Решение от 27.09.2024 по делу № 2-1567/2024 от 26.08.2024

Дело № 2-1567/2024

...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    г. Апшеронск                                  27 сентября 2024 г.

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Наумова Р.А.,

при помощнике Кнышове С.Н.

с участием: помощника прокурора Апшеронского района Жане А.В.,

представителя ответчика администрации МО Апшеронский район Сапожниковой Л.С., по доверенности,

третьих лиц – ССС, ТТТ, ЛЛЛ, ППП, ННН, ААА, ГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Апшеронский район об обязании включить в муниципальную программу многоквартирный жилой дом, обеспечить финансирование мероприятий по переселению,

установил:

И.о. прокурора Апшеронского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Апшеронский район об обязании включить в муниципальную программу многоквартирный жилой дом, обеспечить финансирование мероприятий по переселению.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства на территории муниципального образования Апшеронский район. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Апшеронский район поступило 20 заявлений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с приложением технического отчета по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ГБУ Краснодарского края «...» по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проведенного обследования составлен соответствующий акт, согласно которого процент износа многоквартирного дома составляет 76 %, домовладение имеет признаки аварийности и ветхости. Ввиду вышеуказанных обстоятельств в адрес администрации района прокуратурой направлено соответствующее письмо о проведении с собственниками жилых помещений вышеуказанного дома разьяснительной работы о порядке признания многоквартирного дома аварийным. Вышеуказанная работа в полном объеме не проведена в кратчайшие сроки. Собственники жилых помещений обратились в администрацию района с соответствующими заявлениями о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным. При предоставлении заявлений, собственниками жилых помещений в администрацию района также предоставлена документация, отраженная в п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым». В том числе собственниками жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома предоставлено техническое заключение на предмет установления эксплуатационной пригодности жилого дома многоквартирного, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выводам исследования: физический износ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующими измерительными нормами: «Ведомственные строительные нормы», «Правила оценки критического износа зданий», составляет 72 %. Указанный жилой дом является ветхим, состояние конструктивных элементов аварийное. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Категория технического состояния здания в целом, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Таким образом, дальнейшее проживание граждан в вышеуказанном домовладении является опасным для их жизней. Однако при рассмотрении поданных заявлений, в нарушение требований п.п. 42, 47 Положения вопрос о признании жилого дома аварийным комиссией не рассмотрен, в связи с чем, в адрес администрации Апшеронского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены, что послужило основанием для обращения прокурора в интересах жильцов в суд. ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение об оставлении искового заявления без движения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ внесено апелляционное представление, которое рассмотрено и удовлетворено, определение суда об оставлении дела без движения отменено, в настоящее время гражданское дело рассмотрено Апшеронским районным судом, исковые требования прокурора удовлетворены, действия администрации Апшеронского района признаны незаконными, судом последние обязаны вновь рассмотреть заявления граждан и принять решение в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым». По результатам повторного рассмотрения жильцов, вышеуказанный МКД признан аварийным. Кроме того, в отношении сотрудника администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, которое рассмотрено, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Апшеронский район утверждена муниципальная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» постановлением от 15.12.2014 г. № 1627, которая предусматривает подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Вместе с тем, установлено, что в нарушение вышеприведенных положений федерального законодательства, аварийный многоквартирный дом по адресу: <адрес>, до настоящего времени не включен в указанную муниципальную программу, данная программа не учитывает финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного дома. Проживание в аварийном доме несет опасность для жизни и здоровья жильцов, а также их имуществу. Кроме того, помимо собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, их посещают иные лица, круг которых не определен, что также указывает на возможное наступление необратимых последствий в отношении последних, а именно возможное получение травм и иных последствий, которые могут причинить вред их жизни и здоровью. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район включить в муниципальную программу «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от ДД.ММ.ГГГГ , признанный аварийным многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район обеспечить финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; установить срок переселения из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Апшеронского района исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Третьи лица ССС, ТТТ, ЛЛЛ,                      ППП, ННН, ААА, ГГГ просили суд исковые требования удовлетворить.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из материалов дела следует, что региональная адресная программа Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 г. № 186.

В соответствии с региональной программой постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 15.12.2014 года № 162, утверждена муниципальная программа муниципального образования Апшеронский район "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Апшеронский район, со сроком реализации мероприятий 2022-2023 годы.

Вместе с тем, в соответствии с паспортом программы, целями программы являются создание условий для повышенного уровня комфортности проживания и обеспеченности населения Апшеронского района жилищно-коммунальными услугами. Определены объемы и источники финансирования, из них: средства федерального бюджета, краевого бюджета, районного бюджета, внебюджетные источники. Сроки реализации программы определены с 2022-2025 годы.

В данную муниципальную программу на 2022-2023 годы по расселению аварийного жилищного фонда, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не включен, так как признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ.

Иных программ на региональном уровне в указанной сфере отношений не принято.

Так, в случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом решений об изъятии земельного участка и помещений                            в многоквартирном доме не принималось.

В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21.07.2007 г.                № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В статье 2 названного Федерального закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 года или применительно к положениям главы 6.5 упомянутого Федерального закона после 01.01.2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1).

В соответствии с Приказом Минстроя России от 30.07.2015 г. № 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными", формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем ввода соответствующей информации в систему.

Так, постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо осуществить снос аварийного дома в разумный срок с момента получения уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление вручено ККК, являющейся представителем собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 2 статьи 16 названного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1); срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 данной части (пункт 2).

Согласно части 2.2 статьи 16 этого Федерального закона не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что администрация действовала в рамках возложенных на нее полномочий, в адресную программу включены многоквартирные жилые дома, признанные в установленном порядке аварийными до 01.01.2017 г. Поскольку администрацией постановление о признании многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу издано ДД.ММ.ГГГГ, указанный многоквартирный дом не был включен в региональную адресную программу.

Между тем, внесение изменений в региональную адресную программу путем включения в нее многоквартирного дома по указанному выше адресу противоречит части 2.2 статьи 16 названного Федерального закона, поскольку повлечет изменение показателей, перечисленных в части 2 статьи 16 указанного Федерального закона. То есть, повлечет изменение перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Спорный многоквартирный дом может быть включен в реестр аварийных домов, признанных таковыми после 01.01.2017 г., в разделе «Переселение граждан» в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ». На основании данных сведений будут формироваться списки домов, подлежащих включению в последующие программы переселения. Формирование следующей программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возможно после завершения реализации действующей программы переселения, то есть после 31.12.2025 г.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального закона от 09 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Жилищным кодексом Российской Федерации сроки отселения граждан из аварийных домов не урегулированы, однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает самовольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006 г. № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 7, 43 и 44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).

Таким образом, в силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,                       а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация действовала в рамках возложенных на нее полномочий, с учетом того, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017 г. и соответственно не мог быть включен муниципальную программу муниципального образования Апшеронский район «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Апшеронский район, со сроком реализации мероприятий 2022-2023 годы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199                        Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                           ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░                              ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                 ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2024 ░.

2-1567/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
И.о. прокурора Апшеронского района
Ответчики
Администрация муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края
Другие
Борисова Виктория Дмитриевна
Тарновская Аделина Павловна
Антонова Майя Николаевна
Садыкова Олеся Олеговна
Тарновский Илья Павлович
Троян Василиса Федоровна
Морозова Ольга Юрьевна
Богдан Галина Владимировна
Крылова Татьяна Евгеньевна
Васинева Лариса Николаевна
Папазян Анаида Аршаковна
Тарновская Ульяна Павловна
собственники жилых помещений многквартирного дома № 12
Чнаваян Виктория Руслановна
Тарновский Максим Павлович
Шевцова Клавдия Ивановна
Тарновская Анастасия Павловна
Гусаченко Наталья Анатольевна
Борисова Наталья Юрьевна
Чнаваян Виктор Русланович
Викентьева Валентина Ивановна
Нелин Антон Викторович
Чнаваян Руслан Акопович
Плетнев Денис Викторович
Тарновская Оксана Геннадьевна
Евдощук Елена Владимировна
Борисов Артем Дмитриевич
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Наумов Роман Александрович
Дело на сайте суда
apsheronsk.krd.sudrf.ru
26.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.08.2024Передача материалов судье
28.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее