Дело № 2-2330/22
11RS0005-01-2022-003154-87
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми |
15 июля 2022 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесенина А.В. к муниципальному казенному предприятию «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта», Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
установил:
Колесенин А.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к МКП «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта», Администрации МОГО «Ухта» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием 02.12.2021 года в размере 204.361,59 руб., расходов на оплату услуг оценщика в размере 7.000 руб.; расходов на оплату услуг представителя в размере 16.000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 5.244 руб.
Определением суда от 20.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Строительно-промышленная компания «Темп-Дорстрой» (далее ООО СПК «Темп-Дорстрой»).
В судебное заседание представитель ответчика МКП «Ухтаспецавтодор», представитель третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал и показал, что 02.12.2021 около 02 часов он от заправки Лукойла поехал по .... в сторону ..... В месте сужения дороги он наткнулся на препятствие, которое было запорошено снегом, получил удар в правую часть автомобиля, машину подкинуло. Остановился, обнаружил, что повреждены переднее и заднее колеса с правой стороны. Все он снял на свой телефон. Бардюр он не задевал, ехал по проезжей части. Он наехал на бардюрный камень - элемент дороги, который был в свежепочищенном снегу. Камень он отодвинул немного к краю проезжей части, чтобы остальные машины на него не наехали. Он и сотрудники ГИБДД обнаружили сначала только спущенные колеса правые переднее и заднее. Он не смог дозвониться до эвакуатора, поэтому снял поврежденные колеса, поставил летние колеса и доехал до гаража. Машина частично отремонтирована, не отремонтированы: задняя балка, АБС, гул в коробке передач.
Ранее в судебном заседании представитель истца Дорогий Р.И., допущенный к участию в деле на основании ст. 53 ГПК РФ, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика МКП «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта»по доверенности Куприянов Д.Н. исковые требования не признал и показал, что .... передана им в оперативное управление, которое зарегистрировано 19.03.2019. В 2021 был заключен муниципальный контракт на ремонт улицы с ООО СКП «Темп-Дорстрой», сроки работ с 07.06.2021 по 30.09.2021. Бардюрный камень был выбит из бардюра, установленного СКП «Темп-Дорстрой».
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» по доверенности Хомец А.В. исковые требования не признала и показала, что Администрация МОГО «Ухта» не является надлежащим ответчиком по делу, дорога – Набережная Газовиков передана в оперативное управление МКП «Ухтаспецавтодор».
Представитель третьего лица ООО СПК «Темп-Дорстрой» по доверенности Рудольф А.А. в представленном в суд отзыве указал, что с даты подписания актов приема-сдачи выполненных работ 25.09.2021 и по настоящее время МКП «Ухтаспецавтодор» в их адрес с какими либо письмами, претензиями по факту обнаружения недостатков (дефектов) в выполненных работах в гарантийный период не обращался.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы по факту дорожно-транспортного происшествия, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 декабря 2021 года около 02:18 часов в районе дома № .... Колесенин А.В. управляя автомобилем марки Ситроен гос.номер С 636 СС 11 регион совершил наезд на препятствие – бардюрный камень, в результате чего автомобилю истца были причинены повреждения.
02.12.2021 инспектором ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Ухте составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационной состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, из которого следует, что на участке: .... на проезжей части лежит бардюрный камень.
Наличие бардюрного камня на проезжей части дороги подтверждается также схемой места совершения административного правонарушения, фотоматериалами, представленными истцом.
В соответствии с п. 86 Приказа МВД России от 30 марта 2015 года № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог», в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение № 4 к настоящему Административному регламенту).
Согласно пункту 88 указанного Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры является указание руководителя или дежурного дежурной части подразделения Госавтоинспекции (при их наличии) или дежурной части органа внутренних дел. Сотрудник путем изучения места дорожно- транспортного происшествия, в том числе с использованием специальных технических средств, опроса его участников и свидетелей устанавливает и фиксирует наличие дорожных условий, сопутствующих дорожно- транспортному происшествию, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
Таким образом, действия сотрудника ГИБДД при составлении акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги соответствовали требованиям пунктов 86, 88 Административного регламента, проведение осмотра участка автодороги на месте дорожно-транспортного происшествия с участием представителя юридического лица, обслуживающего данный участок дороги не требовалось.
Составленный акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 02.12.2021 после дорожно - транспортного происшествия соответствует требованиям п. 86 вышеназванного Административного регламента, объективно указывает на состояние дорожного покрытия на аварийном участке. Правовых оснований для признания названного акта ненадлежащим доказательством по делу не имеется, какими-либо неоспоримыми доказательствами данный акт не опровергнут.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу положений Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 24 указанного Закона предусмотрено возмещение ущерба по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
На основании ст. 28 Закона пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела усматривается, что дорога «Набережная Газовиков» находится в границах городского округа и является собственностью муниципального образования городского округа «Ухта».
Приказом КУМИ Администрации МОГО «Ухта» № 90 от 01.02.2017 года, данная дорога закреплена на праве оперативного управления за МКП «Ухтаспецавтодор», право оперативного управления зарегистрировано 19.03.2019.
В соответствии с положениями ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ч.1).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Как следует из устава МКП «Ухтаспецавтодор», Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1.8); Предприятие создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с надлежащим содержанием объектов внешнего благоустройства и территории в границах МОГО «Ухта», удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (п. 2.1); Предприятие осуществляет в установленном федеральными законами Российской Федерации иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом порядке в т.ч. деятельность по содержанию, эксплуатации, текущему и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства в границах МОГО «Ухта» (пп. 2 п. 2.2).
Таким образом, приняв объект (автодорогу Набережная Газовиков) в оперативное управление МКП «Ухтаспецавтодор» приняло на себя обязательства по соблюдению всех государственных требований и нормативов, направленных в частности на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, следовательно, обязанность по проведению комплекса работ по содержанию объекта должна быть возложена на Предприятие, владеющего автодорогой на праве оперативного управления
Из содержания вышеприведенных положений следует, что МКП «Ухтаспецавтодор», должно осуществлять контроль за состоянием переданных ему в оперативное управление автодорог и дорожных сооружений, проводить работы по восстановлению поврежденных участков в целях обеспечения безопасности дорожного движения и информировать участников дорожного движения об условиях проезда на поврежденном участке (например, с помощью предупреждающих об опасности знаков).
07.06.2021 между МКП «Ухтаспецавтодор» и ООО СПК «Тем-Дорстрой» был заключен Контракт № .... на выполнение работ по ремонту улиц и проездов МОГО «Ухта». Срок выполнения работ определен по 30.09.2021.
01.09.2021 между МКП «Ухтаспецавтодор» и ООО СПК «Тем-Дорстрой» был заключен Договор № .... на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от .... до автодороги .... (установка ботовых камней при других видах покрытий, укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб). Срок выполнения работ определен до 25.09.2021.
Между сторонами были подписаны акты приема-сдачи выполненных работ 25.09.2021.
Ответчиком МКП «Ухтаспецавтодор» не представлено сведений об обращениях к ООО СПК «Темп-Дорстрой» с претензиями по факту обнаружения недостатков (дефектов) в выполненных работах.
Кроме того, необходимо отметить, что с момента приемки работ, выполненных третьим лицом 25.09.2021 до рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия 02.12.2021 прошло значительное время и при имеющихся недостатках в выполненных работах, они должны были проявиться раньше. Суд учитывает также пояснения истца о том, что фрагмент бардюра был в свежепочищенном снегу, что указывает на то, что бардюр был перемещен со своего места при очистке снега МКП «Ухтаспецавтодор».
Произошедшее ДТП указывает на недостаточность принимаемых законным владельцем мер, направленных на обеспечение сохранности объекта, переданного ему в оперативное управление, в отсутствие доказательств, опровергающих данные обстоятельства. При получении имущества в оперативное управление МКП «Ухтаспецавтодор» в силу статьи 10 ГК РФ должен был предвидеть риски бремени владения и пользования объектом недвижимости, имеющего особенности в использовании.
В силу приведенных выше норм статьи 1064 ГК РФ и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда законом возложено на лицо, этот вред причинившее, в данном случае на МКП «Ухтаспецавтодор».
Исходя из материалов дела, действия истца не состоят в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП и наступившими последствиями, в связи с чем оснований для применения положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ у суда не имеется.
Таким образом, судом достоверно установлено, что причиной дорожного происшествия и повреждения автомобиля истца явилось наличие бардюрного камня на проезжей части автодороги вследствие ненадлежащего исполнения МКП «Ухтаспецавтодор» обязанности по содержанию дороги.
По изложенным выше доводам суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является МКП «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта», в связи с чем заявленные требования к Администрации МОГО «Ухта» удовлетворению не подлежат.
Истцом в материалы дела представлен отчет .... от 07.04.2022, выполненный ИП Кашаповым М.М., согласно которому стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учета износа составила 204.361,59 руб., с учетом износа – 135.263, 25 руб.
Суд, оценив вышеназванный отчет ИП Кашапова М.М., с точки зрения относимости, допустимости, достоверности принимает данный отчет, который основан на результатах непосредственного осмотра транспортного средства оценщиком, содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ссылки на нормативную документацию. Не доверять указанному исследованию у суда нет оснований, поскольку оно произведено экспертом-техником, обладающим определенными познаниями в данной области, имеющим соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, стаж и квалификацию.
Размер ущерба стороной ответчика убедительным образом не оспорен, доказательств иной суммы ущерба, которую следовало учитывать при расчете, не представлено.
Таким образом, в пользу истца с МКП «Ухтаспецавтодор» необходимо взыскать стоимость восстановительного ремонта в размере 204.361 руб. 59 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца на оплату услуг представителя составили 16.000 руб. С учетом выполненной представителем истца работы в интересах истца (консультации, составление искового заявления, участие в двух судебных заседаниях), суд считает сумму в размере 16.000 руб. разумной и соответствующей объему выполненной представителем истца работы.
В соответствии со ст.ст. 94,98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в счет компенсации расходов истца по оплате отчета ИП Кашапова М.М. - 7.000 руб., по оплате государственной пошлины – 5.244 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колесенина А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного предприятия «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта» в пользу Колесенина А.В. материальный ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием – 204.361 руб. 59 коп., расходы по оплате отчета ИП Кашапова М.М.– 7.000 руб.,расходы на оплату услуг представителя – 16.000 руб., расходы по оплате государственной пошлины – 5.244 руб., всего 232.605 руб. 59 коп.
В удовлетворении исковых требований Колесенина А.В. к администрации МОГО «Ухта о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 15 июля 2022 года.
Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева