Дело № 2-1787/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 13 ноября 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Романова А.Н.,
представителя ответчика Балобановой Т.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Анатолия Николаевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Романов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) с требованиями:
- признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № 319349/17 от 18.09.2017 г.,
- признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии),
- назначить досрочную страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) со дня обращения за её назначением, т.е. с 10.08.2017 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что 10.08.2017 г. Романов А.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республике (межрайонное) с заявлением о назначении страховой части пенсии военнослужащему.
18.09.2017 г. решением № 319349/17 ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии, т.к. истец не достиг возраста 60 лет.
С указанным решением истец не согласен. В период с 14.04.1988 г. по 30.04.1988 г. и с 01.05.1988 г. по 14.05.1988 г. (31 день) он исполнял служебные обязанности в Хойниковском РОВД, расположенном в зоне Чернобыльской АЭС. В этот период получил дозу радиоактивного облучения 746,3 мр/ч.
Согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право выйти на пенсию на 5 лет раньше установленного срока.
Согласно ст. 28.1 указанного Закона, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Гражданам, указанным в пункте 4 части 1 ст. 13 Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Романов А.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. При этом он имеет страховой стаж более 8 лет, полученный на гражданской службе. Поскольку на день подачи заявления о назначении пенсии истцу исполнилось 55 лет, он имеет страховой стаж более 8 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 32,796, то право на досрочную страховую пенсию по старости у него наступило с 05.08.2017 г. (дата достижения возраста 55 лет).
На основании Федерального закона «О страховых пенсиях» Романов А.Н. просит признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Романов А.Н. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Балобанова Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что с 20.01.2002 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Кроме того, истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В круге лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не поименованы. Условия пенсионного обеспечения указанных граждан установлены Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с положениями абзаца 2 ст. 28.1 указанного закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1. При этом её размер может быть исчислен по нормам Закона № 400-ФЗ. Данная норма возможности суммирования льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости не предусматривает.
Также следует отметить, что пенсия по старости, назначенная в соответствии с Законом от 15.05.1991 г. № 1244-1, финансируется из средств федерального бюджета, а не за счет средств бюджета ПФ РФ как страховые пенсии. Кроме того, согласно положениям абзаца 5 ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2015 г.) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом № 1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
С 20.01.2002 г. пожизненно истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
10.08.2017 г. Романов Анатолий Николаевич, дд.мм.гггг года рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты как участнику, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
18.09.2017 г. решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) № 319349/17 Романову А.Н. отказано в установлении пенсии, поскольку он не достиг возраста 60 лет.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, перечисленным в статьях 30, 32 Федерального закона № 400-ФЗ, а также гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст. 31).
К категории лиц, перечисленных в названных нормах, истец не относится.
Положениями Федерального закона № 400-ФЗ возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8, гражданам из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
В силу ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, следует отличать порядок назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, и страховой пенсии в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Поскольку истец просит назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), то такая пенсия может быть назначена только при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ, о чем прямо указано в п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
В рассматриваемом случае назначение страховой пенсии по старости в порядке Федерального закона № 400-ФЗ может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 60 лет.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, истец к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости достиг возраста 55 лет; к категории лиц, перечисленных в статьях 30-32 Федерального закона № 400-ФЗ, он не относится. Следовательно, основания для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости отсутствовали; решение № 319349/17 от 18.09.2017 г. принято пенсионным органом обоснованно.
Согласно абз. 5 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Учитывая, что пенсия по старости, назначаемая указанной категории граждан, страховой не является, то военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, не может быть назначена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Романова Анатолия Николаевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2017 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.