Дело № 2-399/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года город Обоянь
Обоянский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Афонченко Л.В.,
при секретаре Панковец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Обоянского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области о возложении обязанности обеспечить объекты образовательной организации охраной в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Обоянского района Курской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту неопределенного круга лиц, обратился с иском к МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области о возложении обязанности в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить объекты образовательной организации охраной в установленном порядке. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено нарушение ответчиками законодательства в сфере обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях. МКДОУ «Детский сад № 5» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Комитетом образования и науки Курской области. Согласно паспорту безопасности, утвержденному Главой Обоянского района, МКДОУ «Детский сад № 5» присвоена 3 категория опасности объекта. Образовательные учреждения указанной категории в соответствии с действующим законодательством о противодействии терроризму должны быть обеспечены охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Между тем, охрана МКДОУ «Детский сад № 5» осуществляется в дневное время работниками из штата, в ночное время – сторожами. Указанные лица не обладают необходимыми навыками, не проходили специальную подготовку, переподготовку, не обеспечены спецсредствами. Договор на охрану объекта с частными охранными организациями или подразделениями федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны МКДОУ «Детский сад № 5» не заключен. Необеспечение охраны в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность и противодиверсионная устойчивость объекта, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников организации, то есть неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.9 «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно Уставу МКДОУ «Детский сад № 5», учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Обоянский район» Курской области.
Истец - прокурор Обоянского района Курской области, будучи уведомленным о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков - МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, направили заявления, в которых просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования признали.
Представитель третьего лица – Управления образования Администрации Обоянского района Курской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно п.3 ст.3 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государство обеспечивает, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Пунктом 4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п.3 ст.5 Закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.15 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Закона).
Из п.5 ч.1 ст.9 Закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пп. «б» п.25 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия – обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В суде установлено, что МКДОУ «Детский сад № 5» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 2723 (серия 46 Л 01 №0000885), выданной 10 января 2017 года Комитетом образования и науки Курской области; основной вид деятельности – осуществление дошкольного образования (л.д.11-13).
Из паспорта безопасности МКДОУ «Детский сад № 5» следует, что указанное образовательное учреждение имеет 3 категорию опасности объекта (л.д.22-23).
Прокуратурой Обоянского района проведена проверка, результатами которой установлено, что охрана в учреждении в дневное время осуществляется работниками МКДОУ «Детский сад № 5», в ночное время – сторожами, в связи с чем в образовательное учреждение направлено представление об устранении допущенных нарушений (л.д.24-27).
Согласно п. 1.9 Устава МКДОУ «Детский сад № 5», утвержденного постановлением Администрации Обоянского района №15 от 20 января 2016 года, учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальный район «Обоянский район» Курской области (л.д.15-20).
Отсутствие в МКДОУ «Детский сад № 5» охраны, предусмотренной действующим законодательством, нарушает конституционные и иные права, в частности право на безопасность, как работников учреждения, так и находящихся в нем детей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Обоянского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области о возложении обязанности обеспечить объекты образовательной организации охраной в установленном порядке подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроках совершения ответчиком определенных действий, суд с учётом требований разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области будет достаточным для исполнения судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Обоянского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № 5» и Администрации Обоянского района Курской области о возложении обязанности обеспечить объекты образовательной организации охраной в установленном порядке – удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» и Администрацию Обоянского района Курской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охраной объекты (территории) МКДОУ «Детский сад № 5», расположенного по адресу: Курская область, г.Обоянь, ул.1 Мая, д.14, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня объявления.
Председательствующий судья Л.В. Афонченко