Решение по делу № 2-74/2023 (2-926/2022;) от 22.12.2022

№2-74/2023

УИД:61RS0034-01-2022-001444-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» января 2023 года                                                                                    п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,

при секретаре Пономарёвой К.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Моргунова П.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-74/2023 по исковому заявлению Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды, суд

                                                           установил:

Прокурор Зимовниковского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды.

Прокурор Зимовниковского района Ростовской области, просит суд – Обязать Администрацию Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области (ИНН 6112912782, ОГРН 1056112006477) обеспечить проведение долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений на территории Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, в соответствии с постановлением Правительства РО от 30.08.2012 №819 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что, Прокуратурой района в соответствии с приказом прокурора Ростовской области №130 от 15.07.2021 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», проведена проверка исполнения Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере зеленых насаждений. Установлено, что Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области полномочия по реализации вопросов местного значения, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части организации благоустройства территории сельского поселения исполняются ненадлежащим образом. В нарушении требований закона муниципальная нормативная база в сфере охраны зеленных насаждений не соответствует требованиям областного законодательства с учетом изменений внесенных в 2021 году или вовсе отсутствует. Надлежащие меры, направленные на надлежащее оформление паспортов зеленных насаждений, проведения их инвентаризации, ведение реестров земельных насаждений, а равно проведение ежегодной (весной и осенью) оценки состояния зеленых насаждений не обеспечено. Реестр зеленых насаждений на официальном сайте поселения по состоянию на 17.06.2022 не размещен. Долгосрочная и оперативная оценка состояния зеленых насаждений проводится с непосредственным привлечением граждан, общественных объединений не проведена, работа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения для решения вопросов связанных с охраной зеленых насаждений не обеспечена (п. 2.9, 2.11, 2.21, 5.9 Порядка) не организована. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении обязанностей по охране зеленого фонда, включающей в себя систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. В июне 2022 года прокуратурой района Главе Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды, по результатам рассмотрения которого, выявленные прокуратурой района нарушения, не устранены. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (л.д.7-10).

В судебном заседании помощник прокурора Моргунов П.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания были извещены надлежащим образом, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора признают (л.д.28).

Согласно требований ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что, Прокуратурой района в соответствии с приказом прокурора Ростовской области №130 от 15.07.2021 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (л.д.43-51), проведена проверка исполнения Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере зеленых насаждений.

Установлено, что Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области полномочия по реализации вопросов местного значения, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131- ФЗ), в части организации благоустройства территории сельского поселения исполняются ненадлежащим образом.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 03.08.2007 №747-ЗС (ред. от 01.03.2021) «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

Под зелеными насаждениями понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность, расположенная в населенных пунктах, выполняющая средообразующие, рекреационные, санитарно-гигиенические и экологические функции. Охраной зеленых насаждений является деятельность по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленная на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки.

В силу ч. 6 ст. 3 Областного закона Ростовской области «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства РО от 30.08.2012 №819 (ред. от 30.05.2022) утвержден «Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

В силу п. 2.1 и п. 2.2 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области, планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений. При реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешение на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по установленной форме.

В силу п.п. 5.3, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области, долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет.

Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений.

На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений. При этом Реестр зеленых насаждений размещается на официальных сайтах администраций сельских поселений.

В силу п.п. 5.7, 5.9.- 5.10 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области - При проведении ежегодной (весной и осенью) оценки состояния зеленых насаждений определяются качественные и количественные параметры состояния зеленых насаждений, о чем вносятся изменения в паспорта объектов зеленых насаждений. Уполномоченные лица при проведении оценки состояния зеленых насаждений осуществляют отбор и пометку зеленых насаждений, подлежащих уничтожению и (или) повреждению.

Результаты ежегодной и оперативной оценки состояния зеленых насаждений оформляются актом оценки состояния зеленых насаждений, который составляется и подписывается должностным лицом органа местного самоуправления или в случае, предусмотренном пунктом 2.21 раздела 2 настоящего Порядка, - членами комиссии. Срок действия акта - не более трех лет.

Проведение долгосрочной и оперативной оценки состояния зеленых насаждений проводится исключительно с привлечением граждан, общественных объединений, о чем делается соответствующая запись в паспорте объекта зеленых насаждений и в акте оценки состояния зеленых насаждений.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45.1 Закона №131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.

В силу п. 1.2 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области в целях его реализации органами местного самоуправления сельских поселений (далее - органы местного самоуправления) принимаются муниципальные правовые акты, учитывающие социально-экономические, природно-климатические и другие особенности территорий и устанавливающие требования, нормы не ниже требований и норм, установленных Областным законом от 03.08.2007 №747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области». При этом, в соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Так, в нарушение указанных требований закона муниципальная нормативная база в сфере охраны зеленных насаждений не соответствует требованиям областного законодательства с учетом изменений внесенных в 2021 году. Надлежащие меры, направленные на надлежащее оформление паспортов зеленных насаждений, проведения их инвентаризации, ведение реестров земельных насаждений, а равно проведение ежегодной (весной и осенью) оценки состояния зеленых насаждений не обеспечено. Реестр зеленых насаждений на официальном сайте поселения по состоянию на 17.06.2022 не размещен. Долгосрочная и оперативная оценка состояния зеленых насаждений проводится с непосредственным привлечением граждан, общественных объединений не проведена, работа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения для решения вопросов связанных с охраной зеленых насаждений не обеспечена (п. 2.9, 2.11, 2.21, 5.9 Порядка) не организована.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении обязанностей по охране зеленого фонда, включающей в себя систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В июне 2022 года прокуратурой Зимовниковского района Главе Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды (л.д.11-13), по результатам рассмотрения которого, выявленные прокуратурой района нарушения, не устранены (л.д.16)-18.

    Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных и экологических правоотношений, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

    В силу положений ст. 12 ГК РФ, одними из способов защиты гражданских прав выступают признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени.

В соответствии со ст. 34 ГПК РФ, лицом, участвующим в деле, является, в том числе прокурор.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении ответчиком Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области обязанностей по охране зеленого фонда, включающей в себя систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Судом достоверно установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что, ответчиком Администрацией Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области надлежащие меры, направленные на надлежащее оформление паспортов зеленных насаждений, проведения их инвентаризации, ведение реестров земельных насаждений, а равно проведение ежегодной (весной и осенью) оценки состояния зеленых насаждений не обеспечено. Реестр зеленых насаждений на официальном сайте поселения не размещен.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценил представленные сторонами доказательства и пришел к выводу о том, что нарушение законодательства об охране окружающей среды, выраженное в не проведении долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений на территории Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, в соответствии с постановлением Правительства РО от 30.08.2012 №819, требуют незамедлительного устранения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды.

Срок для проведения долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений на территории Верхнесеребряковского сельского поселения, в соответствии с постановлением Правительства РО от 30.08.2012 №819, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будет являться достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить.

Обязать Администрацию Верхнесеребряковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области (ИНН 6112912782, ОГРН 1056112006477) обеспечить проведение долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений на территории Верхнесеребряковского сельского поселения, Зимовниковского района Ростовской области в соответствии с постановлением Правительства РО от 30.08.2012 №819 в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 31 января 2023 года.

Председательствующий судья                                                    А.Ю. Зотова

2-74/2023 (2-926/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Зимовниковского района
Ответчики
Администрация Верхнесеребряковского сельского поселения
Суд
Зимовниковский районный суд Ростовской области
Судья
Зотова А.Ю.
Дело на сайте суда
zimovnikovsky.ros.sudrf.ru
22.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Подготовка дела (собеседование)
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее