РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
08 мая 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Шабер Р.РЎ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-601/2019 по административному исковому заявлению Камчатовой Н.А. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Камчатова Н.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором просила восстановить срок обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого помещения, площадью 500,7 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 10 751 249 рублей 49 копеек (с учетом уточнения требований).
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит указанный объект недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилого здания.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке, просит требования удовлетворить, восстановив пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд с заявлением.
Р’ судебное заседание представитель административного истца РїРѕ доверенности РѕС‚ 28.12.2018 РіРѕРґР° в„– в„– Нягашкина Р.Р. РЅРµ явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело РІ ее отсутствие.
Представители Управления Росреестра РїРѕ Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» РІ лице филиала РїРѕ Самарской области, администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара, заинтересованные лица: РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ Рњ.Р., Зинченко Рћ.Рџ., Гильмияров Р.Рњ., Стручин Р’.РЎ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте слушания дела извещены надлежащим образом, СЃРІРѕРёС… представителей РІ СЃСѓРґ РЅРµ направили.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Самарской области в письменном отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Заинтересованные лица РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ Рњ.Р., Зинченко Рћ.Рџ., Гильмияров Р.Рњ., Стручин Р’.РЎ. РІ письменном отзыве РЅРµ возражали против удовлетворения исковых требований Рё рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие.
Рные участвующие РІ деле лица письменных возражений РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РІ адрес СЃСѓРґР° РЅРµ направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рзучив материалы дела, представленные доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, РїСЂРё этом СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Камчатова Н.А. на основании договора купли-продажи от 04.05.2008 года является долевым собственником (доля в праве 15/21) нежилого помещения площадью 500,7 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.11.2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2012 года составляет 22 893 946 рублей 72 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.11.2018 года.
Административный истец, будучи собственником спорного объекта, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования городского округа Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости нежилого помещения размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорного нежилого помещения, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Камчатовой Рќ.Рђ. РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований представлен отчет РѕР± оценке РѕС‚ 29.12.2018 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленный оценщиком РРџ Р¤РРћ1
РР· отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, итоговая величина рыночной стоимости которого РїРѕ состоянию РЅР° 15.04.2012 РіРѕРґР° составила 10 751 249 рубле Р№ 49 копеек.
В ходе судебного разбирательства по делу была проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РѕС‚ 12.04.2019 РіРѕРґР° в„– в„–, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 15.04.2012 РіРѕРґР° составляет 11 323 000 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РїРѕ правилам СЃС‚. 168 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ учитывает, что определенная РІ экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы РЅРµ является произвольной, РїСЂРё оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется РЅР° достоверных правоустанавливающих документах РѕР± объекте оценки; РІ заключении приведены источники информации, нормативные документы Рё материалы, используемые РїСЂРё проведении экспертизы.
Ркспертное заключение содержит анализ существующей методологии РїРѕ определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных Рё количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, Р° также внешних факторов, влияющих РЅР° РёС… стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ РЅР° поставленный РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃ возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с Отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов дела следует, что административный истец РЅРµ обращался РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ Самарской области, дата обращения Камчатовой Рќ.Рђ. РІ СЃСѓРґ - 29.12.2018 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части решения СЃСѓРґР°.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный иск Камчатовой Н.А. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, площадью 500,7 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 11 323 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Датой подачи административного иска в суд считать 29.12.2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 мая 2019 года.
Председательствующий: Панкова М.А.