Дело № 12-157/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
п. Ванино 01 декабря 2016 год
Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Романько А.М.,
с участием представителя ООО «Янтарь» Еловикова А.Ю., Мизоновой Н.Б. действующих на основании доверенности,
представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Харченко Г.В. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная 41,
жалобу представителя ООО «Янтарь» на Постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах от 21.10.2016 г. № 340 о назначении административного наказания в отношении юридического лица – ООО «Янтарь», зарегистрированного по адресу: Хабаровский край Ванинский район п. Ванино ул. Чехова д.4 (ИНН 2709012673, ОГРН 1082709000110, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица от 06.02.2008 г.) по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах от 21.10.2016 г. № 340 юридическое лицо – ООО «Янтарь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20500 рублей.
В жалобе представитель ООО «Янтарь» с постановлением не согласился. Указав, что в действиях юридического лица отсутствовал состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, поскольку исследования на остаточный хлор проводятся машинистами водонасосной станции в соответствии с утвержденной методикой определения остаточного хлора в воде (ГОСТ А190-72). Машинисты прошли обучение с привлечением специалистов ФБУЗ Центра гигиены и эпидемиологии и в соответствии с приказом №105-П от 29.12.2015 были допущены к проведению исследований питьевой воды на остаточный хлор. Вся необходимая для производства анализов посуда имеется в наличии. Ввиду того, что исследования на остаточный хлор должны и проводятся ежечасно, сразу после отбора воды (для достоверности результатов), аттестованная лаборатория должна иметь круглосуточный режим работы. После проведения ремонтных работ на водоводе в обязательном порядке проводится хлорирование и промывка этих участков перед вводом в эксплуатацию. Ввиду того, что технические работы на сетях проводились в аварийном режиме, и подключение этих участков выпало на выходные дни, то есть в нерабочие дни аттестованной лаборатории, отбор контрольных проб не проводился.
Производственный контроль питьевой воды осуществляется в соответствии с утвержденной и согласованной Роспотребнадзором программой производственного контроля. Программой предусмотрен еженедельный отбор проб перед поступлением в распределительную сеть.
Просил постановление по делу об административном правонарушении от 21.10.2016 г. № 340, вынесенное начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах, о привлечении ООО «Янтарь» к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ отменить, а производство по делу прекратить.
Представитель ООО «Янтарь» Еловиков А.Ю., Мизонова Н.Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что на момент проверки качество воды соответствовало требованиям санитарно-эпидемиологических требований, часть нарушений, выявленных при проверке,- устранено, получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту зон санитарной охраны. Просил жалобу удовлетворить по изложенным доводам.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Харченко Г.В. полагала постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в ходе проведения внеплановой документарной выездной проверки в 10 час. 00 мин. 29.08.2016г. установлено, что в ООО «Янтарь» исследования на остаточный хлор проводятся машинистами водонасосной станции ООО «Янтарь». После проведения ремонтных работ на водопроводных сооружениях не осуществлялся отбор контрольных проб воды с целью дальнейшего проведения исследований на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1-74-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Использование водного объекта (источника водоснабжения) в целях подачи населению городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района питьевой воды осуществляется согласно санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта- санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения артезианских скважин без учета подруслового водозабора «Чистоводный 2», который является поверхностным источником. Проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения эксплуатируемые ООО «Янтарь» с учетом водозабора Чистоводный 2 - поверхностный источник водоснабжения, имеет санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии проектов санитарным правилам только для земных источников водоснабжения. ООО «Янтарь» не соблюдает периодичность производственного контроля питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть. Не проводятся исследования по микробиологическим и органолептическим показателям 365 дней в году (ежедневно). Вода питьевая перед поступлением в сеть ВНС ул. Перспективная 2а и РЧВ п.Хотемкино (НС-2 подъема п.Октябрьский-1) - не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» по содержанию остаточного хлора. Согласно экспертного заключения по оценке результатов исследования воды централизованных систем питьевого водоснабжения 05.09.2016 № 365, протоколу от 31.08.2016 № 4364, 4365 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Ванинском и Советско-Гаванском районах», по результатам исследования отобранного 29.08.2016 дезинфицирующего средства «Гипохлорит кальция» массовая доля активного хлора в составляет 33,6% при заявленных 62-65 % (протокол №4364,4365 от 31.08.2016г.), по результатам исследования массовая доля активного хлора в дезинфицирующем средстве «Гипохлорит кальция» составляет 33,8% при заявленных 62-65 % (протокол № 4364, 4365 от 31.08.2016г.). Таким образом, массовая доля активного хлора в дезинфицирующем средстве «Гипохлорит кальция» 62-65% не соответствует заявленной концентрации. Нарушения, выявлены ранее, согласно Акта проверки № 440/49 от 28.04.2016, до настоящего время ООО «Янтарь» не устранены.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Согласно п.п. 3.4., 3.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3); Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть. При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.
Согласно п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно п. 4.5 (примечание к таблице 8) СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8, кратность отбора проб лабораторного производственного контроля качества воды составляет 10 раз в месяц при количестве обслуживаемого населения от 10000 до 20000 человек. В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.
Согласно п.п. 4. 5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п.1.8. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», на водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 4.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7. Количество проб в течение одного года, должно составлять не менее 365 дней в году (ежедневно) по микробиологическим и органолептическим показателям.
Факт нарушения и вина ООО «Янтарь» в непринятии всех мер по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - установлена и доказана: представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.10.2016 г. № 340 (л.д.57-59), протоколом об административном правонарушении от 10.10.2016 г. №340 (л.д.60-63), Актом проверки № 1050/123 от 23.09.2016 г. (л.д.64-69), экстренными извещениями (л.д.70-73), протоколами лабораторных исследований (л.д.74-76), экспертным заключением по оценке результатов исследования воды централизованных систем питьевого водоснабжения от 22.08.2016 г. № 346 (л.д.79-81), экспертным заключением по оценке результатов исследования воды централизованных систем питьевого водоснабжения от 05.09.2016 г. № 365 (л.д.82-83), экспертным заключением по оценке результатов исследования воды централизованных систем питьевого водоснабжения от 25.08.2016 г. № 352 (л.д.84-86), экспертным заключением по оценке результатов исследования воды централизованных систем питьевого водоснабжения от 02.09.2016 г. № 363(л.д.87-95).
Действия юридического лица ООО «Янтарь» квалифицированы правильно, по ст.6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО Янтарь имело возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, однако не приняло необходимых мер для его соблюдения. Сведений о принятии необходимых мер по соблюдению указанных требований юридическое лицо на момент проведения проверки - не представило.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу - законно и обоснованно, поскольку правильно установлена виновность юридического лица – ООО «Янтарь» в совершении им административного правонарушения, за которое ему назначено административное наказание.
Выводы начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах о виновности юридического лица в совершении им административного правонарушения, за которое ему назначено административное наказание - ничем не опровергнуты.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1, КоАП РФ в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного юридическому лицу ООО «Янтарь» административного наказания не имеется.
Доводы жалобы представителя юридического лица, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого постановления, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а существенные для дела обстоятельства установлены должностным лицом полно и правильно. Принятые частичные меры к устранению выявленных нарушений – не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении им административного правонарушения, за которое ему назначено справедливое наказание.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах от 21.10.2016 г. № 340 о назначении административного наказания в отношении юридического лица – ООО «Янтарь», зарегистрированного по адресу: Хабаровский край Ванинский район п. Ванино ул. Чехова д.4 (ИНН 2709012673, ОГРН 1082709000110, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица от 06.02.2008 г.) по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20500 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ООО «Янтарь» Еловикова А.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья Ванинского районного суда Романько А.М.