Дело №2-6278/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Артеменко И.С.,
при секретаре Чиликиной Н.С.,
с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Волгограда Третьяковой Н.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Бондаренко В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Волгограда о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Волгограда о перерасчете пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что с 27.09.2017 г. ей назначена трудовая пенсия по старости в размере 10 617,36 руб.
Согласно письма УПФР в Центральном районе г. Волгограда от 28.08.2017 г. № 6716/11-4 при назначении пенсии размер ее средней месячной заработной платы за период с 01.05.1988 г. по 30.06.1993 г. (60 месяцев подряд) учтен в размере 4 944,17 руб. Отношении ее средней месячной заработной платы к средней месячной зарплате в стране составило 1,141, что является наиболее выгодным с учетом имеющихся сведений о ее заработной плате (максимальное соотношение - 1,2). Данный размер пенсии истцу установлено, поскольку отсутствовали сведения о заработной плате за период с 01.12.1991 г. по 15.06.1992 г. в Волгоградском областном оптово-розничном объединении «Строительные материалы».
В связи с чем, просит установить факт получения среднемесячной оплаты труда за период работы с01.12.1991 г. по 15.06.1992 г. в Волгоградском областном оптово-розничном объединении «Строительные материалы» в должности бухгалтера расчетчика в размере 2 005 руб., обязать УПФР в Центральном районе произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения пенсии 27.09.2017 г. исходя из факта получения заработной платы за период работы с 01.12.1992 г. по 15.06.1992 г. в Волгоградском областном оптово-розничном объединении «Строительные материалы» в должности бухгалтера-расчетчика.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку исчисление расчетного размере трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина, в то время как истцом таких документов за спорный период представлено не было.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца и его представителя.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.
Статьей 15 Закона № 400-ФЗ установлено, что размеры страховых пенсий по старости определяются по формуле:
Спст=ИПК+СПК
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК=(ИПКс+ИПКн)
где ИПКс — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. Определяется ИПКс исходя из пенсионных прав до 01.01.2002 г. (стаж, заработок с учетом ст. 30 Закона № 173-ФЗ), суммы страховых взносов за 2002-2014 гг и продолжительности «нестраховых периодов» в соответствии с Федеральными законами от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
ИПКн — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия оп инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца. ИПКн определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый календарный год за периоды и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, имевшие место с 01.01.2015 г.
Кроме того, размер страховой части страховой (трудовой) пенсии определяется с учетом сумм страховых взносов, перечисленных в Пенсионный Фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и пенсионных прав в денежном выражении до этой даты, преобразованных в расчетный пенсионный капитал согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
В силу ч. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется с учетом размера страховой части страховой (трудовой) пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ, нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 173-ФЗ) не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ.
Согласно статьи 30 Закона № 173-ФЗ при назначении пенсии производится оценка пенсионных прав застрахованного лица с учетом общего трудового стажа, заработной платы по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, исходя из размера которого определяется страховая часть трудовой пенсии.
Размер трудовой пенсии определяется на основании индивидуального комплекта документов, имеющегося в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение с учетом пенсионных прав (продолжительности общего трудового стажа, сведений о заработной плате), приобретенных на 01.01.2002 г. и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона № 173-ФЗ, и страховых взносов, начисленных (уплаченных) в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 г. (при наличии факта работы после 01.01.2002 г.).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определяется по одному из вариантов, предусмотренных ст. 30 Закона № 173-ФЗ с использованием соответствующих формул.
Порядок исчисления расчетного размера страховой пенсии по старости определен пунктом 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер страховой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункта 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии по старости, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, среднемесячный заработок до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждается справками, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращение их деятельности по другим причинам, справки о заработке выдаются застрахованному лицу организацией, являющейся правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, располагающими необходимыми сведениями.
Кроме того, перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее по тексту — Правила № 1015).
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ № 16/19па от 27 февраля 2002 г. среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года № 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", если предприятие (учреждение, организация), в которой работал обращающийся за пенсией ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.
При этом, пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что свидетельские показания на основании статьи 30 Закона № 173-ФЗ и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда). В связи с чем, использование сведений о тарифных ставках (окладах), данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона для подтверждения заработка законодательством не предусмотрено.
В тех случаях, когда документы о заработке за какие-либо периоды трудовой деятельности работника утеряны, законодатель предоставляет ему право представить документы о заработке за любой другой период его трудовой деятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Бондаренко В.А. является получателем страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного возраста с 27.09.2017 г.
В распоряжении территориального органа пенсионного фонда имелись сведения о заработке за периоды работы истца: с октября 1984 по октябрь 1991 и с июня 1992 по декабрь 2001. В результате проведенных расчетов всех возможных вариантов установлено, что наиболее выгодным для исчисления пенсии являеся определить расчетный пенсионный капитал на основании величины среднемесячного заработка за период с мая 1988г. по июнь 1993г. и величины среднемесячной заработной платы по стране за этот же период.
Согласно письма письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, предоставлено право в отдельных случаях утраты архивных данных принимать решение об исчислении пенсии по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок, к которым относятся учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Вместе с тем, указанным письмом определены конкретные условия, когда в расчет принимаются документы, косвенно подтверждающие фактический заработок. К таким условиям, в частности, относятся утрата документов в случаях наводнений, землетрясений, ураганов и т. д. и в случае, если отсутствуют архивные данные о заработной плате гражданина за другие периоды трудовой деятельности.
По данному делу, истцом не представлено сведений об утрате документах в результате стихийных бедствий, в связи с чем, отсутствуют основания для принятия к сведению документов, косвенно подтверждающих фактический заработок не имеется. Сведения о заработной плате за другие периоды трудовой деятельности заявительницы подтверждены справками, выданными организациями и архивными учреждениями, в которых осуществлялась трудовая деятельности в период с 1984 по 2001 годы.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые Бондаренко В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Волгограда о перерасчете пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 03.12.2018 года.
Судья подпись Артеменко И.С.