Судья Чертков М.Е. Дело 33-33903/2023 УИД 50RS0029-01-2022-005618-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск, Московская область 23 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего судьи Першиной С.В.
судей Федорчук Е.В., Шибаевой Е.Н.
при ведении протокола секретарем Красовским И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску фио к обществу с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» о признании незаконным требования об оплате за вывоз ТБО, об обязании списать сумму, о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Першиной С.В.,
установила:
фио обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор», в котором просит признать незаконным требование ответчика об оплате фио услуг по вывозу твердых коммунальных отходов за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> по жилому дому по адресу: <данные изъяты>; обязать общество с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» списать сумму, начисленную по оплате услуги за вывоз твердых коммунальных отходов за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> по жилому дому по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» в пользу фио компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» в пользу С.Б. штраф в сумме 5000,00 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Наро-Фоминск, сельское поселение Волчёнковское, д. Ковригино, <данные изъяты>. С <данные изъяты> региональным оператором, оказывающим услуги по сбору, транспортированию бытовых отходов от населения, на территории г/о Наро-Фоминск является ООО «Рузский региональный оператор». За период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ответчиком истцу начислена сумма по оплате услуги за вывоз твердых коммунальных отходов, однако фактически услуга не оказывалась, договор на вывод с истцом заключен не был, а в населенном пункте не имелось контейнерной площадки по сбору ТКО. Таким образом, истец полагает требования ответчика об уплате денежных средств за оказание услуги по сбору ТКО незаконной, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец фио отсутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. Представитель истца по заявлению фио в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, на них настаивал.
Представитель ответчика ООО «Рузский региональный оператор» по доверенности фио против удовлетворения заявленных требований возражала.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены, судом постановлено: признать незаконным требование ООО «Рузский региональный оператор» об оплате фиоуслуг по вывозу твердых коммунальных отходов за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> по жилому дому по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.;
обязать ООО «Рузский региональный оператор» списать сумму, начисленную по оплате услуги за вывоз твердых коммунальных отходов за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> по жилому дому по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский г/о, д. Ковригино, <данные изъяты>;
взыскать с ООО «Рузский региональный оператор» в пользу фио компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;
взыскать с ООО «Рузский региональный оператор» в пользу фио штраф в сумме 5000 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, представитель общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В суде апелляционной инстанции представитель фио – фио возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ООО «Рузский региональный оператор» - фио в суде апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, с учетом того, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда, провел судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 23 (ред. от <данные изъяты>) «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанное решение данным требованиям не соответствует.
Материалами дела подтверждается, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 117,1 кв.м, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский муниципальный район, с/пВолченковское, д. Ковригино, <данные изъяты> (л.д.12-14).
Как видно из платежного документа (л.д.43), ответчик начислил истцу задолженность по обращению с ТКО по состоянию на май 2022 года в сумме 10 664,52 руб.
<данные изъяты> истец обращался в администрацию Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты> с заявлением о предоставлении сведений об основаниях заключения договора по вывозу ТКО с ответчиком, а также с просьбой оборудовать площадку под мусорные баки в д. Ковригино Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты> (л.д.32).
<данные изъяты> истцу дан ответ (л.д.33-35), в котором указывается на подтверждение факта отсутствия в д. Ковригино контейнерной площадки по сбору ТКО. Кроме того сообщено, что <данные изъяты> указанный недостаток устранен.
<данные изъяты> истцом в адрес ответчика передано заявление на перерасчет за услуги по обращению с ТКО (л.д.36-37), и претензия (л.д.38-41). Повторное заявление передано ответчику <данные изъяты> (л.д.41-42).
Согласно письмам ответчика от <данные изъяты> №<данные изъяты>, 4082/22 и 4083/22 (л.д.60 об.-64), имеющих аналогичное содержание, ответчик полагает начисления законными, кроме того сообщает, что контейнерная площадка для сбора ТКО в д. Ковригино Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты> оборудована органами местного самоуправления <данные изъяты>.
Аналогичные сведения содержатся в письменном отзыве на иск <данные изъяты> от <данные изъяты>, кроме того, в отзыве указано, что до момента оборудования контейнерной площадки в д. Ковригино, сбор ТКО д. Ковригино осуществлялся на контейнерной площадке д. Загряжское, приобщены маршрутные журналы обращения с ТКО по д. Загряжское с <данные изъяты> по <данные изъяты>, и по д. Ковригино с <данные изъяты> по <данные изъяты>, а также сведения из АИС Отходы по д. Загряжское с <данные изъяты> по <данные изъяты>, и по д. Ковригино с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
<данные изъяты> в издании «Подмосковье сегодня» была размещена информация о необходимости обращения с заявкой на обращение с ТКО, одновременно разъясняется порядок заключения договора без направления заявки (л.д.78-93).
<данные изъяты> между Минэкологии и природопользования <данные изъяты> и ответчиком заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора. К указанной зоне, в том числе, отнесен Наро-Фоминский г/о (л.д.94-103).
Согласно сведениям о состоянии лицевого счета <данные изъяты> (л.д.153), задолженность истца по состоянию на <данные изъяты> составляет 10 612,95 руб.
Согласно сведениям платежных документов (л.д.154-200), лицевой счет <данные изъяты> – единый, 050004926459 – личный, открыт на имя фио, по адресу: г/о Наро-Фоминск, д. Ковригино, <данные изъяты>.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, руководствуясь ст.ст. 30, 153, 154, Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что начисление платы на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 1.01.2019г. по 25.08.2022г. незаконно производилось ответчиком по жилому строению, в котором истец собственником не является; не удовлетворив заявление истца о перерасчете, ответчик нарушил права истца как потребителя, в связи с чем удовлетворил заявленные к ответчику требования в полном объеме.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на неправильном применении норм материального права, находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, в силу закона на собственника жилого помещения возложена обязанность по своевременной оплате за коммунальные услуги.
Как следует из публичной кадастровой карты, дом с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0040302:306, на котором имеется два строения, так же данный факт подтверждается фотоснимками.
Исходя из материалов дела, выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> подтверждается, что фио является собственником ? доли жилого дома по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.
Кроме того, выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> также подтверждается, что фио является собственником жилого дома по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.
Таким образом, истцу на праве собственности принадлежат два объекта недвижимости.
Вопреки доводам истца об отсутствии договорных отношений между истцом и ООО «Рузский региональный оператор», данный факт установлен и подтверждается следующими доказательствами по делу.
ООО «Рузский РО» в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, заключенным с Министерством экологии и природопользования Московской области № б/н от <данные изъяты> обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных сходов на территории Московской области (в Рузской зоне Регионального оператора) <данные изъяты>.
С <данные изъяты>, согласно Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все потребители (собственники коммунальных отходов) обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор имеет типовую форму согласно Постановлению Правительства <данные изъяты> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Г. становление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>» от <данные изъяты>, и носит публичный характер.
Договор был опубликован в средствах массовой информации (газете «Подмосковье сегодня» от <данные изъяты> <данные изъяты>(4360)), а также на сайте ООО «Рузский Ю».
В соответствии с п. 8.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 11.2016 года <данные изъяты> региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг о обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных снованиях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8.17 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения е"тональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по сращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя с приложением документов.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ в сфере обращения с ТКО с истцом заключен публичный договор на оказание услуг по соглашению с ТКО и выставление квитанций по его домовладению считаются законными.
Более того, отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> (решение Истринского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу <данные изъяты>- -15/2022).
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-рм «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив, определена в 1 кв. м. площади.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан (более 5 дней) внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с указанным постановлением, в случае временного отсутствия собственников в принадлежащем им жилом помещении, перерасчет может быть произведен только за те коммунальные услуги, которые рассчитываются исходя из нормативов потребления (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).
Поскольку плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Московской области начисляется собственникам исходя из площади жилого помещения, то не проживание в жилом помещении, как временное, так и постоянное, не освобождает от обязанности нести расходы за оказываемые услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, в нормативно-правовых актах, регулирующих предоставление коммунальной услуги «Обращение с ТКО», методика перерасчёта в связи с непроживанием потребителя исходя из общей площади жилого помещения, не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.5 ст. 30, ч. 4 cт. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства России <данные изъяты> <данные изъяты>, постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» и распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-рм «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» и в силу принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оплате услуг по вывозу ТКО, исходя из площади жилого помещения, в Московской области размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения, при этом перерасчет данной платы от факта не проживания (временного отсутствия) лица в жилом помещении не зависит.
Согласно Постановлению Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В соответствии с п.2.6 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от <данные изъяты> <данные изъяты>-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» полномочия по строительству и ремонту контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) TКО возложены на органы местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. При отсутствии контейнерных площадок в вышеуказанных населенных пунктах, население может осуществлять накопление ТКО на близлежащие контейнерные площадки, откуда региональный оператор, в свою очередь, принимает ТКО, обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом места (площадки) накопления ТКО должны быть включены в Территориальную схему по обращению с отходами, а до включения в схему предполагаемые места (площадки) должны быть отражены в санитарной схеме очистки населенного пункта.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-РВ «Об утверждении регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельца индивидуального жилого строения» установлены условия приема ТКО из индивидуальных контейнеров.
До момента перехода на индивидуальный вывоз, накопление ТКО осуществляется в контейнеры, находящиеся на общей контейнерной площадке.
Таким образом, у потребителя фио имелась возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя близлежащие оборудованные контейнерные площадки, следовательно, услуга по обращению с ТКО Региональным оператором за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> была оказана потребителю в полном объеме, поскольку истец является безусловным отходообразователем и доказательств невыноса твердых коммунальных отходов к местам (площадкам) накопления ТКО не представлено, в связи с чем оснований для освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО отсутствуют.
Согласно ФЗ <данные изъяты> «Об отходах производства и потребления» следует, что потребитель - собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.
Как следует из п. 148 (1) Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 354 (ред. от <данные изъяты>) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (17) раздела I (1) Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований фио к обществу с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» о признании незаконным требования об оплате за вывоз ТБО, об обязании списать сумму.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, производные требования о взыскании компенсации морального вреда, штрафа также не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований фио в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований фио к обществу с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» о признании незаконным требования об оплате за вывоз ТБО, об обязании списать сумму, о взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Председательствующий
Судьи