Решение по делу № 2а-1649/2021 от 29.09.2021

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года                                 <адрес>

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Казакова Александра Сергеевича и Степановой Анастасии Юрьевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,

установил:

Казаков А.С., Степанова А.Ю. (далее - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - административный ответчик), в котором просят признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении принадлежащего административным истцам на праве общей долевой собственности по ? доле в праве каждому земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м., категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: Чувашская <адрес>, земельного участка с кадастровым номером площадью 275 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка с кадастровым номером площадью 24 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 799 кв.м с условным номером и разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» расположенного по адресу: <адрес>, и об устранении допущенного нарушения права путем возложения на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 799 кв.м с условным номером и разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в границах определенных характерными точками образуемого земельного участка, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что административные истцы имеют на праве общей долевой собственности по ? доле земельный участок 21:21:070202:474 площадью 500 кв.м., категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в их общей долевой собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 299 кв. м.

Решением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики административным истцам отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29, пп. 11 п. 9 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на нарушений требований п. 6 ст. 11.9, п. 4 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 (схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территории общего пользования; из части земельного участка с кадастровым номером возможно образование самостоятельного земельного участка; образуемый земельный участок подпадает в охранную зону водопровода и канализационного коллектора <адрес>).

Считая свои права нарушенными, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен по существующему ограждению, по нему не проходят красные линии, возможность образования самостоятельного земельного участка отсутствует, возможность использования образуемого в результате перераспределения земельного участка с учетом охранной зоны инженерных коммуникаций действующим законодательством не запрещена, административные истцы просят признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , и обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Административный ответчик в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представив письменный отзыв на административное исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В обоснование письменного отзыва на административное исковое заявление указано, что образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенного к землям общего пользования не допускается. Из части земельного участка с кадастровым номером возможно образование самостоятельного земельного участка. Образуемый в результате перераспределения земельный участок подпадает в охранную зону водопровода и канализационного коллектора <адрес>. У администрации Чебоксарского района Чувашской Республики имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная для утверждения схема расположения земельного участка не соответствовала требованиям пп. 4, 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Доводы административных истцов являются необоснованными, а заявленные требования - не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации <адрес>, АО «Водоканал», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. От заинтересованного лица администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Кодекса.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 названного Кодекса.

Из материалов административного дела следует, что административным истцам Казакову А.С. и Степановой А.Ю. на праве общей долевой собственности по ? доле в праве принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 500 кв.м., категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы Казаков А.С. и Степанова А.Ю. обратились к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности и земельных, участков, находящихся в частной собственности, предоставив схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ , Казакову А.С. и Степановой А.Ю. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям п. 6 ст. 11.9, п. 4 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территории общего пользования, не подлежащей приватизации; из части земельного участка с кадастровым номером 1 возможно образование самостоятельного земельного участка; образуемый земельный участок подпадает в охранную зону водопровода и канализационного коллектора <адрес>).

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ), обоснованный тем, что в силу положений п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается перераспределение земельного участка за счет земель общего пользования.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1963-О).

Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Как следует из ГрК РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (ст. 23 ГрК РФ).

Возможность нанесения красных линий на карты генерального плана муниципального образования предусматривалась п. 9 разд. 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 150, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, а также п. п. 3.8 и 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, в случае совмещения генерального плана и проекта детальной планировки.

В материалы дела административном ответчиком не представлены сведения об утвержденных проектах планировки территории <адрес>

Доказательств того, что в составе Генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый участок к территории общего пользования, административным ответчиком также не представлено.

Согласно пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как следует из заключения кадастрового инженера ООО «Научно-производственное предприятие «Инженер» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного при составлении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусматривается образование земельного участка путем перераспределения принадлежащего административным истцам на праве общей долевой собственности по ? доле в праве земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м., категорией земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером площадью 275 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка с кадастровым номером площадью 24 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена (:<данные изъяты> кв.м. = 799 кв.м).

Согласно Правилам землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , размещенным на сайте , образуемый земельный участок попадает в территориальную зону Ж-1 - зону застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно градостроительному регламенту данной зоны для вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предельный минимальный размер земельного участка составляет 0,03 га, а максимальный разрешенный размер - 0,15 га.

<адрес> земельных участков с кадастровыми номерами и , относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует предельному минимальному размеру земельного участка территориальной зоны Ж-1 (<данные изъяты>.м), то есть невозможно образование самостоятельного земельного участка.

Также одним из оснований для принятия административным ответчиком оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение перераспределяемого земельного участка в охранной зоне существующей водопроводной сети и канализационного коллектора <адрес>.

В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 1), водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 2).

Согласно п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

При этом наличие сетей коммуникаций на земельном участке не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренным п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.

Наличие охранной зоны сетей водоснабжения налагает на правообладателя земельного участка лишь определенные ограничения на использование этой части земельного участка.

Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в пояснительной записке к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Научно-производственное предприятие «Инженер» ДД.ММ.ГГГГ, схема земельного участка подготовлена в соответствии с нормами действующего законодательства.

С учетом изложенных выше законоположений доводы административного иска о том, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в перераспределении земельных участков не соответствует требованиям закона и нарушает права административных истцов, обоснованы.

В порядке устранения допущенных нарушений прав административного истца суд находит необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления административных истцом от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку поставленный в обращении вопрос по существу с учетом вышеуказанных положений земельного кодекса не рассмотрен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Казакова Александра Сергеевича и Степановой Анастасии Юрьевны удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ .

Возложить на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление Казакова Александра Сергеевича и Степановой Анастасии Юрьевны от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков и об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

    В мотивированной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                            А.В. Егорова

29.09.2021Регистрация административного искового заявления
30.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее