Дело № 2-60/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тиличики Камчатского края |
23 июля 2019 года |
Олюторский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Тен Е.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Олюторского района Ковалева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пенжинского района Лисиченко В.А. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Каменский детский сад «Теремок», администрации Пенжинского района о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пенжинского района Лисиченко В.А. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Каменский детский сад «Теремок» (далее – МКДОУ Каменский ДС «Теремок»), администрации Пенжинского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, требуя обязать МКДОУ Каменский ДС «Теремок» в соответствии с требованиями п. 19.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций» обеспечить работников пищеблока МКДОУ Каменский ДС «Теремок» специальной одеждой (халат, колпак или косынка) не менее трех комплектов на человека, администрацию Пенжинского района осуществить финансовое обеспечение на устранение указанных нарушений.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства по охране труда и организации питания. В результате проверки было установлено, что МКДОУ Каменский ДС «Теремок» ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства, а именно не обеспечено соблюдение п. 19.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций» в части обеспечения работников пищеблока МКДОУ Каменский ДС «Теремок» специальной одеждой (халат, колпак или косынка) не менее трех комплектов на человека. При этом администрация Пенжинского района должно осуществить финансовое обеспечение на устранение указанных нарушений
В судебном заседании старший помощник прокурора Ковалев Е.В. исковые требования поддержал полном объеме, предоставив ответчику срок для исполнения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МКДОУ Каменский ДС «Теремок» просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Ответчик администрация Пенжинского района, извещенная надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, своего представителя в суд не направила, о причинах неявки не сообщила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно работников и несовершеннолетних учащихся МКДОУ Каменский ДС «Теремок».
Поскольку МКДОУ Каменский ДС «Теремок», является открытым, общедоступным объектом, которое посещает и может посещать в дальнейшем неопределенное число лиц, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
В ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей, в том числе, являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на таких принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу ст. 9 вышеназванного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 3 и 4 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предназначением которого является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 19.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций» работники пищеблока должны быть обеспечены специальной одеждой (халат, колпак или косынка), не менее трех комплектов на 1 человека.
Персонал пищеблока МКДОУ Каменский ДС «Теремок» составляет 4 человека, при этом они имеют всего по два комплекта специальной одежды на работника.
В ответ на представление прокурора об устранении выявленных нарушений закона был дан ответ, что на данный момент ведется работа по приобретению спецодежды для персонала, данный вопрос будет рассматриваться на очередной сессии районных депутатов с целью выделения из бюджета дополнительных денежных средств.
Таким образом, на основании представленных сторонами документов, судом установлено, что МКДОУ Каменский ДС «Теремок» не имеет необходимого количества спецодежды на каждого работника пищеблока.
Доказательств обратного, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.
При таким обстоятельствах суд находит требования прокурора Пенжинского района законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика МКДОУ Каменский ДС «Теремок» соответствующих обязанностей.
Выпиской из единого государственного реестра установлено, что МКДОУ Каменский ДС «Теремок» создан в качестве юридического лица 10.03.2009 года, основным видом деятельности является дошкольной образование. Учредителем учреждения является администрация Пенжинского района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
При данных обстоятельствах суд возлагает на администрацию Пенжинского района обязанность осуществления финансового обеспечения на устранение указанных нарушений.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, признание ответчиком исковых требований в полном объеме, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Государственная пошлина от уплаты, которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Пенжинского района Лисиченко В.А. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Каменский детский сад «Теремок», администрации Пенжинского района о возложении обязанностей, - удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Каменский детский сад «Теремок» обязанность в срок в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями п. 19.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций» обеспечить работников пищеблока МКДОУ «Каменский ДС «Теремок» специальной одеждой (халат, колпак или косынка) не менее трех комплектов на человека.
Возложить на администрации Пенжинского района обязанность осуществления финансового обеспечения на устранение указанных нарушений
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Каменский ДС «Теремок» в бюджет Пенжинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
А.В. Орлов |