Судья Севостьянова Е.Н. Дело № 33-3629/2021(2-78/2021)
25RS0022-01-2020-001204-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.,
судей Левицкой Ж.В., Семенцова А.О.,
при секретаре Клюгер Т.И.
при участии прокурора Романовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов ФИО1 к администрации Октябрьского района Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Приморского края,
на решение Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., пояснения представителя Правительства Приморского края ФИО6, прокурора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился в суд с названным иском, указав, что ФИО1 относится к категории лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством. Мать и отец ФИО1 - ФИО7 и ФИО8 решением Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Распоряжением отдела опеки и попечительства по Октябрьскому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на специализированный жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в Сводный список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Октябрьского района. ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения и в приватизации жилья участия не принимала.
Прокурор просил возложить на администрацию Октябрьского района обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Октябрьского муниципального округа Приморского края, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории Октябрьского района нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1, представителя администрации Октябрьского района Приморского края.
Глава Октябрьского района Приморского края направил письменные возражения в которых указал, что администрация Октябрьского района исковые требования не признает в части предоставления жилого помещения по договору в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. В 2021 году запланировано приобретение 10 квартир для данной категории граждан. Все квартиры приобретаются за счет средств субвенций краевого бюджета Правительства Приморского края, выделенных на 2021 год. Администрация Октябрьского района является высокодотационным районом и не имеет свободных денежных средств на приобретение квартир вышеуказанным гражданам, в связи с этим предоставить жилое помещение данной категории граждан в указанный срок не представляется возможным.
Представитель третьего лица правительства Приморского края в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление представитель полагала, что в удовлетворении заявленных исковых требованиях необходимо отказать.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию Октябрьского района Приморского края возложена обязанность обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Октябрьского района Приморского края, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории Октябрьского района Приморского края нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с постановленным решением, представителем правительства Приморского края подана апелляционная жалоба с просьбой изменить решение Октябрьского районного суда Приморского края, исключить в резолютивной части слов «не менее 26 квадратных метров».
В суде апелляционной инстанции представитель правительства Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил изменить решение в части.
Прокурор в заключении полагал, что доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, и решение подлежит изменению в части исключения в резолютивной части слов «не менее 26 квадратных метров».
Администрация Октябрьского муниципального округа Приморского края в суд апелляционной инстанции не явилась.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав пояснения представителя ответчика – Правительства Приморского края, прокурора полагает решение суда подлежащим изменению.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Положениями статьи 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, по принятию решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений, а также по заключению договоров найма специализированного жилого помещения наделены органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета (часть 1 статьи 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно статье 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12-15) и распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району Департамента образования и науки Приморского края определена в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16-17).
Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району Департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет предоставления жилого помещения (л.д.10).
Распоряжением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра ФИО1 включена в Сводный список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Октябрьского района.
Установив, что ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение за счет государства отдельным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Октябрьского района Приморского края, однако, до настоящего времени в предусмотренном законом порядке таким жильем не обеспечена, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и обоснованно возложил на администрацию Октябрьского района Приморского края обязанность по предоставлению ФИО1 соответствующего жилого помещения.
Суд правильно учел, что согласно требованиям действующего законодательства окончательное решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения принимает соответствующий орган местного самоуправления, в связи с чем обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения именно на администрацию Октябрьского района Приморского края.
Соглашаясь с решением суда в указанной части судебная коллегия, в то же время, полагает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необходимости изменения решения и исключения из него указания на конкретную площадь жилого помещения (26 кв.м), не ниже которой должно производиться обеспечение ФИО1 жильем, так как такое указание не соответствует требованиям статьи 7 Закона Приморского края от 24.12.2018 №433-КЗ.
Оснований для отмены либо изменения решения в остальной части не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова «не менее 26 квадратных метров».
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу правительства Приморского края считать удовлетворенной.
Председательствующий
Судьи: