К делу № 2а-2716/16г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2016 г. Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Чурсиной Галины Викторовны,
при секретаре судебного заседания Кирпичниковой Дарье Викторовне,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Порецкого Н.Н, к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Порецкий Н.Н. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости. В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежат 3/20 долей жилого дома и ? доля придомового земельного участка площадью 388 кв.м. Фактически площадь земельного участка составляет 475 кв.м. На обращение к ответчику с заявлением осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с уточненной площадью, решением от 08 декабря 2015 г. ему было отказано по тем основаниям, что отсутствуют документы о предоставлении спорного земельного участка. Считая отказ нарушающим его права, просит признать его незаконным и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с уточненной площадью в 475 кв.м.
В судебном заседании административный истец в лице своего представителя – Корнейчук В.П. поддержал исковые требования, и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю - Бессонова Т.Г. исковые требования не признала, указав, что истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 475 кв.м по тем основаниям, что Порецким Н.Н. не представлены документы о предоставлении ему спорного земельного участка. По данным Государственного кадастра недвижимости декларированная площадь земельного участка – 388 кв.м. Таким образом, уточненная площадь земельного участка превышает декларированную площадь более чем на 10%. Кроме того, истцом не представлено согласование границ уточненного земельного участка смежными землепользователями. Считая, что действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, просит в иске отказать.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица Шевченко Т.Н. и её представитель Пузин Г.А. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо Андреева О.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведениями о причинах неявки суд не располагает.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Муромцева Ю.Ф. просит отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Порецкому Н.Н. и Шевченко Т.Н. на праве общей долевой собственности в равных долях – по ? доле принадлежит земельный участок площадью 388 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов – для личного подсобного хозяйства, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <адрес>
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.10.2008 г.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:40:0807017:33.
Как следует из межевого плана, выполненного кадастровым инженером Мурашко Л.П. 03.02.2015 г., уточненное местоположение границы и площади земельного участка с кадастровым номером 23:40:0807017:33, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <адрес>, составляет 475 кв.м.
Порецкий Н.Н. обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 08 декабря 2015 г. Порецкому Н.Н. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений на основании п.5 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявителю предложено предоставить документ, определяющий местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо наличие двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан.
На основании ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.п.2,5 п.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
На основании п.3 ст.20 настоящего Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Согласно п.2 ст. 21 указанного Закона такое заявление должно быть удостоверено подписью каждого собственника или подписью его представителя.
В силу п.п. 2,6 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам объекта недвижимости отнесены его кадастровый номер и площадь.
В соответствии со ст. 16 Закона о кадастре процедура кадастрового учета изменений объекта недвижимости осуществляется в связи с изменением его уникальных характеристик или любых, указанных в п.7,10-21 настоящего Закона.
Заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности в связи с изменением его площади предоставляется всеми собственниками объекта недвижимости, либо их представителями, обладающими для этого соответствующими полномочиями, поскольку в соответствии с п.1 ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников.
Шевченко как участник долевой собственности с таким заявлением в орган кадастрового учета не обращалась.
Кроме того, площадь уточненного земельного участка превышает декларированную площадь участка с кадастровым номером 23:40:0807017:33 на величину более чем на 10%.
Разница площадей составляет 87 кв.м, что соответствует 22,4%.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказывая в осуществлении кадастрового учета, административный ответчик руководствовался действующим законодательством.
Административным истцом не представлены доказательства, обосновывающие заявленные требования.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 настоящей статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд, о чем заявлено административным ответчиком. Оснований для его восстановления не имеется.
Принимая во внимание, что решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 08 декабря 2015 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости обосновано, истцом пропущен срок обращения в суд, на основании ч.2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Порецкого Н.Н. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: