Судья Пархачева Т.А. УИД № 11RS0001-01-2024-11574-97
Дело № 12-231/2024
(в суде первой инстанции № 5-1336/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев 14 августа 2024 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Лапко В.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лапко В.А.,
установил:
согласно протоколу от 15.07.2024 серии <Номер обезличен> об административном правонарушении, 14.07.2024 в 22 час. 31 мин. в <Адрес обезличен> Лапко В.А. управлял транспортным средством ... г.р.з. <Номер обезличен>, после выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ (затемненные передние боковые стекла и лобовое стекло автомобиля, светопропускание составило 19,3%), не выполнил требование сотрудника полиции об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, а именно: не удалил покрытие с передних боковых стекол транспортного средства в срок до 26.04.2024.
Материалы административного дела на основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2024 года Лапко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с приведенным постановлением, Лапко В.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность постановления судьи, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, а также на отсутствие его вины. Указывает, что привлечение его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ является преждевременным и незаконным, поскольку требование удалить покрытие с передних боковых стекол ТС основано на не вступившем в законную силу постановлением ИДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району от 16.04.2024 в связи с его обжалованием. Невыполнение требования о чрезмерной тонировке не является неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, предусмотренным ст. 19.3 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании Лапко В.А., поддержавшего доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сафонова О.П. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 7.3 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства, установленных Постановлением Правительства РФ от дата N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), эксплуатация транспортного средства запрещена, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в числе иных предоставлено право: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет
В соответствии с п. 5.1.2.5 ГОСТа «Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.
Аналогичное требование закреплено в п. 4.3 Приложения N 8 к техническому регламенту таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
В соответствии с пунктом 5.7.1 ГОСТ Р светопропускание стекол проверяют по ГОСТ 27902 с помощью специальных приборов для измерения светопропускания стекол с автоматической компенсацией внешней засветки вне зависимости от толщины автомобильных стекол.
Исходя из приведенных выше положений, определяющих требования к техническому состоянию транспортных средств, светопропускание стекол проверяется с помощью специальных приборов.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом МВД РФ от дата N 185 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - Административный регламент).
Пунктом 8 Административного регламента установлено, что результатом исполнения сотрудниками органов внутренних дел государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
Согласно п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от дата N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно административного регламента одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приведенным положениям корреспондирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Объективная сторона названного административного правонарушения заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции в форме законного распоряжения (требования), отданных в связи с исполнением должностными лицами служебных обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.07.2024 в 22 час. 31 мин. в <Адрес обезличен> Лапко В.А. управлял транспортным средством ... г.р.з. <Номер обезличен>, после выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ (затемненные передние боковые стекла и лобовое стекло автомобиля, светопропускание составило 19,3%), не выполнил требование сотрудника полиции об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, а именно: не удалил покрытие с передних боковых стекол транспортного средства в срок до 26.04.2024.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, в том числе постановлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ от 14.07.2024, постановлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ от 16.04.2024, требованием от 16.04.2024, протоколом задержания, подтверждающий факт задержания и доставления привлекаемого лица в дежурную часть, а также иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее законные требования сотрудников полиции, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии в его действиях виновного неповиновения законному распоряжению (требованию) сотрудников полиции, о произвольном его преследовании по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, а также о том, что привлечение его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ является преждевременным и незаконным, подлежат отклонению, в силу следующего.
По мнению Лапко В.А., если лицо привлечено к административной ответственности по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ за управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, и сотрудник ГИБДД требует устранения неисправности, то в случае неповиновения законному требованию водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ только после вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ.
Такая трактовка заявителем закона является ошибочной, в связи с тем, что административное правонарушение, предусмотренное по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, считается оконченным с момента его совершения. В случае игнорирования требований сотрудника полиции об устранении неисправностей транспортного средства административное правонарушение совершается в форме бездействия.
Таким образом, законное основание для привлечения лица к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ возникает в момент движения транспортного средства с неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с ПДД.
Кроме того, не исключена ситуация, при которой в период обжалования, лицо совершившее правонарушение, при эксплуатации транспортного средства с неисправностями (т.е. с пленками, светопропускаемость которых менее 70%) может устранить неисправность и повторно нанести пленки на стекла, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается тот факт, что Лапко В.А. 14.07.2024 в 22 час. 31 мин. в <Адрес обезличен> Лапко В.А. управлял транспортным средством ... г.р.з. <Номер обезличен>, после выявления административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ (затемненные передние боковые стекла и лобовое стекло автомобиля, светопропускание составило 19,3%), не выполнил требование сотрудника полиции об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, не удалил покрытие с передних боковых стекол транспортного средства в срок до 26.04.2024.
Действия Лапко В.А. правомерно квалифицированы судьей Сыктывкарского городского суда по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Постановление о привлечении Лапко В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, требования статьи 4.1 указанного Кодекса судьей районного суда были соблюдены, учтены характер административного правонарушения, личность виновного и другие имеющие правовое значение обстоятельства данного дела.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица Лапко В.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при вынесении постановления соблюдены.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
При назначении Лапко В.А. административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.2, 3.9, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену, изменение состоявшегося по делу постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Лапко В.А. оставить без изменения, жалобу Лапко В.А. – без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром