Решение по делу № 33-2312/2019 от 26.03.2019

Советский районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО13,

судей ФИО14 и ФИО15,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя истца ФИО17 ФИО18 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> гражданское дело по исковому заявлению представителей ФИО19 ФИО20, ФИО2, ФИО3 к государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Поликлиника » г. Махачкалы (далее - ГБУ РД «Поликлиника » г. Махачкалы) об обязании выдавать бесплатный рецепт на лекарственные средства, назначенные лечащим врачом; к Министерству финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) об обязании выделить денежные средства за счет средств республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом; к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - Минздрав РД) об обязании обеспечивать истца лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями; к Правительству Республики Дагестан (далее - Правительство РД) об обязании принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом.

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия

установила:

Представители ФИО4 ФИО10, ФИО16., ФИО3 обратились в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением об обязании:

ГБУ РД «Поликлиника » г. Махачкалы - выдавать бесплатный рецепт на лекарственные средства, назначенные лечащим врачом;

Минфин РД - выделить денежные средства за счет средств республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом;

Минздрав РД - обеспечивать истца лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями;

Правительство РД - принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом.

В обоснование искового заявления указали, что истец ФИО4 является инвалидом первой группы в связи с заболеванием последствия перенесенного ОНМК геморрагического инсульта в левом полушарии головного мозга.

Ему были назначены в лечащим врачом в государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан «<.> » г. Махачкалы (далее - ГБУ РД «<.> » г. Махачкалы) следующие лекарственные препараты:

«<.>» 125 мг. Три раза в день один месяц;

«<.>» 10 мг. Два раза в день регулярно;

«<.>» 150 мг. Вечером постоянно;

«<.>» 25 мг. Утром и 50 мг вечером.

За 2018 год истец ни одного из указанных препаратов не получил.

Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

Поликлиника нарушила требования законодательства о выдаче бесплатного рецепта, хотя он неоднократно обращался к врачу за получением рецепта.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Иск ФИО4 удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить бесплатно лекарственными препаратами ФИО4 согласно назначению врача.

Обязать ГБУ РД «Поликлиника » г. Махачкалы при обращении в поликлинику ФИО4 выдать бесплатные электронные рецепты на лекарственные средства, согласно назначению врача.

В части требований к Правительству РД по принятию мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, назначенных врачом ФИО4 и к Министерству финансов РД о выделении денежных средств за счет средств республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов врачом ФИО4 отказать».

Не согласившись с данным решением суда, представителем истца ФИО4 ФИО1 З.Б. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в части отказа в удовлетворении исковых требований, обращенных к Правительству РД и Минфину РД, о принятии по делу нового решения, которым указанные исковые требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не указал обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на основании которых был сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Также суд, приходя к такому выводу, не указал норму материального закона, примененного судом к данным правоотношениям.

Между тем Правительство РД обязано принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов, а Минфин РД выделить для этого денежные средства.

Федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Минфина РД ФИО11 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

На судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан представитель ответчика Минфина РД ФИО11 и представитель ответчика Правительства РД ФИО12 просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

На судебное заседание в Верховный Суд Республики Дагестан истец ФИО4 и его представители, а также представители ответчиков Минздрава РД и ГБУ РД «Поликлиника » г. Махачкалы, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержден постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно приводится в приложении № 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в вышеуказанный перечень входит и заболевание, которым страдает истец ФИО4 (последствия перенесенного ОНМК геморрагического инсульта в левом полушарии головного мозга; правосторонний глубокий гемипарез; астенический синдром; симптоматическая эпилепсия; артериальная гипертония; хронический гепатит), и, следовательно, лекарственные средства и изделия медицинского назначения ему должны отпускаться по рецептам врачей бесплатно.

Как следует из выписной справки неврологического отделения ГБУ РД «<.> » г. Махачкалы (л. д. 29 - 30) из истории болезни истцу ФИО4 лечащим врачом были назначены следующие лекарственные препараты:

«<.>» 125 мг. Три раза в день один месяц;

«<.>» 10 мг. Два раза в день регулярно;

«<.>» 150 мг. Вечером постоянно.

В свою очередь, Минздрав РД, ссылаясь на отсутствия возможности финансирования из республиканского бюджета в объеме, предусмотренном бюджетом расходов, не обеспечивает истца в необходимом количестве лекарственными препаратами, назначенными врачом.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение ст. ст. 2, 41 Конституции РФ, ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органами государственной власти Республики Дагестан истец не обеспечивается надлежащим образом необходимыми условиями для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное гарантии на лекарственное обеспечение.

Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (абз. 1 п. 2 ст. 154).

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 158).

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств (ст. 160.2-1).

Положением о Минфине РД, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2010 года № 115 «Вопросы Министерства финансов Республики Дагестан», предусмотрено, что Минфин РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Дагестан и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан (п. 1).

Минфин РД осуществляет в пределах своей компетенции следующие полномочия: разрабатывает проект республиканского бюджета Республики Дагестан, прогноз консолидированного бюджета Республики Дагестан и обеспечивает его исполнение в установленном порядке (п. 4.4); исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет Республики Дагестан, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов Республики Дагестан (п. 4.17); организует работу по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан, местных бюджетов и смет расходов бюджетных организаций (п. 4.29); организует и доводит в установленном порядке до организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Дагестан, и финансовых органов местного самоуправления установленные формы учета и отчетности по кассовому исполнению республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов (4.30).

Аналогичные полномочия для Минфина РД в бюджетном процессе установлены Законом Республики Дагестан от 10 марта 2015 года № 18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан».

Кроме того, ч. 3 п. 2 ст. 27 Закона Республики Дагестан от 10 марта 2015 года № 18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» предусмотрено, что Минфин РД имеет исключительное право утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств республиканского бюджета;

Из анализа вышеизложенных норм в их системной взаимосвязи следует, что в рамках своих полномочий Минфин РД исполняет республиканский бюджет в объемах бюджетных ассигнований, предусматриваемых ежегодно в законе о бюджете Республики Дагестан для каждого главного распределителя средств бюджета, а также доводит до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является Минздрав РД в соответствии со ст. 158 БК РФ, общую сумму бюджетных средств, утвержденную законом на соответствующий финансовый год.

Кроме того, в республиканском бюджете Республики Дагестан средства на указанные цели формируются в составе общего объема финансирования данных расходов без разбивки суммы для конкретных закупок, то есть расходование выделенных средств по тем или иным закупкам осуществляется Минздравом РД самостоятельно.

Следовательно, непосредственное обеспечение лекарственными препаратами владельцев льгот, является функцией Минздрав РД.

Исполнение закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, то есть в законе о бюджете на соответствующий финансовый год, в данном случае доведение средств до Минздрава РД, осуществлено Минфином РД в полном объеме, тем самым, реализовав свою функцию.

При этом, Минфин РД не вправе выделить какому-либо получателю средства сверх объемов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан, принимаемом в форме закона на соответствующий финансовый год.

Кроме того, из содержания ст. 152 БК РФ следует, что физические лица не являются участниками бюджетного процесса и, следовательно, они не могут быть прямыми получателями средств в силу закона.

Таким образом, действующее бюджетное законодательство не предусматривает выделение денежных средств Минфином РД из республиканского бюджета для оказания адресной помощи конкретным физическим лицам.

Также следует учесть, что из запроса по финансированию на 17 декабря 2018 года (л. д. 78) следует, что Законом Республики Дагестан от 26 декабря 2017 года № 100 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в части исполнения обязательств Республики Дагестан по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами льготных категорий граждан, осуществляемых в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2017 год на финансовое обеспечение групп населения и категорий заболеваний, при лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, к числу которых относится и болезнь истца, в том числе на погашение кредиторской задолженности прошлого периода, было предусмотрено <.> рублей, которые на 17 декабря 2018 года полностью профинансированы, и за счет которых могут быть приобретены необходимые препараты для истца.

При таких обстоятельствах, поскольку Правительство РД свои обязательства по исполнению республиканского бюджета Республики Дагестан, а Минфин РД свои обязательства по доведению денежных средств до Минздрава РД, исполнили в полном объеме, то суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Минфина РД и Правительства РД.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО22 ФИО21 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2312/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее