Дело № 2-234/2022
УИД: 91RS0022-01-2021-004022-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Шампуровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерству транспорта Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на объект недвижимого имущества в порядке приватизации,
У С Т АН О В И Л:
ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, а также ФИО4 обратились в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Совету министров Республики Крым о признании права собственности на объект недвижимого имущества в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и администрацией г. Феодосии Республики Крым, ФИО1 является нанимателем жилого помещения – <адрес> Республики Крым. Вместе с ней право пользования жилым помещением имеют члены ее семьи: несовершеннолетние ФИО2, ФИО3, а также ФИО4. В целях реализации права на приватизацию ФИО1 в апреле 2021 года обратилась в администрацию г Феодосии с заявлением о передаче жилого помещения в общую долевую собственность всех проживающих в нем. Однако, ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении вышеуказанного жилого помещения в порядке приватизации истцам было отказано, поскольку по информации ГУП РК «Крым БТИ» право собственности на <адрес> по адресу: <адрес> зарегистрировано за Феодосийским торговым портом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о приватизации в Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты», в состав которого в качестве филиала входит Феодосийский торговый порт. Однако ГУП РК «Крымские морские порты» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о невозможности передать <адрес> Республики Крым, в связи с тем, что орган управления имуществом, Совет министров Республики Крым, при создании предприятия в 2014 году не наделил его указанным объектом недвижимого имущества. В связи с вышеизложенным, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым исключено из числа третьих лиц и привлечено в качестве соответчика.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, от ее представителя ФИО6 в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец ФИО4 в судебное заседание также не явилась, подала ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и представители третьих лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения участников процесса, суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и администрацией г. Феодосии Республики Крым, ФИО1 является нанимателем жилого помещения – <адрес> Республики Крым. Вместе с ней право пользования жилым помещением имеют члены ее семьи: несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3, а также ее родная сестра ФИО4.
Согласно лицевому счету №, в <адрес> значатся зарегистрированными и проживают ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7
По данным технического паспорта № <адрес> находится на четвертом этаже, состоит из: прихожей <данные изъяты> кв.м, жилых комнат <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м., туалета <данные изъяты> кв.м, кухни <данные изъяты> кв.м., ванной <данные изъяты>.м, <данные изъяты> кв.м, лоджии <данные изъяты> кв.м, балкона <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Квартира поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № относительно возможной передачи спорной квартиры в муниципальную собственность, направленного в адрес администрации <адрес> Республики Крым усматривается, что из письма филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности было зарегистрировано за Феодосийским морским торговым портом. В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымские морские порты», имущество ГП «Феодосийский морской торговый порт» является собственностью Республики Крым, а также принято решение о создании ГУП РК «Крымские морские порты» и его наделении имуществом, указанным в пункте 1 Постановления. Функции и полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Совет министров Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым (орган управления). На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об управлении имуществом» ГУП РК «Крымские морские порты» отнесено к ведению Министерства транспорта Республики Крым (л.д. 110).
Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу регистрации права муниципальной собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> было сообщено, что согласно справке Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеются сведения о праве собственности на дом, в том числе <адрес>, за Феодосийским морским торговым портом. В связи с тем, что отсутствуют основания считать вышеуказанную квартиру собственностью муниципального образования городской округ Феодосия РК, администрация <адрес> РК не правомочна распоряжаться таким имуществом, в том числе обращаться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК для внесения изменений в государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности.
Согласно возражениям Государственного унитарного предприятия РК «Крымские морские порты» от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения, <адрес>, расположенную в жилом доме, по адресу: <адрес> в общую долевую собственность нанимателя и членов его семьи, были даны разъяснения о том, что в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымские морские порты» установлено, что имущество Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» является собственностью Республики Крым, а также принято решение о создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» и его наделении имуществом, в том числе, вышеуказанного предприятия (л.д. 76-78).
В соответствии с уставом ГУП РК «Крымские морские порты» функции и полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Совет министров Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым (орган управления), в связи с этим не переделяется возможным рассмотреть вопрос о передаче <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым с целью осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в сфере жилищных отношений. Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено действующим законодательством или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятия. При этом спорная квартира не числилась на балансовом учете ГП «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на балансовый учет филиала ГУП РК «Крымские морские порты» Феодосийский торговый порт». Соответственно, орган управления в 2014 году в соответствие с актом приема – передачи имущества не наделил ГУП РК «Крымские морские порты» указанным объектом недвижимого имущества.
В соответствии с письменными пояснениями представителя Министерства транспорта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, подведомственное Министерству предприятие филиал предприятия «Феодосийский торговый порт» в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником прав и обязанностей ГП «Феодосийский морской торговый порт». Органом, осуществляющим подготовку документов для передачи имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность Республики Крым и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым является уполномоченный орган, которым в соответствие с Указом Главы Республики Крым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. Квартира № по <адрес> не числилась на балансовом учете ГУП РК «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» и не передавалась на балансовый учет филиала (л.д. 101, 125-127).
В соответствии с ответом Государственного унитарного предприятия РК «Крым БТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по материалам инвентарного дела № право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Феодосийским морским торговым портом на основании Договора купли-продажи, зарегистрированного на Феодосийской Товарной Бирже ДД.ММ.ГГГГ реестр №.
Таким образом, до настоящего времени спорная квартира является собственностью Республики Крым и не была передана из собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ранее истцы в безоплатной приватизации не участвовали.
Статья 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1,2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в котором указано, что, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Статья 11 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляет, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Таким образом, истцы, имея право на безоплатную приватизацию жилья, не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Право на безоплатную приватизацию истцы не использовали и в настоящее время не могут использовать по независящим от них причинам.
Предусмотренное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном обзоре Верховный Суд Российской Федерации также разъяснил, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он враче обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст. ст. 17, 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности на квартиру в порядке приватизации может быть признано за истцами в судебном порядке, поскольку, имея право на безоплатную приватизацию жилья, они не могут реализовать его по независящим от них причинам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 3 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В связи с вышеприведенным, имеются основания для прекращения права собственности Республики Крым на <адрес>, расположенную в <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> Крым с кадастровым номером № в порядке приватизации, в равных долях, по ? доли за каждым.
Настоящее решение является основанием для регистрации права общей долевой собственности за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на <адрес>, расположенную в <адрес> с кадастровым номером № и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Стародуб П.И.