Решение по делу № 2а-2870/2018 от 08.06.2018

Дело № 2 а-2870/2018 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» сентября 2018 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми,

в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Апкиной А.А.,

с участием административного истца Кошелева С.М.,

представителя административного ответчика Юшина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кошелев С.М. к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, о признании незаконным действий, возложении обязанности устранить нарушение закона,

установил:

Кошелева С.М. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> (далее по тексту ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>), в котором просит признать незаконными должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, выразившиеся в изъятии у него ДД.ММ.ГГГГ наручных часов фирмы «ROMANSON», возложении обязанности возвратить, изъятые у него наручные часы.

Свои требования Кошелева С.М. мотивировал тем, что он является осужденным к наказанию в виде лишения свободы по приговору суда. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл транзитом в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> из <данные изъяты> с дальнейшем направлением в <данные изъяты>. По прибытию в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, у него в ходе личного обыска были изъяты наручные часы фирмы «ROMANSON». Изъятие у него часов, считает незаконным, поскольку он обладал статусом осужденного в отношении которого приговор вступил в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ он был этапирован в хирургическое отделение <данные изъяты> однако часы ему не были возвращены.

Административный истец Кошелева С.М., отбывает наказание в местах лишения свободы, в судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференцсвязи на удовлетворении административного иска настаивал, подтвердил, что часы ему был возвращены спустя 8 месяцев с момента изъятия.

Представитель административного ответчика Юшин М.А., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив представленные суду документы, пришёл к следующему выводу.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из содержания ч.2 ст.47 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) следует, что осужденным именуется обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

В соответствии с ч.1 ст.3 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Как предусмотрено ч.1 ст.10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии с ч.2 ст.10 УИК РФ, осужденным при исполнении наказания гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

Согласно ст.11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч.2).Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.(ч.3).

В соответствии с ч.1 ст.74 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы, выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Согласно ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии с ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Печень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать указан в приложении к Приказу Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ст.1, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении соответственно находящихся в них осужденных и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые, подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания; осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое; осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.

Согласно примечанию, при переводе в другое ИУ, освобождении осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке (пункт 2).

Административный истец Кошелев С.М. осужден <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Кошелев С.М. прибыл транзитом в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> из <данные изъяты> с дальнейшем направлением в <данные изъяты>.

По прибытию в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, у него в ходе личного обыска у Кошеолева С.М. ДД.ММ.ГГГГ.были изъяты наручные часы фирмы «ROMANSON».

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ Кошелев С.М. был этапирован в хирургическое отделение <данные изъяты>, а в последующем в <данные изъяты>.

Изъятые у Кошелева С.М. часы были ему возвращены ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерии <данные изъяты>

Доводы представителя административного ответчика, со ссылкой на Инструкцию по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не могут быть приняты во внимание, поскольку данная Инструкция не регулирует спорные правоотношения.

В силу пункта 1 указанная Инструкция регулирует вопросы: учета личных денег; учета и хранения личных ценностей; контроля за движением личных денег и ценностей, к которым относятся денежные средства (пункт 3), драгоценные металлы и изделия из них; драгоценные камни и жемчуг, а также изделия из них; часы всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым; ценные бумаги (сберегательные книжки на предъявителя, акции и т.д.); иностранная валюта (пункт 15).

Поскольку наручные часы не в ходят в перечень предметов которые запрещено иметь осужденным, суд считает, что действия государственного органа по изъятию часов являются незаконными, и не соответствуют действующему законодательству, в силу чего нарушают права административного истца по владению предметом, приобретенным в установленном порядке.

Поскольку в период разбирательства административного иска в суде, изъятые часы Кошелеву С.М. возвращены, то суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности возвратить данные часы.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия должностных лиц Федерального казенного учреждения СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, выразившиеся в изъятии ДД.ММ.ГГГГ у осужденного Кошелев С.М., наручных часов фирмы «ROMANSON», в удовлетворении остальных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись     С.И. Плешивцев

Копия верна:

Судья

2а-2870/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
26.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее