Решение по делу № 33а-4694/2019 от 20.09.2019

Докладчик Уряднов С.Н. Апелляционное дело № 33а-4694/2019

Судья Порфирьева А.В. УИД 21RS 0023-01-2019-004213-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 октября 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Комиссаровой Л.К.,

судей Уряднова С.Н., Нестеровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Алексеевой Н.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, поступившее по апелляционной жалобе Алексеевой Н.Г. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Уряднова С.Н., судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары (далее - ИФНС России по г.Чебоксары) обратилась в суд с административным иском к Алексеевой Н.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени, мотивируя исковые требования тем, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 5 октября 2016 года по 8 декабря 2017 года и в соответствии с подп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 432 НК РФ). В связи с не поступлением в бюджет страховых взносов 24 мая 2018 года, 24 августа 2018 года, 30 октября 2018 года Алексеевой Н.Г. выставлены требования с указанием сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии и пени сроком уплаты до 15 июня 2018 года, 14 сентября 2018 года, 21 ноября 2018 года соответственно, которые оставлены без внимания.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с административного ответчика Алексеевой Н.Г.: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8527 руб. 61 коп. за 2017 год; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 590 руб. 46 коп. за период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2018 года; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 1 января 2017 года в размере 0,09 руб. за период 1 августа 2017 года по 27 сентября 2017 года, а всего 9118 руб. 16 коп.

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, рассмотрев предъявленные исковые требования, 24 июля 2019 года принял решение, которым постановил:

«взыскать с Алексеевой Н.Г. задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8527 рублей 61 копейка за 2017 год;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 590 рублей 46 копеек за период с 01.01.2018г. по 30.09.2018г.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 1 января 2017 года в размере 0,09 рублей за период с 01.08.2017г. по 27.09.2017г.

Взысканную сумму зачесть на номер счета получателя платежа: № 40101810900000010005;

1.                      КБК страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - страховая
часть по взносам, начисленным после 01.01.2017: 18210202140061110160,

2.                      КБК пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование -
страховая часть, по взносам, начисленным после 01.01.2017: 18210202140062110160.

3.                      КБК пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование
(ФФОМС) по взносам, начисленным до 01.01.2017: 18210202103082011160.

Наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012 ИФНС по г. Чебоксары; наименование банка: Отделение НБ Чувашской Республики банка России; БИК: 049706001.

Взыскать с Алексеевой Н.Г. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».

С указанным решением суда не согласилась административный ответчик Алексеева Н.Г., подавшая апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе Алексеева Н.Г. сослалась на нарушение судом норм процессуального законодательства, выразившихся в неправомерном недопуске к участию в деле в качестве её представителя ... Матвеевой И.И., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, при том, что сама она в процессе не участвовала. Указанное повлекло нарушение её прав. Суд не исследовал все доказательства в судебном процессе и в частности от её представителя Матвеевой И.И. судом не был принят её отзыв на административное исковое заявление, содержащий ссылку на определение Верховного Суда РФ от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359. Полагает, что суд должен был отложить судебное разбирательство административного дела.

ИФНС России по г.Чебоксары представила отзыв на апелляционную жалобу административного ответчика, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Алексеева Н.Г. не явилась, представила заявление о рассмотрении её апелляционной жалобы без её участия.

Представитель административного истца ИФНС России по г.Чебоксары Михайлов С.Ю. в судебном заседании суда требования, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу Алексеевой Н.Г. поддержал, дополнительно пояснив, что базовый тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2017 год ответчик уплатила вовремя. Ею не были уплачены этот страховой взнос и пени с сумм прибыли более 300000 руб. При этом расходы Алексеевой Н.Г. за 2017 года при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не должны учитываться. По поводу уплаты пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 0,09 руб. до принятия решения судом первой инстанции пояснить, что-либо не может.

Заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 этой же статьи КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, перешли к налоговым органам, в связи с чем административный истец ИФНС России по г.Чебоксары правомочна обращаться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Алексеева Н.Г. в период с 5 октября 2016 года по 8 декабря 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 24-25).

В период осуществления предпринимательской деятельности она применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В ходе проверки исполнения положений налогового законодательства ИП Алексеевой Н.Г., прекратившей предпринимательскую деятельность 8 декабря 2018 года, налоговый орган пришел к выводу о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8327 руб. 61 коп. за 2017 года, на которую начислены пени в размере 590 руб. 46 коп. за период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2018 года, а также задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по взносам, начисленным до 1 января 2017 года за период с 1 августа 2017 года по 27 сентября 2017 года в размере 0,09 руб.

Административный истец направил в адрес Алексеевой Н.Г. требование за об уплате задолженности в сумме 9118 руб. 61 коп., в том числе по страховым взносам 8527 руб. 61 коп., с установлением срока для добровольного погашения задолженности - до 21 ноября 2018 года. Требование Алексеевой Н.Г. исполнено не было.

19 декабря 2018 года мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики был выдан судебный приказ о взыскании с Алексеевой Н.Г. задолженности по страховым взносам и пени всего в сумме 9118 руб. 61 коп.

Определением этого же мирового судьи от 11 января 2019 года судебный приказ был отменен.

После чего ИФНС России по г.Чебоксары 18 июня 2019 года обратилась с настоящим иском к Алексеевой Н.Г.

Разрешая заявленные исковые требования ИФНС России по г.Чебоксары к Алексеевой Н.Г. и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, обязанный своевременно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, такую обязанность за 2017 год в полном размере не исполнил, сумма недоимки составила 8 527 коп. 61 коп., на которую начислены пени за период 1 января 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 590 руб. 46 коп. и, кроме того, Алексеева Н.Г. не уплатила пени в размере 0,09 руб. за период с 1 августа 2017 года по 27 сентября 2017 года за несвоевременную уплату страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования за период до 2017 года. При этом срок обращения в суд по заявленным требованиям административным истцом не нарушен.

С такими выводами суда первой инстанции и принятым по делу решением судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В силу подп. 3 п.9 ст.430 НК РФ для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений п. 1 настоящей статьи доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

В то же время в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения», где находится ст.346.15 НК РФ, статьей 346.14 предусмотрено два вида налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Положения ст.346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст.227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенная в Постановлении № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Указанные разъяснения даны в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Довод инспекции о том, что сумма страховых взносов должна быть исчислена с общей суммы дохода предпринимателя без учета произведенных расходов, противоречит изложенной выше позиции.

Из представленной представителем административного истца в суд апелляционной инстанции уточненной налоговой декларации Алексеевой Н.Г. от 14 мая 2018 года и принятой ИФНС России по г.Чебоксары, следует, что административный ответчик выбрал объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом, как доходы, так и расходы административного ответчика в 2017 году составили 1152761 руб. В связи с этим оснований для начисления Алексеевой Н.Г. страховых взносов за 2017 год в соответствии с абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., что составляет 8527 руб. 61 коп. и соответственно пени за просрочку исполнения этого обязательства, у административного истца не имелось

Как следует из принятого судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства чека-ордера от 23 июля 2019 года, в указанный день Алексеевой Н.Г. были уплачены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 1 января 2017 года в размере 0,09 руб.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения 24 июля 2019 года заявленных исковых требований ИФНС России по г.Чебоксары к Алексеевой Н.Г. в какой-либо части у суда первой инстанции вообще не имелось.

С учетом изложенного обжалованное решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Что касается доводов апелляционной жалобы административного ответчика Алексеевой Н.Г. о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в недопуске к участию в деле в качестве её представителя ... Матвеевой И.И., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, а также в неотложении разбирательства дела, судебная коллегия находит их несостоятельными.

В силу частей 1 и 3 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

Исходя из приведенных предписаний Закона у представителя стороны по административным делам, кроме доверенности, должно быть наличие высшего юридического образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании.

Как следует из материалов дела, представитель административного ответчика Алексеевой Н.Г. Матвеева И.И. документ о наличии у неё высшего юридического образования суду первой инстанции не представила, в связи с чем она правомерно не была допущена к участию в административном деле в качестве представителя.

При этом в соответствие с положениями ст. 150 КАС РФ суд первой инстанции не обязан был откладывать разбирательство дела по причине неявки в суд административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Алексеевой Н.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8527 руб. 61 коп. за 2017 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 590 руб. 46 коп. за период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2018 года; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 1 января 2017 года в размере 0,09 руб. за период 1 августа 2017 года по 27 сентября 2017 года, а всего 9118 руб. 16 коп., отказать.

Председательствующий Л.К. Комиссарова

Судьи: С.Н. Уряднов

Л.В. Нестерова

33а-4694/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Чебоксары
Ответчики
Алексеева Н.Г.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Уряднов С.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
20.09.2019[Адм.] Передача дела судье
09.10.2019[Адм.] Судебное заседание
17.10.2019[Адм.] Передано в экспедицию
17.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передано в экспедицию
09.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее