Судья Малкова Я.В. УИД 16RS0046-01-2024-003617-21
дело № 2-2514/2024
№ 33-15253/2024
учёт № 099г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2024 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демагиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Хакимзянова М.М. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от <дата>, которым ему отказано в удовлетворении иска к Управлению Росгвардии по Республике Татарстан о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от <дата> .... в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Росгвардии по Республике Татарстан Насыбуллина И.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хакимзянов М.М. обратился в суд с названным иском к Управлению Росгвардии по Республике Татарстан (далее также Управление), указав, что решением комиссии Управления по предоставлению единовременной социальной выплаты (ЕСВ) сотрудникам от <дата> .... ему отказано в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения на основании подп. «б» п. 19 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> .... в связи с утратой права после приобретения жилья по договору социальной ипотеки. Решение комиссии считает незаконным, поскольку приобретенная им на основании договора социальной ипотеки квартира принадлежит Государственному жилищному фонду при Раисе Республики Татарстан (далее – Государственный жилищный фонд, Фонд).
Судом отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Хакимзянов М.М. ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что перечень оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Хакимзянов М.М. не явился; третье лицо Фонд явку своего представителя не обеспечил, извещены.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (п. 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением комиссии Управления Росгвардии по Республике Татарстан по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от <дата> ...., утверждённого приказом Управления от того же числа ...., Хакимзянову М.М. отказано в постановке на учет для получения по мотиву наличия в пользовании Хакимзянова М.М. квартиры общей площадью 39,5 кв.м по адресу: <адрес>, приобретенной им по республиканской программе социальной ипотеки.
Отказывая в иске, суд исходил из законности оспариваемого решения ответчика, поскольку после приобретения жилья по договору социальной ипотеки истец утратил право на единовременную социальную выплату.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда и не принимает доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на единовременную социальную выплату по положениям ст. 4 Федерального закона от № 247-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
В п. 19 Правил закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; улучшение жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере; реализация сотрудником права на получение единовременной выплаты; выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); прекращение сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных чч. 3 и 6 ст. 4 названного Федерального закона).
Предоставление гражданам жилья по программе социальной ипотеки в Республике Татарстан регламентируется положениями Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» (далее – Закон № 69-ЗРТ).
Статьей 3 Закона № 69-ЗРТ, направленного на реализацию конституционного права граждан на жилище, раскрыто понятие социальной ипотеки- предоставление в собственность граждан жилья в рассрочку на льготных условиях в порядке государственной поддержки развития жилищного строительства.
Право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.
Из содержания приведенных правовых норм в их совокупности следует, что для получения мер государственной поддержки истец должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у него жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее 15 кв.м.
Согласно п.1.1 заключенного между Государственным жилищным фондом и Хакимзяновым М.М. договора социальной ипотеки от <дата> договор составлен и подписан его участниками во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке. Договор предоставляет гражданину право выбора, право использования и возможность получения права собственности на проинвестированную Фондом «будущую собственную квартиру» (л.д. 121).
По протоколу участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» от <дата> истцу передана квартира общей площадью 39,5 кв.м с правом оформления ее в собственность (л.д. 124).
Договор не расторгнут, протокол не аннулирован.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования правовых норм федерального закона и закона субъекта Российской Федерации, передача истцу в рамках республиканской программы государственной поддержки жилого помещения площадью, превышающей норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира, предоставленная по договору социальной ипотеки, в настоящее время истцу не принадлежит отклоняется, поскольку указанное жилое помещение исходя из содержания договора социальной ипотеки предоставлено ему в целях улучшения жилищных условий, как нуждающемуся. Согласно п. 19 Правил улучшение жилищных условий, независимо от его способа, является основанием для снятия сотрудника с учета на получение ЕСВ.
Получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья является мерой социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел. При этом договор социальной ипотеки, заключенный с Государственным жилищным фондом, также является одним из способов социальной поддержки государственных служащих, предоставляя гражданам ряд льгот, в том числе на оплату в рассрочку жилого помещения, строительство которого проинвестировано из средств республиканского бюджета.
В целом доводы жалобы повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, у судебной коллегии нет поводов для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хакимзянова М.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 октября 2024 г.
Председательствующий
Судьи