Решение по делу № 2а-544/2021 от 10.08.2021

Дело № 2а-544/2021

УИД: 05RS0039-01-2021-001633-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2021 года с. Касумкент

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Довлетханова А.Ф.,

при помощнике судьи Шихбабаеве М.Р.,

с участием административного истца - руководителя исполкома Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» ФИО15,

административного ответчика – председателя Моллакентской участковой избирательной комиссии ФИО16,

прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО18, председателя ТИК <адрес> Республики Дагестан ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению руководителя исполкома Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» ФИО15 к Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» об отмене решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

    руководитель исполкома Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахского местного отделения ДРО ВПП «Единая Россия» и обязать Моллакентскую участковую избирательную комиссию , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» принять новое решение о регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахское МО ДРО ВПП «Единая Россия», ссылаясь на то, что решением представительного органа местного самоуправления МО «сельсовет Курахский» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» <адрес>. Как установлено в календарном плане мероприятий по подготовке и проведению данных выборов, выдвижение кандидатов в депутаты производится в течение 30 дней с 3 июля по ДД.ММ.ГГГГ. Избирательное объединение Курахского местного отделения ДРО ВПП «Единая Россия» ДД.ММ.ГГГГ представило в Моллакентскую участковую избирательную комиссию , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» список кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский».

    ДД.ММ.ГГГГ председатель Моллакентской участковой избирательной комиссии ФИО16 вручил административному истцу решение участковой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» по Моллакентскому единому многомандатному избирательному округу.

    По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, каких-либо уведомлений о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов, либо об устранении выявленных недостатков уполномоченному представителю избирательного объединения не поступало, избирательная комиссия обязана известить кандидатов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, но вместе с тем, в нарушение закона, УИК не известила их об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах.

    В судебном заседании административный истец ФИО15 административное исковое заявление поддержал и просил удовлетворить.

    

Административный ответчик ФИО16 просил отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахское местное отделение ДРО ВПП «Единая Россия» послужило экспертное заключение, согласно которому подписи от имени кандидатов в депутаты на заявлении в избирательную комиссию о выдвижении кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ и подписи на сведениях биографического характера были выполнены не самими кандидатами, а иными лицами. Пояснил также, что действительно в нарушении закона он как председатель участковой избирательной комиссии не известил о несоблюдении требований закона к оформлению представленных документов.

    Председатель ТИК <адрес> ФИО17 оставил разрешение требований на усмотрение суда.

<адрес> Республики Дагестан ФИО18 в своем заключении просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что при предоставлении административным истцом для регистрации списка кандидатов в депутаты нарушены п.п. 3.44 и 4.2 Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", где отмечено, что заявления о выдвижении кандидатом в депутаты заполняются кандидатом собственноручно, а в случае отсутствия возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены.

При этом прокурор также в своем заключении отметил, что административным ответчиком также нарушены требования закона, выразившиеся

в не проведении проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона в течение установленного законом десяти дневного срока.

    Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетелей, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и пункте 26 статьи 44 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О муниципальных выборах в <адрес>".

Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях" определено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Требование о заблаговременном извещении избирательной комиссии, исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на проводимых политической партией мероприятиях, связанных с выдвижением кандидатов.

В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.

Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О муниципальных выборах в <адрес>", организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 3 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 3 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктом 2 части 3 настоящей статьи, частями 2 и 4 статьи 37 настоящего Закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.


    Согласно п. 2 ст. 44 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 4.1) статьи 37 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 2.1 статьи 37 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Решением представительного органа местного самоуправления МО «сельсовет Курахский» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» <адрес>.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Курахского местного политического совета Партии «Единая Россия», с учетом итогов предварительного внутрипартийного голосования утвержден список кандидатов для согласования с Президиумом Регионального политического совета Дагестанского регионального отделения Партии «Единая Россия» и последующим выдвижением в составе списка кандидатов на выборах депутатов МО «сельсовет Моллакентский» в следующем составе: ФИО9, ФИО5, ФИО3, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО4, и ФИО12

    

Как следует из подтверждения от ДД.ММ.ГГГГ, документы для выдвижения списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого ДРО ВПП «Единая Россия» административным истцом ФИО15 с заявлениями 11 выдвинутых лиц о согласии баллотироваться, с копиями паспортов, документов, подтверждающих сведения о профессиональном образовании, сведениями с места работы, документами, подтверждающими принадлежность к политической партии, списком кандидатов на бумажном носителе, сведениями биографического характера и 22 фотографиями представлены под роспись председателю Моллакентской участковой избирательной комиссии ФИО16

ДД.ММ.ГГГГ Моллакентской участковой избирательной комиссией принято решение о направлении представленных ДД.ММ.ГГГГ административным истцом 11 заявлений о выдвижении себя кандидатом в депутаты и сведений биографического характера от ДД.ММ.ГГГГ на экспертизу, для проверки подлинности учиненных на них подписей.

Как следует из заключения почерковедческой эксперты от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного АНО «Центр судебных экспертиз», расположенного в <адрес> РД, на основании заявления председателя избирательной комиссии ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, подписи от имени ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12, выполненные в графе «Подпись» представленного на экспертизу заявления в избирательную комиссию МО «сельсовет Малакентский» о выдвижении себя кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ года» и в графе «Кандидат (подпись)» сведений биографического характера кандидата в депутаты МО «сельсовет Малакентский» от ДД.ММ.ГГГГ года», выполнены не указанными лицами, образцы подписей которых представлены в распоряжение эксперта, а кем-то иным лицом.

Также из заключения указанной экспертизы следует, на экспертизу были представлены электрографические отображения - заявления в избирательную комиссию МО «сельсовет Малакентский» о выдвижении себя кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ и сведения биографического характера кандидата в депутаты МО «сельсовет Малакентский» от ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12, а также электрографические копии паспортов указанных лиц.

Кроме того, из заключения экспертизы следует, что производство экспертизы начато в 12 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ и окончено 9 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ

Решение Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахское местное отделение ДРО ВПП «Единая Россия» отказано со ссылкой на экспертное заключение Автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ о подделке подписей в заявлениях и сведениях биографического характера.

Также из решения участковой избирательной комиссии следует, что заседание комиссии проведено ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 10 минут.

В судебном заседании административный ответчик ФИО16 после исследования заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведение которого завершено в 9:45 и решения от ДД.ММ.ГГГГ, где комиссия в 10:10 часов вынесла оспариваемое решение, пояснил, что с учетом выезда из <адрес> в <адрес> и обратно, за 25 минут с учетом отдаленности расположения невозможно одновременно провести заседание комиссии и указание в решении времени 10 ч. 10 мин. является ошибочным, но на момент проведения заседания комиссии экспертное заключение имелось в наличии.

Данных о том, что представитель Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» был приглашен на заседание участковой избирательной комиссии, где рассматривался вопрос об отказе в регистрации списков кандидатов, принимал участие в нем, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут, он уведомил Курахское МО ДРО ВПП «Единая Россия» о принятом решении, которым отказано в регистрации списков кандидатов, но данных о том, что уведомление направлено в адрес административного истца, не имеется.

Согласно копии акта ДД.ММ.ГГГГ, административный истец отказался от получения решения об отказе в регистрации единого списка от партии «Единая Россия».

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО11 показал, что ДД.ММ.ГГГГ должны состояться выборы депутатов МО «сельсовет Моллакентский», куда он решил выдвинуть свою кандидатуру, для чего обратился в Курахское местное отделение Партии «Единая Россия». Необходимые для регистрации кандидата в депутаты документы были собраны и переданы руководителю исполкома партии ФИО15 После подготовки заявления в избирательную комиссию о выдвижении кандидатом в депутаты и сведений биографического характера кандидата в депутаты он, проверив и ознакомившись с их содержанием, лично подписал их и передал ФИО15, который в последующем, вместе с другими заявлениями кандидатов представил эти документы в Моллакентскую участковую избирательную комиссию . Его в ТИК не вызывали и не выясняли обстоятельства подлинности его подписей на заявлениях. Когда он интересовался у председателя ТИК ФИО16 по поводу поданного им для регистрации в кандидаты заявления, тот пояснил, что его подписи на поданных заявлениях не совпадают с подписью, учиненной на представленной копии паспорта. В паспорте он расписывался давно, в настоящее время он подпись учиняет по другому.

После представления свидетелю на обозрение заявления в избирательную комиссию МО «сельсовет Моллакентский» о выдвижении себя кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ года» и в графе «Кандидат (подпись)» сведений биографического характера кандидата в депутаты МО «сельсовет Малакентский» от ДД.ММ.ГГГГ года», ФИО11 подтвердил свои подписи на указанных документах, пояснив также, что именно эти заявления он подписал и передал руководителю исполкома партии ФИО15 для предоставления в Моллакентскую участковую избирательную комиссию .

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что подписывал заявление в избирательную комиссию о выдвижении кандидатом в депутаты и сведения биографического характера кандидата в депутаты ДД.ММ.ГГГГ собственноручно и передал их руководителю исполкома партии ФИО15, его в ТИК не вызывали и не выясняли обстоятельства подлинности его подписей на заявлениях, также он не был уведомлен о заседании участковой комиссии, где было принято решение об отказе в регистрации его в кандидаты в депутаты. После представления свидетелю на обозрение заявления в избирательную комиссию МО «сельсовет Моллакентский» о выдвижении себя кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ года» и в графе «Кандидат (подпись)» сведений биографического характера кандидата в депутаты МО «сельсовет Малакентский» от ДД.ММ.ГГГГ года», ФИО6 подтвердил свои подписи на указанных документах, пояснив также, что именно эти заявления он подписал и передал руководителю исполкома партии ФИО15 для предоставления в Моллакентскую участковую избирательную комиссию .

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО12, ФИО2, ФИО8, ФИО10, ФИО3 и ФИО9 дали показания, аналогичные показаниям допрошенных свидетелей ФИО6 и ФИО11, подтвердив также подлинность своих подписей в заявлениях в избирательную комиссию МО «сельсовет Моллакентский» о выдвижении кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ года» и в графе «Кандидат (подпись)» сведений биографического характера кандидата в депутаты МО «сельсовет Моллакентский» от ДД.ММ.ГГГГ года».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций) (пункт 6 статьи 9).

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО20" пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Судом установлено, что выявленные недочеты в документах при надлежащем исполнении своих обязанностей были очевидны для избирательной комиссии, принявшей документы ДД.ММ.ГГГГ и не являются намеренным представлением Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» недостоверных сведений для регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», поскольку с даты подачи и принятия документов УИК и до момента принятия решения об отказе в регистрации документов от ДД.ММ.ГГГГ Моллакентской УИК не было предпринято надлежащих мер по исполнению своих обязанностей.

К такому выводу суд приходит на основании объяснений сторон и свидетелей, согласно которым при приеме документов у председателя УИК никаких вопросов не возникало, вышеуказанные лица проживают на территории одного сельского поселения «сельсовет Моллакентский» и при надлежащем исполнении своих обязанностей УИК и своевременном извещении кандидатов о выявленных недочетах в представленных документах, послуживших основанием для отказа регистрации, могли быть ими своевременно устранены.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ для регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого ДРО ВПП «Единая Россия» были представлены и приняты все документы с соблюдением требований закона, необходимые для регистрации списка кандидатов.

Основанием для отказа в регистрации списка кандидатов послужило заключение эксперта, проведенного на основании представленных на экспертизу электрографических отображений - заявлений в избирательную комиссию о выдвижении себя кандидатом в депутаты, сведения биографического характера кандидата в депутаты от имени ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 и электрографические копии паспортов указанных лиц.

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).

Вместе с тем, в судебном заседании допрошенные свидетели ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 подтвердили свои подписи в заявлениях в избирательную комиссию о выдвижении себя кандидатом в депутаты, сведениях биографического характера кандидата в депутаты, указав также свое желание баллотироваться в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский».

Суд критически относится к представленному административным ответчиком заявлению от имени ФИО7 согласно которому он в ТИК документы не подавал и не подписывал, поскольку явка самого заявителя в судебное заседание не обеспечена и судом по обстоятельствам дела не допрошен и неизвестна судьба происхождения этого заявления.

Административным ответчиком в нарушение п. 18 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, не проведена проверка соответствия порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона.

Также административным ответчиком нарушены требования закона, выразившиеся в не уведомлении не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах.

Таким образом, порядок проверки соответствия законодательству порядка выдвижения и регистрации кандидата избирательной комиссией нарушен.

Тем самым, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит необходимым признать незаконным оспариваемое решение Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахского местного отделения ДРО ВПП «Единая Россия».

    

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    административные исковые требования руководителя исполкома Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» ФИО15 к Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» об отмене решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты - удовлетворить.

    Отменить решение Моллакентской участковой избирательной комиссии , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахского местного отделения ДРО ВПП «Единая Россия».

Обязать Моллакентскую участковую избирательную комиссию , с полномочиями избирательной комиссии МО «сельсовет Моллакентский» зарегистрировать список кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский», выдвинутого избирательным объединением Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия», о чем известить суд и административного истца.

Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пяти дней с момента оглашения его резолютивной части.

Председательствующий А.Ф. Довлетханов

2а-544/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курахский МО ДРО ВПП "Единая Россия"
Ответчики
Моллакентский УИК № 0859 МО "сельсовет Моллакентский"
Суд
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан
Судья
Довлетханов Алирза Фаризович
Дело на странице суда
s-stalskiy.dag.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее