Судья Зыбунова Е.В. УИД № 16RS0046-01-2022-019291-12
дело № 2-2033/2023
дело № 33-13667/2023
учет № 027г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Моисеевой Н.Н. и Тазиева Н.Д.,
при секретаре судебного заседания Земдиханове Н.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тазиева Н.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 28 апреля 2023 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан, ИНН .... ОГРН ...., предоставить Макарову Н. В., паспорт гражданина РФ серии .... выдан Отделом УФМС России по РТ в г.Нижнекамске 22.12.2016г., специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Татарстан, ИНН ...., ОГРН .... в пользу Макарова Н. В., паспорт гражданина РФ серии .... выдан Отделом УФМС России по РТ в г.Нижнекамске 22.12.2016г., в счет возмещения расходов на оказание юридических услуг 5000 рублей, в счет возмещения расходов на оплату госпошлины 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров Н.В. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указано, что Макаров Н.В., <дата> года рождения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. Как сирота, истец, на момент предъявления требований в суд, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, закрепляющий социальные гарантии от государства сиротам дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда.
Согласно ответу начальника отдела по опеке и попечительству ИК Новошешминского МР РТ от 09 сентября 2015 года Макаров Н.В. состоит на внеочередном получении жилья в Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан.
После достижения совершеннолетия у истца есть законное право на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получить жилье без очереди.
Однако, после достижения совершеннолетия 29 июля 2014 года Н.В. Макаров осужден Новошешминским районным судом Республики Татарстан и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 2 месяца.
31 августа 2021 года Н.В. Макаров согласно постановлению Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 августа 2021 года освобожден от отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В момент нахождения истца в исправительной колонии, им 18 марта 2021 года в Министерство образования и науки Республики Татарстан направлено заявление на получение жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Согласно официальному ответу Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года Н.В. Макарову предложено направить справку о сроках отбывания, также после завершения срока отбывания наказания представить справку об освобождении.
После окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях истцом направлены необходимые документы в Министерство образования и науки Республики Татарстан, однако ответ из государственного органа не поступил.
В настоящее время у Н.В. Макарова регистрация по паспорту по адресу: <адрес>, однако данное жилое помещение снесено, истцом в исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан направлено письмо о предоставлении информации о сносе указанного жилого дома. Проживание в данном жилом помещении признается невозможным, с момента принятия решения о его сносе. Отметка, имеющаяся в паспорте о месте регистрации истца теряет силу с момента сноса жилого помещения. На сегодняшний день фактически Н.В. Макаров проживает по адресу: <адрес> временной регистрации он не имеет, нанимателем жилого помещения не является.
Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда не предоставил. В ответе на официальные обращения было получено извещение, согласно которому Н.В. Макаров состоит в списках очередности Исполнительного комитета муниципального «образования «Лениногорский муниципальный район».
Считает, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет.
Считает, что ответчик не реализовал в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на него нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения. Истец включен в список на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, и до настоящего времени жилого помещения истцу не предоставлено.
Истец просил обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить ему благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республике Татарстан в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Судом первой инстанции постановлено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить. Полагает, что дело разрешено с нарушением норм процессуального права в части его рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем просит дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства в соответствии со статьей 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Помимо этого указывается, что Макаров Н.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда к ответчику не обращался.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зиннатуллин Р.Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что от своих обязанностей Министерство не отказывается, также просил уменьшить размер взыскиваемых судебных расходов до разумных пределов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан» от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Макаров Н.В. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно решения Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 января 2023 года № 5 Макаров Н.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с 9 декабря 2022 года.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск частично, суд обоснованно исходил из того, что Макаров Н.В. поставлен на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и руководствовался положениями Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которым на Министерство образования и науки Республики Татарстан возложена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения, однако жилое помещение не предоставлено.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.
Действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении указанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства судебная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Как следует из материалов дела, иск Макарова Н.В. на основании определения судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2023 года правомерно принят к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку исходя из её обращения усматривается спор о праве истца на обеспечение его жильем за счет государственных средств. При таком положении заявленные требования не могли быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость направления дела в суд первой инстанции по этим основаниям являются ошибочными, поскольку в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования не подлежали удовлетворению ввиду того, что Макаров Н.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения к ответчику не обращался, также являются несостоятельными.
В обоснование данного довода Министерство образования и науки Республики Татарстан ссылается на положения статьи 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ, согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 1 данного Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Между тем право на внеочередное обеспечение жилым помещением у Макарова Н.В. возникло на основании решения о включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений № 5 от 20 января 2023 года.
По смыслу закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей само по себе означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, оснований для признания такого лица нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения. При этом отсутствие указанного заявления при длительном ожидании обеспечения жилым помещением и подтверждение нуждаемости в ходе судебного разбирательства, а данном конкретном случае такая нуждаемость подтверждена, не является основанием для отказа в удовлетворении иска Макарова Н.В.
Установив, что заявленные расходы связаны с рассмотрением дела, документально подтверждены и являлись необходимыми, учитывая принцип разумности и справедливости, сложность и категорию дела, его продолжительность, участие в них представителя, объем оказанной им юридической помощи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Характер рассмотренных требований, категория дела, объем оказанных представителем услуг, необходимое на подготовку процессуальных документов время, продолжительность рассмотрения дела свидетельствуют о том, что принцип разумности при взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя судом первой инстанции не нарушен.
При таком положении оснований для переоценки размера расходов на оплату услуг представителя судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 28 апреля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 сентября 2023 года
Председательствующий
Судьи