РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2023 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тараевой И.А. единолично,
при секретере Эрдынеевой Н.В.,
с участием представителя истца - помощника военного прокурора Кяхтинского гарнизона Гудымы Е.Н.,
истца Кашкиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-157/2023 по исковому заявлению заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах Кашкиной Любови Ивановны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о признании действий незаконными, возложении обязанности начислять заработную плату без учета премии в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоплаченной заработной платы (премии),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в интересах Кашкиной Л.И. с указанным исковым заявлением, мотивируя нарушением работодателем трудовых прав, выразившимся в начислении заработной платы с учетом премии в составе минимального размера оплаты труда. Так, военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона по обращению гражданки Кашкиной Л.И. проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч 69647 требований законодательства о трудовых правах граждан. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что Кашкина Л.И. осуществляет трудовую деятельность в в/ч 69647 с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. В/ч 69647 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеет, в связи с чем в соответствии с договором на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГг. № состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», которое производит выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности данной воинской части. В нарушение норм действующего трудового законодательства Кашкиной Л.И. не во всех случаях выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую включена премия, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», являющаяся выплатой стимулирующего характера. ДД.ММ.ГГГГг. между командиром в/ч 69647 и Кашкиной Л.И. заключен трудовой договор №, по условиям которого последняя с указанной даты принята на должность. В соответствии с договором ФИО1 установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада – 6 160 рублей, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера – 30%, процентной надбавки за выслугу лет – 30%. При этом из расчетных листов следует, что в период осуществления трудовой деятельности Кашкиной Л.И. начислялась премия в соответствии с Приказом № 1010. Из заключения специалиста в области экономического анализа (расчета) следует, что Кашкиной Л.И. недоначислено в ДД.ММ.ГГГГ денежных средств к заработной плате в следующем размере: в январе – 1 421, 85 рублей, в феврале - 1 421, 85 рублей, в марте – 1 421, 85 рублей, в апреле – 1 421, 85 рублей, в мае – 1 421, 85 рублей, в июне – 1 421, 85 рублей, в августе – 1 641, 49 рублей, всего 8 531, 10 рублей, поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании Приказа № 1010, включены Управлением в состав минимального размера оплаты труда. С целью устранения выявленных нарушений закона, допущенных должностными лицами в/ч 69647 в части ненадлежащего обеспечения соблюдения трудовых прав подчиненных работников, а также принятия мер по восстановлению их прав, военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона командиру в/ч 69647 внесено представление. По результатам его рассмотрения получен ответ о том, что привести порядок начисления выплаты и размер заработной платы Кашкиной Л.И. в соответствие с требованиями трудового законодательства не представляется возможным ввиду отсутствия в в/ч 69647 собственного финансового органа и лицевого счета и нахождении на финансовом обеспечении в Учреждении. Сведений о перерасчете заработной платы Кашкиной Л.И. за вышеуказанные периоды времени, а равно выплате ей суммы недоплаченной заработной платы ответ командира в/ч 69647 не содержит. Истец просит признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Кашкиной Л.И. на основании приказа Министра обороны от 26 июля 2010г. № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начислять Кашкиной Л.И. заработную плату без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда. Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Кашкиной Л.И. недоплаченную заработную плату (премию) за январь – 1 421, 85 рублей, февраль - 1 421, 85 рублей, март – 1 421, 85 рублей, апрель – 1 421, 85 рублей, май – 1 421, 85 рублей, июнь – 1 421, 85 рублей, август – 1 641, 49 рублей, всего 8 531, 10 рублей.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство обороны РФ, а также в качестве соответчика Войсковая часть 69647.
Ответчиком ФКУ «УФО Минобороны РФ по Забайкальскому краю» представлены возражения, согласно которым ответчик полагает иск не подлежащим удовлетворению. Так, Управление не является работодателем гражданского персонала войсковой части 69647. Доводы искового заявления основаны не неверном толковании норм материального права. Экономия фонда оплаты труда является составной частью фонда оплаты труда. МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. В соответствии с ч. 2 ст. 133 ТК РФ МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств. Тем самым, доплата до МРОТ гражданскому персоналу законно и обоснованно осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, которая включает в себя дополнительное материальное стимулирование по приказу № 1010 и премии из фонда экономии труда. Доводы военного прокурора о невозможности учета при выплате заработной платы дополнительного материального стимулирования, так как оно не является составной частью заработной платы свидетельствуют о невозможности учета при выплате заработной платы и доплаты до МРОТ, так как она также не является составной частью заработной платы. Ссылаясь на незаконность действий Управления по включению в состав МРОТ дополнительного материального стимулирования, а также премии и стимулирующих выплат за счет экономии фонда оплаты труда военный прокурор не приводит ни одной нормы права, которая могла бы обосновать его требования и не указывает за счет каких средств подлежит выплата заработной платы материальному истцу в размере МРОТ. Несмотря на то, что трудовым законодательством дополнительное материальное стимулирование к заработной плате работника непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты труда, входящим в состав заработной платы. На основании ежеквартальных решений Министра обороны РФ в 2021 году выплата дополнительного материального стимулирования носит ежемесячный характер. Премия по приказу № 1010, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежит налогообложению и, безусловно, относится к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей. Командиры воинских частей, издавая приказы на производство данной выплаты, отражают в них применение к данной выплате и включение в ее состав районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, в расчетных листках она отражается одной суммой с уже включенными в нее коэффициентом и надбавкой.
В судебном заседании представитель истца Гудыма иск поддержал.
Истец Кашкина также поддержала заявленные требования.
Представители ответчиков ФКУ «УФО Минобороны РФ по Забайкальскому краю» и войсковой части 69647, третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомлены о его времени и месте. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны РФ.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, полагая доводы возражений ответчика относительно законности включения премии по Приказу Министра обороны от 26 июля 2010г. № 1010 в состав заработной платы при исчислении ее размера не ниже МРОТ обоснованными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, имеет право поощрять работников за добросовестный и эффективный труд.
Разделом IV «Рабочее время» (главы 15 - 16) ТК РФ определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (ст.ст. 91-93, 99 ТК РФ), регламентированы продолжительность ежедневной работы (ст. 94 ТК РФ), работа в ночное время (ст. 96 ТК РФ), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 97 ТК РФ), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой – ст.ст. 100 - 105 ТК РФ).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI ТК РФ, а именно, главы 20 - 22.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 129 ТК РФ регламентированы понятия в сфере трудового законодательства, такие, как:
тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат ;
базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. (ст. 132 ТК РФ)
В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частями 5 и 6 ст. 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положениями ТК РФ работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.ст. 146 - 149 ТК РФ), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 152 - 154 ТК РФ).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Таким образом, по смыслу закона допускается установление работникам окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом МРОТ, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.
В отношении работников, которые трудоустроены на основании трудовых договоров в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, система оплаты труда устанавливается не только нормативными правовыми актами в сфере трудового законодательства, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, но и ведомственными нормативными правовыми актами.
Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1459 Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
В силу п. 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктом 2 Порядка установлено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
По смыслу п.п. 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
В соответствии с пунктом 5 Порядка при формировании фонда оплаты труда учитываются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны – в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы; (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда).
Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (п.п. 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффектности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя не отнесено непосредственно к составной части заработной платы, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы, и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработной платы, которая не должна быть ниже МРОТ, как неотъемлемую составную часть заработной платы.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января 2021г. составлял 12 792 рубля в месяц.
Судом установлено, что Кашкина принята на должность <данные изъяты> войсковой части 69647 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно условиям которого работнику установлен должностной оклад – 6 160 рублей, выплаты компенсационного характера (районный коэффициент – 30 %).
Между командованием и гражданским персоналом войсковой части 69647 (организации, учреждения, филиала) заключен коллективный договор на 2020-2023г.г., который устанавливает, что месячная плата работника войсковой части 69647 не может быть ниже МРОТ (п. 2.4). Таким образом, при определении размера МРОТ с 1 января 2020 года должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного Федеральным законом № 463-ФЗ. В МРОТ включаются следующие выплаты:
вознаграждение за труд в зависимости от квалифика1р1и работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и др.);
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Под вознаграждением за труд при этом понимается фиксированный размер платы, который может быть в виде:
тарифной ставки - фиксированного размера платы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
оклада (должностного оклада) - фиксированного размера платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки зарплаты - минимального оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ:
Районный коэффициент - при сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитывается районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Север и приравненных к ним местностям (см. постановления Президиума ВС РФ от 07.02.2018 №4ПВ17 КС РФ от 07.12.2017№ 38-П);
Доплата за совмещение профессий (должностей) - дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст.151ТК РФ Она не включается в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ.
Доплата за сверхурочную работу, доплата за работу в ночное время, доплата за работу выходные и праздничные дни - выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда производственной среды, неблагоприятных климатических условий;
- Дополнительная выплата по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной в системе оплаты труда работнику, и не может быть включена в состав средней заработной платы работника, в размер МРОТ не включается (Постановление Верховного суда РФ от 10.02.2020 № 65-АД 20-1).
Из п. 2.5. коллективного договора следует, что система оплаты труда работников войсковой части 69647 устанавливается с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, TOC \o "1-5" \h \z служащих;
государственных гарантий по оплате труда;
перечня видов выплат компенсационного характера;
перечня видов выплат стимулирующего характера;
настоящего Положения.
В силу п. 2.6. коллективного договора оплата труда конкретного работника определяется трудовым договором.
Таким образом, в отношении истца действует тарифная система оплаты труда.
Из расчетных листов за ДД.ММ.ГГГГ следует, что в оспариваемый период осуществления трудовой деятельности Кашкиной Л.И. начислялась заработная плата, исходя из размера должностного оклада в размере 6 891 рубль, районного коэффициента 30%, процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями 30%, процентной надбавки за выслугу лет в МО 40%, также выплачивалась ежемесячная премия, доплата до МРОТ, премия по Приказу № (выписки из приказов от 08.02.2021г. №, от 10.03.2021г. №, от 05.04.2021г. №, от 11.05.2021г. №, от 08.06.2021г. №, от 06.07.2021г. №, от 03.09.2021г. №).
Также согласно выпискам из приказов от 06.12.2021г. №№, 3156, 3157 Кашкиной начислялась премия по Приказу № 1010 в ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения специалиста в области экономического анализа (расчета) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на выплату заработной платы до МРОТ Кашкиной Л.И. за оспариваемый период необходимо произвести доплату в сумме 8 531, 10 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаевым М.А. командиру в/ч 69647 Медведеву Ю.А. внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в недоплате заработной платы 34 работникам войсковой части за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Кашкиной.
Из ответа врио командира войсковой части 69647 Хачемизова В. следует, что привести в соответствие с требованиями трудового законодательства порядок начисления и размер заработной платы гражданского персонала войсковой части 69647 не представляется возможным, поскольку в соответствии с договором на обслуживание от 1 октября 2012г. № 42 войсковая часть 69647 находится на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», своего собственного лицевого счета и бухгалтерии не имеет.
В соответствии с договором на обслуживание от 1 октября 2012г. № 42 финансово-экономическое обеспечение войсковой части 69647 осуществляет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».
Из расчетных листков следует, что совокупный размер оплаты труда истца в оспариваемый период не был ниже установленного МРОТ, в том числе, без учета районного коэффициента и процентной ставки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а обеспечивался за счет соответствующих доплат.
Исходя из анализа приведенных выше норм действующего законодательства и локальных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что использование денежных средств федерального бюджета на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с Указом Президента Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 и приказом Министра Обороны РФ № 1010 в виде выплаты премии лицам гражданского персонала, исходя из оснований и условий предоставления указанной выплаты и особенностей регулирования труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных статьей 349 Трудового кодекса РФ, позволяет признать ее составным элементом системы оплаты труда гражданского персонала воинской части, входящим в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ.
Таким образом, заработная плата истца в оспариваемый период без районного коэффициента и надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума заработной платы – МРОТ, как это предусмотрено положениями ст. 133 ТК РФ, из чего следует, что работодателем механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера при определении заработной платы истца в спорный период применен в соответствии с действующим законодательством.
При этом премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, предусмотрена системой оплаты труда, то есть носит обязательный характер, выплачивается ежемесячно, поэтому начисление истцу заработной платы не ниже размера МРОТ с учетом такой премии соответствует требованиям закона.
Положения коллективного договора не могут противоречить нормам действующего трудового законодательства, в связи с чем в указанной части, а именно, в части не включения премии по Приказу № 1010 в размер МРОТ, применению не подлежат.
Доводы стороны истца о том, что премия, начисленная истцу на основании приказа № 1010 не носит обязательного характера и зависит от усмотрения работодателя, а потому не может учитываться в составе заработной плате при сравнении с МРОТ, основан на неверном толковании вышеприведенных норм права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составными элементами заработной платы при сравнении с МРОТ. Ссылки стороны истца на судебные акты Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ безосновательны, поскольку содержащиеся в них выводы касаются иных надбавок (за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), не связанных с осуществлением выплат по Приказу № 1010.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ.
В окончательной форме решение суда изготовлено 28.03.2023г.
Судья И.А. Тараева