10RS0011-№ № №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Давиденковой Л.А.,
при секретаре Тихонове С.А.,
с участием представителя истца Тумакова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева В.В. к акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» об осуществлении технологического присоединения, взыскании судебной неустойки,
у с т а н о в и л :
Иск предъявлен по тем основаниям, что между Горбачевым В.В. и ответчиком на основании заявки истца от ДД.ММ.ГГГГ № № заключен договор об осуществлении технологического присоединения, согласно условиям которого ответчик взял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям объекта недвижимого имущества (дом рыбака), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №). Условия договора соответствуют условиям типового договора об осуществлении технологического присоединения (приложение № № к Правилам технологического присоединения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861). Согласно заключенному договору, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения, а договор считается заключенным с момента оплаты заявителем. Обязательства по оплате договора истцом исполнены ДД.ММ.ГГГГ, срок технологического присоединения истек ДД.ММ.ГГГГ Между тем, ответчик в нарушение принятых на себя обязательств технологическое присоединение до настоящего времени не произвел. В связи с этим истец просит возложить на ответчика обязанность произвести технологическое присоединение в течение десяти дней с момента вступления решения в силу, взыскать с ответчика в свою пользу судебную неустойку в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца Тумаков А.С., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
АО «ПСК», явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку судом были предприняты предусмотренные ГПК РФ меры уведомления о рассмотрении дела и возможности его разбирательства в присутствии ответчика, а последним не было принято должных мер к реализации процессуальных прав, предусмотренных статьей 35 ГПК РФ, суд, принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, учитывая выраженное истцом согласие на рассмотрение дела по правилам заочного производства, приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие, и считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил).
Согласно п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В пункте 16.3 Правил установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными пункте 14 этих Правил (физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 103 Правил предусмотрено, что действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме. Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 Правил.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, между Горбачевым В.В. и АО «ПСК» на основании заявки истца от ДД.ММ.ГГГГ № № заключен договор об осуществлении технологического присоединения, согласно условиям которого ответчик взял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям объекта недвижимого имущества (дом рыбака), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №). Указанный земельный участок используется истцом на основании договора аренды.
В силу технических условий № № ответчик осуществляет: разработку проекта электроснабжения объекта; мероприятия по усилению существующей сети; строительство ВЛИ-0,4 кВ от от опоры № 1 ВЛИ-0,4 кВ ф.2 от ТП-470 до границы участка заявителя; мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов; обеспечение возможности действия заявителя осуществить фактическое присоединение заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством РФ на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
При этом на истце в силу технических условий № № (п.11) лежала обязанность на границе балансовой принадлежности обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).
Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора (п. 16 Правил).
Поскольку обязанность по внесению платы за технологическое присоединение в исполнена истцом ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок осуществления технологического присоединения истек ДД.ММ.ГГГГ
Факт заключения между сторонами договора, его исполнения со стороны истца (заказчика), а равно наступление срока исполнения ответчиком обязанности по осуществлению технологического присоединения стороной истца не оспаривалось.
Факт нарушения ответчиком срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Горбачева В.В. установлен также вступившим в силу постановлением заместителя руководителя Карельского УФАС России по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ которым АО «ПСК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Учитывая очевидное нарушение принятых на себя стороной ответчика по договору обязательств, требование истца об осуществлении технологического присоединения является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учетом требований ст. 206 ГПК РФ суд, с учетом позиции истца, обозначенной в иске, длительности нарушения прав последнего, полагает необходимым определить срок для осуществления такого технологического присоединения – месяц с момента вступления решения суда в законную силу, полагая заявленный истцом срок (10 дней) не соответствующим принципу разумности.
Доказательств отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств истца, а равно доказательств принятия истцом мер по выполнению принятых обязательств перед истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению. На ответчика надлежит возложить обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить условия договора № №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, а именно осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств истца: дом рыбака, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
При разрешении требования истца о взыскании с ответчика судебной неустойки на случай неисполнения итогового судебного постановления по настоящему делу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
По смыслу названной нормы и разъяснений, приведенных в пунктах 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года
№ 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования истцов о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Таким образом, по смыслу статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации судебная неустойка присуждается на будущее время в случае неисполнения обязательств в натуре по вине должника при наличии соответствующего заявления взыскателя. В данном случае речь идет о взыскании денежных средств за неисполнение судебного акта в целях побуждения к своевременному исполнению судебного акта и компенсации за ожидание соответствующего исполнения.
С учетом принципа разумности и справедливости, суд находит возможным в случае неисполнения решения суда о понуждении исполнить обязательства по договору технологического присоединения, заключенному между истцом и ответчиком, взыскать с АО «ПСК» в пользу истца судебную неустойку в размере 500 руб. в день, начиная со следующего дня после истечения установленного срока исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194–199, 233, 235, 237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Горбачева В.В. к акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить действия по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства к объекту: дом рыбака, расположенному по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №
Взыскивать с Акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117) в пользу Горбачева В.В. (паспорт гражданина РФ №) в случае неисполнения настоящего решения в установленный судом срок неустойку в размере 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днём окончания установленного судом срока исполнения решения до его фактического исполнения.
Взыскать с акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117) в пользу Горбачева В.В. (паспорт гражданина РФ №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.А Давиденкова
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2022.