Дело № 2а-400/2021
УИД 22RS0034-01-2020-000524-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 18 ноября 2021 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Махрачевой О.В.,
при секретаре Брайт А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края о признании бездействий выразившихся в не постановке на кадастровый учет, реестр государственной собственности, регистрации права собственности и ненадлежащем содержании объектов биологических отходов незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Михайловского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, в обоснование указав, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), по результатам которой установлено, что на территории Михайловского и Ракитовского сельсоветов Михайловского района имеются места захоронения животных, а именно на северо-востоке в 1600 м от ориентира с. Михайловское и на западе в 2,5 км от ориентира здания администрации Ракитовского сельсовета. В силу положений п.п. 49 п. 2 ст. 26.3, п.п. «ц» п. 21 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» скотомогильники являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Скотомогильники, находящиеся на территории Михайловского района не находятся ни в чьем ведении, право собственности на них не зарегистрировано, на учет не поставлены. Кроме того, проверкой установлено, что осуществление деятельности по захоронению на скотомогильниках биологических отходов не соответствует требованиям п.п. 29-33 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.202 № 626, а именно: на территории скотомогильника отсутствуют ворота, имеется свободный доступ. Бремя содержания имущества, лежит на его собственнике. Согласно положениям Устава Алтайского края, закона Алтайского края «О Правительстве Алтайского края» Правительство Алтайского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающим исполнение законов всех уровне, к его полномочиям относится принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную среду, по обеспечению экологического благополучия, осуществление защиты прав человека и гражданина. Правительство осуществляет полномочия собственника имущества Алтайского края в соответствии с федеральными и краевыми законами. К полномочиям Правительства Алтайского края относятся управление и распоряжение собственностью Алтайского края. Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2011г. №634 утверждено Положение об учете государственного имущества Алтайского края, в п. 21 которого указано, что право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края. Кроме того, в обязанности Управления имущественных отношений Алтайского края входит обязанность по внесению сведений в реестр государственного имущества Алтайского, в связи с чем обязанность по внесению сведений в реестр государственного имущества Алтайского края об объектах биологических отходов подлежит возложению на управление имущественных отношений Алтайского края. Прокурор указывает, что заявленные требования обусловлены бездействием органов исполнительной власти по неисполнению возложенных на них законом обязанностей по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Несоответствие скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил, может повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в виде загрязнения почвы, подземных поверхностных вод, массовое заражение животных и, соответственно, распространение инфекционных заболеваний среди населения.
В ходе рассмотрения к участию в деле привлечены в качестве соответчика Управление ветеринарии по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц администрация Михайловского района, Управление Роспотребнадзора Алтайского края.
Прокурор требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Правительства Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и надлежащему содержанию объектов биологических отходов, расположенных на территории Михайловского района, а именно скотомогильника расположенного на территории муниципального образования Михайловский сельсовет, на северо-восток в 1600 м от ориентира <адрес>, кадастровый номер земельного участка №; скотомогильника на территории муниципального образования <данные изъяты>, на запад в 2,5 км от ориентира здания администрации <данные изъяты> (<адрес> кадастровый номер земельного участка №. Возложить обязанность на <адрес> по принятию мер для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на указанные скотомогильники. Обязать Управление имущественных отношений <адрес> включить в реестр государственного имущества Алтайского края указанные скотомогильники. Признать незаконными бездействие Управления ветеринарии Алтайского края, Правительства Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию указанных скотомогильников. Возложить обязанность на Правительство Алтайского края, Управление ветеринарии Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по обустройству и содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, п.п. 5.6, п. 5.7, п. 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, а именно территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; в центре перекрытия биотермической ямы сделать отверстие размером 30х30 см, плотно зарываемое крышкой, из ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3м.; ворота скотомогильника и крышки биометрических ям запирать на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
В судебном заседании представитель прокуратуры Михайловского района Гончаренко А.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель административного ответчика Правительства Алтайского края в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в возражении на административный иск, согласно которому полагал, что Правительство Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку являясь высшим органом исполнительной власти, не имеет структуры для решения конкретных задач, кроме правотворческих, при этом для реализации полномочий субъекта Российской Федерации создаются органы исполнительной власти, образующие в совокупности систему органов исполнительной власти, в том числе министерства и управления. Согласно Положению от 03.11.2016г. №131 Управление имущественных отношений Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом Алтайского края, которое в том числе выступает от имени Алтайского края при государственной регистрации права собственности Алтайского края на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом согласно Распоряжению Правительства Алтайского края от 06.10.2020г. №312-р управлению имущественных отношений Алтайского края поручено обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении скотомогильников. Указывает на отсутствие незаконного бездействия со стороны Правительства Алтайского края, а также что, ответчик не является органом государственной власти, осуществляющим полномочии по приведению объектов биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, а также их постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам изложенным в отзыве, в котором указали, что скотомогильники расположенные на территории Михайловского района не являются бесхозяйным имуществом, поскольку на региональном уровне утвержден план мероприятий («дорожная карта») от 14.01.2020г. №05-Пл/2 «Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в состоянии в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями», а Распоряжением Правительства Алтайского края скотомогильники указанные в административном исковом заявлении, приняты в собственность Алтайского края. В целях исполнения распоряжения Управлением имущественных отношений Алтайского края заключен государственный контракт № № на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ по изготовлению технических планов на скотомогильники, который в настоящее время является выполненным. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на выполнение работ по образованию и установлению границ земельных участков, на которых расположены скотомогильники со сроком исполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. После изготовления документов в отношении скотомогильников будут поданы заявления в регистрирующий орган для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Алтайского края. Прокурором не представлено доказательств незаконного бездействия со стороны ответчиков. Также полагал необоснованными требования прокурора в части возложения обязанности по осуществлению государственной регистрации права краевой собственности на скотомогильники, поскольку Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним», а также возникающие в силу закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, государственная регистрация таких прав проводится соответственно по желанию их обладателей и по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав. Указал на необоснованность доводов административного искового заявления о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на скотомогильники в силу закона в связи с тем, что закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации принимать в собственность все бесхозяйные скотомогильники, а говорит о том, что такое имущество может находиться в собственности субъекта.
Представитель административного ответчика Управления ветеринарии в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам изложенным в отзыве, согласно доводам которого полагают, что только собственник вправе решать как содержать скотомогильники, поскольку Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626 не содержат требований, которым должны соответствовать скотомогильники. Новые ветеринарные правила содержат норму, указывающую на возможность захоронения в скотомогильниках ввод в эксплуатацию которых осуществлен до 31.12.2020, однако, прокурором не предоставлено сведений о вводе в эксплуатацию указанных скотомогильников, а также о лице в ведении которого они находятся. Возникновение стихийных захоронений биологических отходов на территории муниципальных образований не может свидетельствовать о необходимости приведение указанных захоронений в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что может привести к нецелевому использованию бюджетных средств. Государственной программой Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 № 523 предусмотрено приобретение оборудования для уничтожения биологических отходов, автоклавов в 2020-2025 годах. Кроме того указал, что 11.11.2021 в Алтайском крае утверждены Стандарты утилизации биологических отходов, вступающие в действие с 01.01.2022, которыми определена процедура утилизации биологических отходов, предусматривающая получения лицами предварительный разрешительный порядок такой утилизации, выбор способа утилизации будет определяться соответствующих органом, что исключит стихийные захоронения биологических отходов.
От заинтересованного лица представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю поступил письменный отзыв, в котором они просят удовлетворить заявленные административные требования прокурора, указали, что надлежащее обустройство и содержание скотомогильников является составляющей мерой по предупреждению болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Обязанность по их содержанию должна быть возложена на исполнительную власть субъекта Российской Федерации - Правительство Алтайского края.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом мнения лиц участвующих в деле, суд находит возможным, рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществлением мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнидеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе профилактики заболеваний в соответствии с санитрано-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 указанного федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий – расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Скотомогильник – определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства- члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (п.3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27).
Законодательные акты Российской Федерации также определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почты. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
Согласно информации Управление ветеринарии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> расположено 8 скотомогильников, из которых 3 являются действующими и 5 недействующих (законсервированных) (л.д. 7, т. 1)
Распоряжением Правительства Алтайского края от 06.06.2021 № 183-р утвержден перечень выявленных скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Алтайского края, в который в том числе вошли скотомогильник расположенный на территории <данные изъяты> района, расположенный в 2,5 км относительно ориентира администрация <данные изъяты> по направлению на запад, а также скотомогильник расположенный на территории Михайловского сельсовета, примерно в 1600 м от ориентира <адрес>, по направлению на северо-восток (л.д. 167-178, т. 1).
Указанные скотомогильники не включены в перечень скотомогильников подлежащих ликвидации, утвержденный приказом Управления ветеринарии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (л.д. 32-39, т. 2).
Распоряжением Правительства Алтайского края от 06.10.2020 № 312-р выявленные на территории Алтайского края скотомогильники (биотермические ямы) приняты в собственность Алтайского края. На управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении имущества (л.д. 166, т. 1).
При этом Правительством Алтайского края 14.01.2020 утвержден План мероприятий («дорожная карта») №05-Пл/2 «Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их состояния в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями» (л.д. 87 оборот- л.д. 88, т. 1). Согласно Плану мероприятий, в числе прочих мероприятий запланировано проведение закупок с целью определения подрядчика для выполнения работ, связанных с постановкой на кадастровый учет скотомогильников, на сентябрь 2020-март 2021г., государственная регистрация права собственности Алтайского края на скотомогильники на апрель-декабрь 2021г. с возложением выполнения указанных действий на Управление имущественных отношений Алтайского края. В числе мероприятий по приведению состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержанию и обустройству указаны включение расходов на очередной финансовый год (декабрь 2021г.), приведение состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и благоустройство (с 1 января 2022г.) с возложением указанной обязанности на Управление ветеринарии Алтайского края, краевые государственные учреждения ветеринарии, администрации муниципальных образований Алтайского края (по согласованию).
Из акта по результатам мероприятий по государственному ветеринарному надзору (контролю), составленному 23.04.2021 главным специалистом отдела государственного надзора (контроля) Управления ветеринарии Алтайского края Гарчевым О.М. и начальником КГБУ «Управление ветеринарии по Михайловскому району Логвиненко К.В., скотомогильник расположенный на территории <адрес> реконструирован в 2013г. по программе Алтайского края. Скотомогильник огорожен глухим бетонным забором, оканавлен, имеется яма из водонепроницаемого материала, нет правоустанавливающих документов, в зону подтопления не подпадает. Скотомогильник расположенный на территории <адрес> реконструирован в 2014г., огорожен глухим забором, оканавлен, имеется на его территории яма из водонепроницаемого материала, отсутствуют въездные ворота, в зону подтопления не подпадает (л.д. 2,3, т. 2).
На каждый из указанных скотомогильников заведены ветеринарно-санитарные карточки, в которых отражены даты проверки в течение 2015-2021г., последняя запись в которых составлена 23.04.2021 и соответствует содержанию вышеуказанного акта (л.д.93-95, т. 2). Данные карточки подтверждают присвоение спорным объектам статуса скотомогильника (биотермической ямы).
Между тем, из актов проверки о 08.11.2021, проведенной повторно непосредственно перед судебным заседанием прокуратурой установлено, что оба скотомогильника не соответствую ветеринарно-санитарным правилам, а именно территория не огорожена глухим забором с въездными воротами, с внутренней стороны забора по периметру не выкопана траншея, через которую не перекинут мост, в центре перекрытия биотермической ямы отсутствует отверстие с плотно закрываемой крышкой, не выведена вытяжная труба, что также подтверждается фототаблицей (л.д. 144-149, т. 2).
В соответствии с уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.07.2021 №КУВИ-002/2021-91164987, №КУВИ-002-2021-91166301 сведения в Едином государственном реестре недвижимости в отношении объектов недвижимости – скотомогильников, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № отсутствуют (л.д. 46-47, т. 1).
Действительно, осуществление в отношении скотомогильников кадастрового учета, регистрация в отношении них права собственности, включение в реестр собственности Алтайского края, осуществление мероприятий по надлежащему содержанию скотомогильников приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья (ст.ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федкерации).
Как было указано выше, распоряжением Правительства Алтайского края от 06.10.2020 № 312-р на управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении имущества.
Из представленных суду доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений <адрес> и ФИО7» заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению технических планов на скотомогильники (биотермические ямы), подлежащие отнесению к собственности Алтайского края со сроком исполнения до 10.12.2020, при этом в соответствии с приложением №2 к контракту указаны два скотомогильника, расположенные на территории <адрес> – <данные изъяты> (л.д. 149-156, т. 1).
Также 01.06.2021 Управлением имущественных отношений Алтайского края заключен государственный контракт №Ф.2021.04504 на выполнение работ по образованию и установлению границ земельных участков, на которых расположены скотомогильники, в том числе и на территории Михайловского района, со сроком исполнения до 01.11.2021 (л.д. 157-164, т. 1).
31.08.2021 скотомогильники расположенные на территории Михайловского района включены в реестр краевого имущества (л.д. 55-56, т. 2), в отношении них подготовлены технические планы (л.д. 57-60, т. 2).
Из пояснений представителя Управления имущественных отношений Алтайского края в суде установлено, что в настоящее время завершается работа по установлению границ земельных участок, земельные участки образованы, имеют кадастровый номер, готовятся заявления в Росреестр для постановки на учет и регистрации права собственности, что соответствует срокам установленным Планом мероприятий, окончание которого определено декабрем 2021.
В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В том числе на вышеуказанный орган, организацию, лицо возлагается обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (п. 2).
Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Такая совокупность условий для признания оспариваемого бездействия Правительства Алтайского края, Управления имущественных отношений Алтайского края выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, в реестр государственного имущества, регистрации права собственности административного ответчика не установлены.
Исходя из установленных судом обстоятельств, принимая во внимание издание Правительством Алтайского края распоряжения о принятии спорных скотомогильников в собственность Алтайского края, разработку плана мероприятий по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на скотомогильники с поэтапным установлением сроков для проведения процедур по указанным постановке и регистрации с возложением обязанностей на профильные ведомства, заключение государственных контрактов и проведение запланированных мероприятий по постановке на учет спорных скотомогильников, срок по последнему из которых истекает в ноябре 2021г., а также учитывая необходимость соблюдения процедуры государственной регистрации объектов недвижимости с обязательным предоставлением требуемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» документации, а также с учетом того, что в настоящее время скотомогильники включены в реестр краевого имущества, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части, как и производных от него требований о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет, регистрации права собственности на объекты биологических отходов и включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведения о скотомогильниках.
Рассматривая требование административного истца в части признания бездействия Правительства Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию скотомогильников, и возложении обязанности по организации мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильников суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.
Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.
Согласно п. 29 Правил утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.
Как следует из представленных документов, спорные скотомогильники прошли реконструкцию в 2013-2014г.г., фактически используются по назначению, в отношении них проводятся мероприятия по государственному ветеринарному надзору, что позволяет суду прийти к выводу о том, что они фактически введены в эксплуатацию до 31 декабря 2020 года, а потому должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним ранее действующим нормативным актам, которым является Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 № 13-7-2/469.
Из актов проверки с приложенными к ним фототаблицами установлено, что скотомогильники на территории <данные изъяты> района не соответствуют требованиям указанных выше ветеринарно-санитарных правил, в частности на въезде на территорию скотомогильника на территории Михайловского сельсовета отсутствуют въездные ворота, на обоих скотомогильниках в центре перекрытия ямы отсутствует отверстие с плотно закрываемой крышкой, из ямы не выведена вытяжная труба, что является нарушением п.п. 5.6, 5.7, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 № 13-7-2/469.
Установлено, что скотомогильники расположены вблизи населенных пунктов, в результате их ненадлежащего оборудования доступ к ним остается открытым для бродячих и диких животных, что создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций и представляет опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Мероприятия по устранению допущенных нарушений может осуществлять только собственник имущества, каковым является Правительство Алтайского края, которым не представлено доказательств подтверждающих совершение необходимых и достаточных действий по надлежащему содержанию скотомогильников.
Само по себе наличие утвержденного Плана мероприятий, включающего в себя приведение состояния скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство с установленными датами проведения реальных мероприятий с января 2022г. не может свидетельствовать о принятии достаточных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с биологическими отходами.
Согласно Плану мероприятий, приведение состояние скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство возложено Правительством Алтайского края на Управление ветеринарии Алтайского края, которым также никаких мер к приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарных правил не принимается.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания бездействий Правительства Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию скотомогильников и возложении обязанности по организации мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарных правил, возложении обязанности на Правительство Алтайского края и Управление ветеринарии Алтайского края организовать мероприятия по обустройству и содержанию скотомогильников в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 №626.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Михайловского района в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования Михайловский сельсовет, на северо-востоке в 1600 м. от ориентира <адрес>, кадастровый номер земельного участка № и скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты>, на западе 2,5 км от ориентира здания <данные изъяты> (<адрес>), кадастровый №.
Возложить обязанность на Правительство Алтайского края, Управление ветеринарии Алтайского края в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу, организовать мероприятия по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты>, на северо-востоке в 1600 м. от ориентира <адрес>, кадастровый номер земельного участка № и скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования Ракитовский сельсовет, на западе 2,5 км от ориентира здания <данные изъяты>, кадастровый № в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 №626.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Михайловского района в части признания незаконным бездействия Правительства Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и возложении обязанности по принятии мер для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на объекты биологических отходов, возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности по включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведений о скотомогильниках отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021.
Судья О.В. Махрачева