Решение по делу № 5-71/2023 от 24.05.2023

Дело № 5-71/2023

УИД 29RS0005-01-2023-000714-86

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

29 мая 2023 года                                        г. Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г. Архангельска Шкарубская Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний», юридический адрес: <адрес>, ОГРН , ИНН , ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

установил:

федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, Учреждение) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Территориальным органом Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в период с 14 апреля 2023 г. по 18 мая 2023 г. на основании требования прокуратуры Архангельской области от 05.04.2023 № 17-18-2023 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в связи с поступлением в прокуратуру Архангельской области обращения от Уполномоченного по правам человека в Архангельской области, в котором содержатся сведения о нарушении прав Р. на оказание своевременной и качественной медицинской помощи в указанных структурных подразделениях ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в период его отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, что создало угрозу причинения тяжкого вреда здоровью Родину А.А.

В судебном заседании защитники ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Боброва Ю.А. и Панасюк В.В. с протоколом об административном правонарушении не согласились, вину учреждения в грубом нарушении требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не признали, просили переквалифицировать действия Учреждения по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку никакой угрозы жизни и здоровью осужденного с учетом тяжести его заболевания допущено не было.

Выслушав защитников ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, представителя территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ч. допросив свидетеля Х. исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Как установлено в судебном заседании, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее - медицинская деятельность) на основании лицензии на медицинскую деятельность от 26.08.2020 № Л041-00110-29/00325872, предоставленной Территориальным органом Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, сроком действия бессрочно, переоформленной 16.11.2022.

Лицензией от 26.08.2020 № Л041-00110-29/00325872 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России разрешено выполнение работ, в том числе: по адресу: 163050, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Онежская, дом 15, при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе по онкологии.

Обязанность соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрена частью 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным

постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение, в том числе порядков оказания медицинской помощи.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 Положения лицензиат при осуществлении медицинской деятельности обязан соблюдать порядки оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 2 пункта 7 Положения).

Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов - Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В ходе документарной проверки в рамках проведенной экспертизы качества медицинской помощи, оказанной осужденному Родину А.А. в ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, по профилю «онкология», были установлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2021 № 116н (далее - Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях), а именно:

В соответствии с требованиями п. 13 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи (первичного онкологического кабинета) направляет пациента в онкологический диспансер (онкологическую больницу) или иную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в том числе подведомственную федеральному органу исполнительной власти (далее - федеральная медицинская организация), для уточнения диагноза (в случае невозможности установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания), определения тактики лечения, а также в случае наличия медицинских показаний для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В нарушение требований п. 13 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, врач-онколог ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН Р. не направил пациента в онкологический диспансер (онкологическую больницу) или иную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в том числе подведомственную федеральному органу исполнительной власти для определения тактики лечения, а также в случае наличия медицинских показаний для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Неисполнение данного положения подтвердил допрошенный судом свидетель Х. (****** Учреждения).

Обследование согласно рекомендаций ****** ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России от 23.12.2023 – КТ органов брюшной полости проведено осужденному только 24.01.2023, т.е. спустя месяц после назначения и проведения ЭГДС и рентгеноскопии пищевода, желудка с барием (от 23.12.2022 и 26.12.2022 соответственно), где диагноз - рак пищевода, кардиального отдела желудка установлен и дополнительно подтвержден морфологически от 28.12.2022. Данное заключение получено ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России 12.01.2023. С данного периода (12.01.2023) не была определена тактика лечения и пациент не получал специализированное лечение до момента выписки из хирургического отделения ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России: 02.03.2023 Р. освобожден по причине выявления заболевания, препятствующего отбыванию наказания (выписан из хирургического отделения ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России).

В соответствии с требованиями п. 16 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, при установлении диагноза злокачественного новообразования тактика лечения устанавливается консилиумом врачей, включающим врачей-онкологов, врача-радиотерапевта, в составе которой имеются отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии, в том числе онкологическим консилиумом, проведенным с применением телемедицинских технологий, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение онкологического консилиума, оформленное протоколом, вносится в медицинскую документацию пациента.

В нарушение требований п. 16 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях по результатам обследования не проведен онкологический консилиум, протокол не представлен в медицинской документации.

В соответствии с требованиями п. 22 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях - сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать сроков, установленных в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям Программы Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями не должны превышать 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).

В нарушение требований п. 22 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, результат гистологической верификации злокачественного новообразования желудка от 28.12.2022 получен 12.01.2023. Пациент (осужденный Р.) не был направлен в специализированную медицинскую организацию и не получал специализированное лечение до момента выписки из хирургического отделения ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России (02.03.2023).

В соответствии с требованиями п. 29 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях - медицинские организации вносят информацию об оказанной медицинской помощи пациентам с подозрением на онкологические заболевания, а также пациентам с установленным диагнозом онкологического заболевания в медицинскую информационную систему медицинской организации для последующей передачи сведений в государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации либо непосредственно в государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в случае, если она выполняет функции медицинской информационной системы медицинской организации, в том числе для последующей передачи в подсистему ведения вертикально-интегрированной медицинской информационной системы по профилю «онкология», единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

В нарушение п. 29 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях - в медицинской карте отсутствует оформленное извещение в государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации об установлении диагноза злокачественного новообразования.

Таким образом, в ходе внеплановой документарной проверки в ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части несоблюдения лицензиатом порядка оказания медицинской помощи.

Вина Учреждения подтверждается протоколом № 02/23 от 22.05.2023 об административном правонарушении, копией истории болезни осужденного, актом внеплановой документарной проверки от 18.05.2023, экспертным заключением.

Исследовав доказательства по делу, признаю установленным факт совершения ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Приведенные доказательства признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что допущенное нарушение лицензионных требований не является грубым, о наличии оснований для квалификации совершенного правонарушения по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ, является несостоятельным, подлежит отклонению.

Нарушение Учреждением лицензионных требований, предусмотренных, подпунктами «а» пункта 6 Положения от 1 июня 2021 года № 852 при осуществлении медицинской деятельности и оказании медицинской помощи в учреждениях уголовно - исполнительной системы лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в силу чего в соответствии с пунктом 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ и части 2 пункта 7 данного Положения является грубым.

Наличие у осужденного онкологического заболевания 4 степени не является основанием для невыполнения Учреждением требований, предусмотренных п.п. 13,16,22,29 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, п. «г», «ж» п. 2.1, п. 3.11.13 приказа Минздрава Росси от 10.05.2017 № 203-н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Нарушение учреждения ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России лицензионных требований в сфере осуществления медицинской деятельности, выразившееся в необеспечении качества оказания медицинской помощи осужденному Р. представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере охраны жизни и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В рассматриваемом случае установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, у ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р. имелась, доказательства принятия Учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований им не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Учреждения.

Обстоятельств, исключающих ответственность ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России и влияющих на квалификацию правонарушения, как малозначительное, судом не установлено.

Принимая во внимание характер совершенного ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России правонарушения, полагаю, что необходимой и адекватной мерой наказания является применение к данному юридическому лицу наказания в виде административного штрафа, так как именно такое наказание сможет обеспечить его цель – предупреждение.

При определении размера административного штрафа суд учитывает следующее.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей. Таким образом, в соответствии с приведенными положениями закона и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации возможность назначения наказания юридическим лицам ниже низшего предела, предусмотрена в том случае, если минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, установлен в сумме 100000 руб. и более.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание характер совершенного ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р. административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, в целях исключения избыточного ограничения его прав, полагаю возможным назначить ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р. административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19. 20 КоАП РФ (150 000 руб.) в размере 75 000 руб.

Основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Архангельской обл. (Территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), ИНН 2901145414, КПП 290101001, расчетный счет 40102810045370000016 в Отделении Архангельск Банка России / УФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, ОКТМО 11701000, КБК 06011601191010020140, УИН 0.

Оплату штрафа произвести в течение 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа предоставить в Исакогорский районный суд <адрес> в тот же срок.

В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Исакогорский районный суд <адрес> либо путем непосредственной подачи в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                        (подпись)      Т.С. Шкарубская

5-71/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по Архангельской области
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Шкарубская Татьяна Станиславовна
Статьи

19.20

Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
24.05.2023Передача дела судье
24.05.2023Подготовка дела к рассмотрению
29.05.2023Рассмотрение дела по существу
30.05.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее