ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-10821/2024
№ дела 2-178/2024
в суде первой инстанции
УИД: 26RS0012-01-2023-004435-73
23 октября 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М.,
судей Усмановой Г.Ф., Никитушкиной И.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ширшовой Т.Г., Савостиной О.В., Маниной Р.А., Резниковой В.Ю., Ковылиной М.А., Щербаковой М.П., Леоновой З.М., Беспаловой Н.И., Лукьянец Е.С., Гаркуша В.Н., Корсаковой Н.Т., Гончаровой О.Б., Ефименко В.И., Пановой Е.А., Степановой Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачева С.А., Герасименко С.С., Бровкиной Н.И., Новикова А.Ю., Шишова В.С., Гурбич В.В. и др. к АО «Энергоресурсы», Правительству Ставропольского края о возложении обязанности восстановить центральную теплосистему МКД, подключить теплоноситель горячего водоснабжения к МКД, о перерасчете оплаты за коммунальную услугу, списании с лицевых счетов собственников помещений МКД сумм, выплаченных за период с ноября 2019 года по настоящее время, признании незаконными начислений оплаты за коммунальные услуги теплоснабжения, производимые с нарушением действующего законодательства и решения суда,
по кассационной жалобе Ширшовой Т.Г. и представителя истцов Домовенкова В.С. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 07.03.2024 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.06.2024.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М., выслушав Ширшову Т. Г. и представителя истцов Домовенкова В.С., поддержавших кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ширшова Т.Г., Савостина О.В., Манина Р.А., Резникова В.Ю., Ковылина М.А., Щербакова М.П., Леонова З.М., Беспалова Н.И., Лукьянец Е.С., Гаркуша В.Н., Корсакова Н.Т., Гончарова О.Б., Ефименко В.А., Панова Е.А., Степанова Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачев С.А., Герасименко С.С., Бровкина Н.И., Новикова А.Ю., Шишов В.С., Гурбич В.В., являющиеся собственниками многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес>, обратились в суд с иском(впоследствии уточненным) к АО «Энергоресурсы», <адрес>, в котором просили:
- возложить обязанность на ответчиков восстановить центральную теплосистему многоквартирного дома (№,
- подключить теплоноситель горячего водоснабжения к подвальным помещениям № по <адрес> <адрес>,
- возложить обязанность на АО «Энергоресурсы» выполнить перерасчет оплаты за коммунальную услугу «ТВС подогрев», путем списания с лицевых счетов собственников помещений № сумм, выплаченных за период с ноября 2019 года по настоящее время,
- признать незаконными начисления ответчиком АО «Энергоресурсы» оплаты за коммунальные услуги теплоснабжения (отопление и ГВС-подогрев), производимые с нарушением действующего законодательства и решения суда по делу № с ДД.ММ.ГГГГ до момента исполнения решения суда по делу №, а также установки и введения в эксплуатацию приборов учета теплоэнергии в соответствие со ст. 19 ФЗ-190 «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ № 1034,
- произвести перерасчет выставленных к оплате сумм.
В обоснование исковых требований указано, что вступившим в законную силу решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17.08.2021 по делу № на АО «Энергоресурсы» возложена обязанность заключить договор теплоснабжения с собственниками жилых помещений многоквартирного дома и советом № по <адрес> с приложением технических характеристик теплоносителя и расчетных данных нагрузок теплоснабжения, произвести перерасчет предъявленной к оплате суммы за горячее водоснабжение за период с 24.02.2018 года по ноябрь 2019 года.
При этом, истцам отказано в прямой подаче горячего водоснабжения от исполнителя коммунальных услуг АО «Энергоресурсы», со ссылкой на то, что приготовление горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение в № <адрес> по <адрес> осуществляется с помощью скоростного пластинчатого теплообменника, установленного в подвальных помещениях другого № с последующей поставкой уже готовой (подогретой) горячей воды в № по <адрес>.
При этом, по заявлению представителя АО «Энергоресурсы», теплообменник и трубы горячего водоснабжения не состоят на балансе АО «Энергоресурсы», не входят в состав имущества данной теплоснабжающей организации, которая не считает себя исполнителем коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14 июня 2023 года по делу № по заявлению администрации г. Ессентуки к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, рассмотренным с участием третьих лиц, в том числе, АО «Энергоресурсы» определено, что исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и балансодержателем теплообменника и труб ГВС является АО «Энергоресурсы».
Исполнитель услуг АО «Энергоресурсы» не признает вступившие в законную силу решения судов и отказывается их исполнять, о чем указывает в своих ответах на заявления домкома Ширшовой Т.Г. и других собственников квартир в МКД об исполнении судебных решений, при этом продолжает начислять суммы оплаты собственникам помещений № в нарушение п. 54 Правил 354, чем нарушает права потребителей услуг.
По мнению руководства АО «Энергоресурсы», изложенному в апелляционной жалобе, исполнение решения суда невозможно по причине отсутствия границы балансового разграничения и эксплуатационной ответственности между АО «Энергоресурсы» и МКД № № <адрес>.
Граница балансового разграничения и эксплуатационной ответственности сторон возможна только при подключении центральной системы ГВС к подвалу №», восстановлении в теплоузле №» собственного теплообменника, как это было до незаконной реконструкции системы теплоснабжения, осуществленной в 2008 году правопредшественником АО «Энергоресурсы».
Таким образом, собственники помещений №» на протяжении многих лет оставлены без горячего водоснабжения надлежащего качества за которую начисляется оплата в нарушение п. 54 Правил 354, что нарушает их права потребителей услуг на получение жизненно важного коммунального ресурса.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 07.03.2024, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.06.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ширшовой Т.Г. и представителя истцов Домовенкова В.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду допущенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив обжалуемое судебное постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований к АО «Энергоресурсы», суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, исходил из того, что согласно договору теплоснабжения № 162 от 01.01.2015, заключенному между ресурсоснабжающей организацией и ТСН «Белоугольная 10» границы балансовой и эксплуатационной ответственности определены по стене данного многоквартирного дома, в связи с чем, пришел к выводу о том, что АО «Энергоресурсы» выполняет в полном объеме свои обязательства по поставке теплоносителя надлежащего качества и не несет ответственности за качество коммунального ресурса вне пределов зоны своей эксплуатационной ответственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Правительство Ставропольского края по восстановлению центральной теплосистемы № по <адрес>, судебные инстанции исходили из того, что Правительство Ставропольского края не является органом осуществляющим финансирование проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и не является исполнителем (заказчиком) по его проведению.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
На основании пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу пункта 3 статьи 1 названного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Как следует из пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее -Правила №354).
На основании подпункта «а» пункта 31 Правил №354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с Приложением к Правилам №354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов C и не выше 75 градусов C.
Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе по оказанию услуги по горячему водоснабжению многоквартирного дома, предусмотрен пп. 105 - 111 Правил № 354.
В силу пункта 105 Правил №354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В соответствии с пунктом 5 приложения №1 к указанным Правилам в случае отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C, за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды, размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Как видно из материалов дела, Ширшова Т.Г., Савостина О.В., Манина Р.А., Резникова В.Ю., Ковылина М.А., Щербакова М.П., Леонова З.М., Беспалова Н.И., Лукьянец Е.С., Гаркуша В.Н., Корсакова Н.Т., Гончарова О.Б., Ефименко В.А., Панова Е.А., Степанова Л.Л., Лупонос В.И., Марчук В.В., Романко Л.В., Гвоздик В.Н., Горбачев С.А., Герасименко С.С., Бровкина Н.И., Новикова А.Ю., Шишов В.С., Гурбич В.В. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> <адрес>
Приготовление горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение в многоквартирный дом истцов №а по <адрес> осуществляется с помощью скоростного пластинчатого теплообменника, установленного в подвальных помещениях другого многоквартирного <адрес> «а» <адрес>, с последующей поставкой готовой горячей воды по трубопроводам системы горячего водоснабжения в многоквартирный жилой <адрес> <адрес> а также другие многоквартирные <адрес>, <адрес>
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истцы, собственники жилых помещений многоквартирного жилого <адрес> <адрес>, ссылались на то, что в результате ненадлежащего оказания им коммунальных услуг на протяжении длительного времени в квартирах истцов температура горячей воды не соответствует установленным параметрам, санитарным нормам.
В обоснование требований в материалы дела представлены копии актов о коммунальной услуги ГВС в жилых помещениях № согласно которым средняя температура замеров составила 35-35 градусов, напор воды практически отсутствует (т. л.д. 94-95).
Разрешая спор, вопрос о предоставлении истцам горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а именно, не соответствующей требованиям СанПиН по температурному режиму горячей воды, суд не исследовал и дал правовой оценки представленным истцами доказательствам.
Пункт 5 приложения № 1 Правил № 354 закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги «горячее водоснабжение» ненадлежащего качества, которые не допускают полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 Постановления Пленума от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете платежей являются, в том числе, установление факта предоставления услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы к уполномоченному лицу.
Суд не определил приведенные выше обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовой оценки судов.
При этом вывод суда о том, что ответчиком АО «Энергоресурсы» предоставлены коммунальные услуги надлежащего качества в №» нельзя признать обоснованным. Указанный вывод основан на акта обследования тепловых сетей № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что представителями АО 2Энергоресурсы» были осуществлены замеры горячей воды на подающим трубопроводе в теплобменник (76 градусов С) и на обратном трубопроводе (60 градусов С).
Вместе с тем, в этом же акте указано на то, что теплообменник расположен в другом многоквартирном жилом <адрес>.
Судом не исследованы замеры температуры горячей воды в многоквартирном жилом доме истцов №»
В силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2023 по делу № с участием АО «Энергоресурсы» признано незаконным предписание в отношении администрации <адрес> о необходимости устранить нарушения путем осуществления государственной регистрации прав на теплопотребляющее оборудование (скоростной пластичный теплообменник), установленное в многоквартирном жилом доме, по адресу : <адрес>, а также трубопровод горячего водоснабжения, по которому горячая вода подается в многоквартирные дома по адресу: г. ессентуки, <адрес> <адрес> путем включения в реестр муниципальной собственности данного оборудования в установленном порядке, обеспечения надлежащей технической эксплуатации данного оборудования, устранения несоответствия температуры горячего водоснабжения в точках забора нормативным правилам.
В данном судебном акте установлено, что теплообменник расположен на трубах тепловой сети, проходящей транзитом через подвальное помещение <адрес> по <адрес> в другие здания и служит для обеспечения тепловой энергии нескольких самостоятельных объектов недвижимости, в силу чего не может, относиться к общедомовому имуществу одного многоквартирного дома.
Учитывая, изложенное Арбитражный суд <адрес> пришел к выводу, что собственником (балансодержателем) теплообменника и труб ГВС, установленных в многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, является АО «Энергоресурсы».
Разрешая настоящий спор, суд проигнорировал выводы арбитражного суда относительно владельца теплообменника и труб ГВС, по которым поставляется горячая вода в <адрес> несмотря на то, что АО «Энергоресурсы» участвовало в указанном споре в качестве третьего лица и обстоятельства, установленные данным судебным актом, имели значение для разрешения настоящего спора.
Вопрос определения границ эксплуатационной ответственности неразрывно связан и с вопросом распределения ответственности за качество предоставленных коммунальных услуг.
Вывод судов об отказе в удовлетворении исковых требований противоречит действующим Правилам №354 предоставления коммунальных услуг, поскольку переносит установленную законом границу раздела эксплуатационной ответственности к внешней стене соседнего №, от которой идет участок теплотрассы к №
Разрешая спор. суды фактически установили, что АО «Энергоресурсы» отвечает только за участок теплотрассы до стены № то есть теплоснабжающая организация будет нести ответственность за качество предоставления услуги только до внешней стены соседнего дома, что приводит к нарушению прав конечных потребителей в многоквартирном <адрес>.
При таких обстоятельствах вывод суда об том, что АО «Энергоресурс» предоставлена истцам услуга подогрева воды надлежащего качества, является преждевременным, сделанным без установления юридически значимых обстоятельств дела.
Кроме того, Судебная коллегия обращает внимание на то, что при разрешении требований истцов о признании незаконными начислений за горячее водоснабжение судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту Правила №354).
В соответствии с пунктом 40 Правил №354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Абзацем 3 пункта 54 Правил №354 определено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, объем (количество) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определяется исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
При этом под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам № размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила в редакции, действовавшей до 1 марта 2023 года).
В соответствии с пунктом 6(1) Правил №306 норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. метр), при применении метода аналогов в соответствии с положениями пунктов 32 - 32(2) Правил N 306 определяется по следующей формуле:
,
где:
Qi - суммарный расход тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в i-м многоквартирном доме или индивидуального прибора учета в i-м жилом доме (Гкал в месяц);
Gi - суммарный расход горячей воды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в i-м многоквартирном доме или индивидуального прибора учета в i-м жилом доме (куб. м в месяц);
m - количество многоквартирных домов или жилых домов.
Между тем, вопрос о правильности оспариваемых начислений и наличии/отсутствии в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> по <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, подаваемой в целях предоставления коммунальных услуг по подогреву холодной воды и зафиксированном объеме потребления судами в данном случае не исследовался.
При этом согласно письму Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № оборудованный в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии «<адрес>» № выведен из коммерческого учета ДД.ММ.ГГГГ ( т. 2, л.д.50-51).
Доказательств, что приборы учета тепловой энергии введены в эксплуатацию в №» материалы дела не содержат.
Оставление без анализа судами данных обстоятельств, влияющих на правильность применения норм материального права, в том числе формул, содержащихся в Правилах №, привело или могло привести к принятию неверных судебных актов в части разрешения исковых требований о законности начислений за горячее водоснабжение.
При этом расчет начислений произведенных АО «Энергоресурсы» за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам многоквартирного жилого <адрес> «А» по <адрес>, судом не проверен и оценка соответствия с Правилами № с учетом качества предоставляемой услуги не дана.
Таким образом, при разрешении исковых требований судами установлены юридически значимые обстоятельства, нарушены правила оценки доказательств, установленные статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применены нормы материального права, в силу чего обжалуемые судебные постановления не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с приведенными выше требованиями закона
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 07.03.2024 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.06.2024 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 31.10.2024.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Г.Ф. Усманова
И.Н. Никитушкина