Решение по делу № 2а-4816/2021 от 29.04.2021

КОПИЯ:

Дело №2а-4816/2021

74RS0002-01-2021-003655-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Челябинск 24 июня 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Лисицына Д.А., при ведении протокола помощником судьи Соколовой М.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Чебаркульского муниципального района судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных Галине Ивановне, МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация Чебаркульского муниципального района обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных Г.И., МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области (с учетом привлечения всех ответчиков) об освобождении истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству № в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству № 6057/21/74022-ИП в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству № в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству в размере 50 000 руб.; по исполнительному производству № в размере 50 000 руб.

В обоснование административного иска указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП г. Челябинска УФССП России по Челябинской области Портных Г.И. по вышеуказанным исполнительным производствам вынесены постановления о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.

Административный истец считает, что имеются объективные обстоятельства, затруднявшие исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. Соответственно должник не мог в добровольном порядке исполнить требования исполнительного документа.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик судебный пристав Портных Г.И. представитель МСОСП по ЮЛ УФССП России по Челябинской области, представитель УФССП России по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, которым суд предоставил эффективную возможность принимать участие в судебном заседании.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Частью 11 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительных документов, выданных Чебаркульским городским судом Челябинской области судебным приставом-исполнителем Портных Г.И. ДД.ММ.ГГГГ были возбуждены указанные исполнительные производства с отношении должника администрация Чебаркульского муниципального района об обязании осуществить финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

В связи с неисполнением должником вышеуказанных исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании с администрации Чебаркульского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому из исполнительных производств.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными судебным приставом-исполнителем материалами вышеуказанных исполнительных производств.

Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Таким образом, санкция в виде взыскания исполнительского сбора, применяется к должнику в случае виновного неисполнения им требований исполнительного документа.

Кроме того, в п. 5 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» указан исчерпывающий перечень оснований, когда исполнительский сбор не взыскивается.

Вместе с тем, на момент вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора, а именно ДД.ММ.ГГГГ сведений от должника об исполнении требований исполнительских документов не имеется.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись установленные законом основания для вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.

Разрешая требование об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора суд приходит к следующему.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для исполнения возложенных обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок необходимы денежные средства в размере 60 550 000 руб.

Государственной программой «Охрана окружающей среды Челябинской области», принятой на основании постановления Правительства Челябинской области от 30 декабря 2019 года № 627-П предусмотрены мероприятия по рекультивации земельных участков, нарушенных размещением ТКО, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе путем предоставления субсидий местным бюджетом из областного бюджета.

Администрация Чебаркульского муниципального района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась к Министерству экологии Челябинской области и губернатору Челябинской области Текслеру А.Л. о выделении денежных средств для проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок. Вместе с тем, необходимое финансирование не выделено.

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 указанного закона).

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года «№ 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В материалы дела представлены доказательства, которые позволяют сделать вывод об отсутствии у администрации Чебаркульского муниципального района объективной возможности своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом администрация Чебаркульского муниципального района в целях надлежащего исполнения лежащей на ней обязанности предприняла все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным освободить заявителя от обязанностей по оплате исполнительского сбора, взысканного на основании постановлений судебного пристава-исполнителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Чебаркульского муниципального района удовлетворить.

Освободить администрацию Чебаркульского муниципального района:

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Галины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству в размере 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Д.А. Лисицын

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь: М.Г. Соколова

Решение вступило в законную силу

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года.

2а-4816/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Портных Галина Ивановна
УФССП России по Челябинской области
МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области
Другие
Чебаркульский городской прокурор
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Лисицын Денис Анатольевич
Дело на сайте суда
centr.chel.sudrf.ru
29.04.2021Регистрация административного искового заявления
30.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
27.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021Дело оформлено
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее