Дело № 3а-147/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 24 мая 2019 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Льва Евгеньевича о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 года N 201,
установил:
Решением Муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля.
Решение опубликовано в издании "Городские новости", N 76, 03.10.2009 года.
В составе Правил землепользования и застройки города Ярославля утверждена Карта градостроительных зон, в том числе зон с особыми условиями использования территории.
Согласно данной Карте земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, входит в санитарно – защитную зону.
Волков Л.Е. – собственник данного земельного участка, обратился с административным иском, в котором просит признать недействующими Правила землепользования и застройки города Ярославля в части включения принадлежащего ему земельного участка в границы санитарно – защитной зоны предприятия Организация 1
В обоснование требований административного иска административный истец указывает на то, что решения об определении размера и границ санитарно – защитной зоны для данного предприятия главным государственным санитарным врачом Ярославской области не принималось. Таким образом, в соответствии со статьями 1 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74, оснований отображения данной санитарно – защитной зоны на Карте градостроительных зон у Муниципалитета города Ярославля не имелось.
Включением земельного участка административного истца в границы санитарно – защитной зоны нарушены его права и законные интересы: земельный участок имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации здания кафе. Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки одним из видов его разрешенного использования является строительство многоквартирных жилых домов, что и намерен осуществить административный истец. Нахождение земельного участка в границах санитарно – защитной зоны не позволяет осуществить на земельном участке жилищное строительство.
В судебном заседании представитель административного истца на основании ордера адвокат Волков С.Ф. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Муниципалитета города Ярославля по доверенности Воробьев А.М., представитель заинтересованного лица мэрии города Ярославля и Департамента градостроительства мэрии города Ярославля по доверенности Свиридова И.В. административный иск не признали. Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в возражение против административного иска указали, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, порядок принятия нормативного акта соблюден. Санитарно – защитная зона, в границах которой расположен земельный участок административного истца, установлена для предприятия Организация 1 относящегося к V классу опасности. Для предприятий такого класса опасности установление санитарно – защитной зоны решением главного государственного санитарного врача не является обязательным. При таких обстоятельствах, при установлении санитарно – защитной зоны орган местного самоуправления, руководствуясь положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74, исходил из нормативно установлено размера данной зоны в 50 метров.
Таким образом, по мнению административного ответчика и заинтересованных лиц, Правила землепользования и застройки города Ярославля нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, соответствуют.
Судом в качестве свидетеля допрошен начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора Ярославской области ФИО 1 который пояснил суду, что санитарно – защитная зона для Организация 1 главным государственным санитарным врачом Ярославской области не устанавливалась. В настоящее время Организация 2, которое ведет производственную деятельность на площадях Организация 1 осуществляет работу по установлению санитарно – защитной зоны для своего предприятия. Согласно экспертному заключению, на которое выдано положительное санитарно – эпидемиологическое заключение Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области, санитарно – защитная зона данного предприятия не охватывает земельный участок административного истца.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административный иск Волкова Л.Е. подлежит удовлетворению.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Таким образом, принятие оспариваемого в настоящем административном деле нормативного акта относится к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьями 30 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и его утверждения.
Судом проверена процедура принятия оспариваемого в настоящем административном деле нормативного акта.
Судом установлено, что в установленном порядке мэром города Ярославля принято решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля, создана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, утвержден ее состав, объявлены и проведены публичные слушания по проекту Правил, указанные решения опубликованы в печатном издании и размещены в сети Интернет, составлено заключение по результатам публичных слушаний, органом местного самоуправления проведена проверка проекта, после чего мэром города Ярославля проект направлен в Муниципалитет города Ярославля – представительный орган местного самоуправления города Ярославля; указанным органом местного самоуправления Правила землепользования и застройки утверждены с соблюдением процедуры принятия такого решения, решение опубликовано и введено в действие.
Таким образом, оспариваемое в настоящем административном деле решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, уполномоченным на это представительным органом местного самоуправления города Ярославля, порядок принятия нормативного акта и введения его в действие соблюдены.
Проверяя нормативный акт в оспариваемой его части на соответствие его законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.
По смыслу части 4 статьи 34, пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно – защитные зоны, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие в новой редакции постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года N 74, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Судом установлено, что на Карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территории) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля определены границы санитарно – защитной зоны Организация 1 в которую вошел земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности административному истцу Волкову Л.Е.
В порядке подготовки проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля руководитель Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в мэрию города Ярославля представлял сведения о предприятиях, имеющих утвержденную санитарно – защитную зону, среди которых Организация 1 не поименовано. В отношении данного предприятия указано лишь на нормативный размер его санитарно – защитной зоны в 50 метров, исходя из отнесения данного предприятия на момент подготовки проекта Правил к v классу опасности.
Данная информация в части отсутствия решения об установлении санитарно – защитной зоны Организация 1 подтверждена Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области по запросу суда при рассмотрении настоящего административного дела. В сообщении указано также, что в настоящее время Организация 1 производственную деятельность не ведет.
Таким образом, из материалов дела следует, что санитарно – защитная зона для Организация 1 в порядке, установленном пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не устанавливалась.
Следовательно, границы и размер данной зоны в порядке, установленном законодательством, не определены.
При таких обстоятельствах, у органа местного самоуправления в соответствии с пунктом 4 статьи 1, частью 4 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не имелось оснований для обозначения границ данной зоны как зоны с особыми условиями использования территории на Карте градостроительного зонирования города Ярославля.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что данные размеры и границы определены на основании раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», основаны на неверном толковании положений указанных норм и правил.
Как следует из приведенных выше положений пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» правом определения границ и размера санитарно – защитной зоны наделены должностные лица органов Ропотребнадзора. Определение указанными санитарными нормами и правилами ориентировочного размера данных зон не наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно определять пределы таких зон и отображать их на Карте в составе Правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определение размера и границ санитарно – защитной зоны предприятия Организация 1 на Карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территории) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля имело место с превышением компетенции органа местного самоуправления, что указывает на противоречие нормативного акта в оспариваемой части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Волкова Л.Е. и признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля в части установления на Карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территории) в составе данных Правил санитарно – защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Нормативный акт в указанной части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая его длительное применение с момента принятия до момента вынесения настоящего решения судом.
При рассмотрении административного дела судом установлено также, что в настоящее время Организация 2 осуществляющее производственную деятельность в помещениях, арендуемых у Организация 1 ведет работу по установлению санитарно – защитной зоны своего предприятия.
Однако, решения об установлении данной зоны в порядке, установленном на Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222, и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» на настоящий момент не принято.
Кроме того, из описания границ санитарно – защитной зоны в экспертном заключении следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в пределы данной зоны не входит.
В случае установления санитарно – защитной зоны предприятия Организация 2 и включения в ее границы указанного земельного участка, данное обстоятельство в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации явится основанием для внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Волкова Льва Евгеньевича удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 года N 201, в части установления на Карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территории) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля санитарно – защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Опубликовать в издании Городские новости сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова