющая компания ООО УО «Виктория».
Постановлением Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015 НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС сформирован земельный участок с кадастровым номером НОМЕР под многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС. Установлено разрешённое использование земельного участка - среднеэтажная жилая застройка. Категория земель - земли населённых пунктов (л.д. 7).
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 13-14), земельный участок был поставлен на учёт в государственном кадастре недвижимости 27.07.2015, площадью 1978 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР.
При этом, границы земельного участка площадью 1978 кв.м. были установлены по периметру дома, по отмосткам многоквартирного дома, без учёта придомовой территории.
Данное постановление Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015 НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС издано в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройству при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, с учётом фактически используемой площади земельного участка, на основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о проведении территориального землеустройства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 НОМЕР.
Из предоставленного в материалы дела протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС от 22.05.2020 следует, что был рассмотрен вопрос о формировании земельного участка, на котором расположен МКД по адресу: АДРЕС; снятии с кадастрового учёта земельного участка, сформированного без учёта придомовой территории; формировании и проведении кадастрового учёта земельного участка под МКД с учётом придомовой территории и объектов благоустройства для принятия земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений МКД (л.д. 8-11).
В соответствии с ч. 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Причём под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория. Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п..
Согласно пп. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, в состав общего имущества включаются элементы озеленения и благоустройства дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки. Указанные объекты размещаются в границах земельного участка, на котором расположен дом.
По смыслу разъяснений п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» муниципальное образование не вправе распоряжаться землёй в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии с п.24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.
Статьёй 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 года № 28-ФЗ, действовавшего до 17 мая 2008 года, государственный кадастровый учёт земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учёта в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
В силу положений пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей до 01.03. 2015 года, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на основных принципах земельного законодательства, указанных в статье 1 указанного кодекса, в числе которых указан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём, в частности, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из положений ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.
В силу ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 года №78-ФЗ порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, кадастровой деятельности и регистрацией прав на недвижимое имущество регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07. 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастровой деятельности, действующей до 01.01.2017 года, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такового документа из сведений, содержащихся в документе, определяющем месторасположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В силу п.п. 8,10 ст. 22 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01. 2017 года, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утверждённым в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утверждённом проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
С учётом приведённых норм законодательства, действующего на период принятия оспариваемого постановления Администрации Коркинского муниципального района и на момент рассмотрения настоящего дела, и установленных судом обстоятельств, права собственников помещений в многоквартирном доме были нарушены, так как при установлении границ земельного участка иные входящие в состав многоквартирного дома объекты недвижимого имущества с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, не были учтены.
Права истца и других собственников помещений в многоквартирном доме подлежат восстановлению путём установления границ земельного участка в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно основных характеристик земельного участка - площади и местоположения границ.
В соответствии п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учёт недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются в том числе:
- вступившие в законную силу судебные акты;
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учёт осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учёт в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Если при государственном кадастровом учёте в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учёта вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учёте изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учёт в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд находит административные исковые требования обоснованными.
Представитель административного ответчика Администрации Розинского городского поселения Удовиченко И.А. в судебном заседании признала исковые требования Тищенко С.Ю..
Представитель административного ответчика Администрации Коркинского муниципального района в судебное заседание не явился, каких-либо возражений на иск Тищенко С.Ю. не предоставил.
Поскольку при формировании данного участка и установлении его границ были нарушены требования действующего законодательства и права истца, то требования Тищенко С.Ю. о признании незаконным и отмене постановления Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015 НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС»; снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 1978 кв. м., находящегося по адресу: АДРЕС, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Иск Тищенко С.Ю. удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Коркинского муниципального района от 17.07.2015 НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: АДРЕС
Снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 1978 кв. м., находящийся по адресу: АДРЕС
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Юркина
Мотивированное решение вынесено 07.10.2021 года.