Решение по делу № 3а-515/2022 от 08.04.2022

24SO0000-01-2022-000246-46

Дело № 3А-515/2022

010а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июля 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя Березовского районного Совета депутатов, Главы Березовского района Кадеровой Е.А., прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-515/2022 по административному иску Кирилловой Ирины Владимировны о признании не действующим в части Решение Березовского районного Совета депутатов от 30 ноября 2010 года № 12-50Р «Об утверждении генерального плана Маганского сельсовета Березовского района», Решение Березовского районного Совета депутатов от 14 августа 2012 года № 43-188Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Березовского районного Совета депутатов от 30 ноября 2010 года № 12-50Р «Об утверждении генерального плана Маганского сельсовета Березовского района» (далее – Решение от 30 ноября 2010 года № 12-50Р) утвержден генеральный план Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее – Генеральный план).

Приложением № 1 к Решению от 30 ноября 2010 года № 12-50Р является «Схема генерального плана. Схема функционального зонирования территории».

Решение от 30 ноября 2010 года № 12-50Р было подписано Главой Березовского района Красноярского края, опубликовано 2 декабря 2010 года в общественно-политической газете Березовского района «Пригород» и в соответствии с пунктом 4 данного Решения оно вступило в силу со дня его официального опубликования.

Решением Березовского районного Совета депутатов от 14 августа 2012 года № 43-188Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края» (далее – Решение от 14 августа 2012 года № 43-188Р) утверждены Правила землепользования и застройки Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее - Правила землепользования и застройки).

Приложениям к Решению от 14 августа 2012 года № 43-188Р, является Карта территориального зонирования.

Решение от 14 августа 2012 года № 43-188Р было подписано Главой Березовского района Красноярского края, опубликовано в первоначальной редакции 30 августа 2012 года в общественно-политической газете Березовского района «Пригород» и в соответствии с пунктом 3 данного Решения оно вступило в силу со дня его официального опубликования.

Кириллова И.В. обратилась с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующими Решение от 30 ноября 2010 года № 12-50Р и Решение от 14 августа 2012 года № 43-188Р в части территории в границах земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 и в границах земельного участка согласно координат, прилагаемых к заявлению об уточнении административного иска. Также просит возложить на орган местного самоуправления обязанность принять заменяющие нормативные правовые акты.

Требования мотивированы тем, что Кириллова И.В. на основании договора купли-продажи от 9 апреля 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225, общей площадью 1451 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Маганск, ул. Советская, 54. На данном земельном участке административный истец на основании разрешения на строительство от 9 июня 2011 года, выданного администрацией Березовского района Красноярского края с утверждением градостроительного плана земельного участка от 17 мая 2011 года, с привлечением средств материнского капитала возвела индивидуальный жилой дом. По завершению строительства, в сентябре 2017 года административный истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права в связи с созданием объекта недвижимости. Уведомлением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 3 октября 2017 года государственная регистрация индивидуального жилого дома была приостановлена по тем основаниям, что объект недвижимости частично не входит в границы земельного участка, тем самым расположен на нескольких земельных участках. С целью устранения причин, препятствующих в постановки на государственный кадастровый учет индивидуального жилого дома, административный истец обратилась в администрацию Березовского района с заявлением о перераспределении земель, в чем ей было отказано ответом от 18 сентября 2021 года по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 24:06:6601004:225 расположен в территориальной зоне «Л-1» зона «Ландшафтная», в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства. Такое территориальное зонирование нарушает права административного истца.

Представитель Березовского районного Совета депутатов, Главы Березовского района Кадерова Е.А., действующая на основании доверенностей, не возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что ландшафтная зона была установлена в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка, скорее всего, ошибочно. В настоящее время в документы территориального планирования и территориального зонирования вносятся изменения, в соответствии с которыми в отношении земельного участка будет установлена зона индивидуальной жилой застройки.

Административный истец Кириллова И.В., Глава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края, извещенные о времени и месте судебного заседания, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 13 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, по которым представительным органом местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Процедура подготовки и принятия генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений определена статьями 24-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правил землепользования и застройки - статьями 30 - 35 названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты были подготовлены, приняты и опубликованы уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями и вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 24-25, 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается участвующими в деле лицами.

Судом установлено, что Кириллова И.В. на основании договора купли-продажи от 9 апреля 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225, общей площадью 1451 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Маганск, ул. Советская, 54.

Из указанного договора купли-продажи, а также кадастрового паспорта от 29 ноября 2008 года следует, что ранее земельный участок с кадастровым номером 24:06:6601004:225 (предыдущий кадастровый номер 24:06:660133:0010) принадлежал продавцу на основании Постановления Маганской сельской администрации Березовского района от 9 ноября 2000 года, запись о регистрации права собственности была внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 августа 2003 года (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости). Кадастровый номер 24:06:6601004:225 внесен в Единый государственный реестр недвижимости 1 декабря 2005 года.

Данный земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 26 мая 2011 года был утвержден градостроительный план земельного участка, в котором указано на то, что земельный участок имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

9 июня 2011 года администрацией Березовского района Красноярского края Кирилловой И.В. было выдано разрешение на строительство, на основании на указанном земельном участке построен индивидуальный жилой дом.

Уведомлением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 3 октября 2017 года была приостановлена государственная регистрация индивидуального жилого дома по тем основаниям, что объект недвижимости частично не входит в границы земельного участка, тем самым расположен на нескольких земельных участках.

Ответом 18 сентября 2021 года администрация Березовского района отказала Кирилловой И.В. в удовлетворении заявления о перераспределении земель по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 24:06:6601004:225 расположен в территориальной зоне «Л-1» зона «Ландшафтная», в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства.

Из материалов дела следует, что оспариваемое функциональное и территориальное зонирование было впервые установлено Решением от 30 ноября 2010 года № 12-50Р и Решением от 14 августа 2012 года № 43-188Р и до настоящего времени не изменялось.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.

Межу тем, такие ограничения не могут устанавливаться произвольно.

По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, а также защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.

На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, также должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).

Таким образом, органы местного самоуправления, реализуя свои дискреционные полномочия в сфере земельных отношений и градостроительства, при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Соответственно, введение правового регулирования, устанавливающего ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков, допустимо лишь в предусмотренных законом целях - обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу правовых норм, закрепленных в частях 8, 9 и 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция расположенных на земельном участке объектов капитального строительства либо строительство новых объектов возможны только при соблюдении требований новых градостроительных регламентов.

Таким образом, действующий градостроительный регламент принадлежащего административному истцу земельного участка не позволяет реконструкцию либо строительство объектов индивидуального жилищного строительства, что ограничивает права административного истца на использование земельного участка.

При этом материалами дела подтверждается, что установление в отношении названного земельного участка территориальной зоны «Л-1. Зона Ландшафтная» и соответствующей функциональной зоны сделано ошибочно, без учета сложившейся планировки территории, существующего землепользования, планируемого развития территории, а также прав и законных интересов собственника земельного участка, других физических и юридических лиц.

Письмом от 22 декабря 2021 года администрация Березовского района сообщила Кирилловой И.В. о том, что при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, территория земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 будет отнесена к территориальной зоне «Ж-1. Жилая усадебная застройка».

В настоящее время проводится процедура внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, предусматривающих отнесение названного земельного участка к функциональной и территориальной зоне «Ж-1. Жилая усадебная застройка».

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения Решение от 30 ноября 2010 года № 12-50Р в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 функциональной зоны «Ландшафтная»; Решение от 14 августа 2012 года № 43-188Р в части установления в отношении данного земельного участка территориальной зоны «Л-1. Ландшафтная», а также обязать Березовский районный Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о признании не действующими вышеуказанных нормативных правовых актов части установления функционального и территориального зонирования в границах земельного участка согласно координат, прилагаемых к заявлению об уточнении административного иска, поскольку в настоящее время земельный участок в таких границах не существует, границы в предлагаемых административным истцом координатах в установленном порядке не определены, решение о перераспределении земель, предполагающее установление границ земельного участка в предлагаемых административным истцом координатах, органом местного самоуправления не принималось.

При этом в рамках настоящего административного дела судом осуществляется проверка оспариваемых нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, что не предполагает одновременное рассмотрение и разрешение индивидуальных споров, в том числе, о перераспределении земель и о границах земельного участка (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Поскольку признание судебным решением не действующими Решений от 30 ноября 2010 года № 12-50Р, от 14 августа 2012 года № 43-188Р в части установления функциональной и территориальной зон в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 не создает такой правовой неурегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд не усматривает необходимости возлагать на представительный орган местного самоуправления внести соответствующие изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки (принять заменяющие нормативные правовый акты), учитывая при этом, что изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки могут быть внесены в рамках процедур, предусмотренных статьями 24-25, 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Кирилловой Ирины Владимировны – удовлетворить частично.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения:

Решение Березовского районного Совета депутатов от 30 ноября 2010 года № 12-50Р «Об утверждении генерального плана Маганского сельсовета Березовского района» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 функциональной зоны «Ландшафтная».

Решение Березовского районного Совета депутатов от 14 августа 2012 года № 43-188Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:06:6601004:225 территориальной зоны «Л-1. Ландшафтная».

В удовлетворении требований Кирилловой Ирины Владимировны о возложении обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты – отказать.

Обязать Березовский районный Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 7 июля 2022 года.

3а-515/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кириллова Ирина Владимировна
Ответчики
Администрация Березовского района Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация административного искового заявления
11.04.2022Передача материалов судье
11.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Дело оформлено
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее