Решение по делу № 12-444/2022 от 15.07.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    РЕШЕНИЕ

                                          по делу № 12-444/2022

            г. Уфа                                                                                     25 июля 2022 г.

        Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалова О.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан,

УСТАНОВИЛ:

        30 марта 2022 г. заместителем руководителя - начальником юридического отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России по ПФО) Горбуховым И.С. в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому начальнику Управлению вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

        Постановлением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 г. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, начальник Управления Полстовалов О.В. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об его незаконности.

        Законный представитель Управления и защитник Управления                 Гареев А.Ф. на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании защитники Управления Ширгазина Э.Р. и Давлетшин Р.М. жалобу поддержали, просил ее удовлетворить.

Представитель Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Горбухов И.С. просил отказать в удовлетворении жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ Управлению Российская Федерация передает осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                               30 июня 2021 г. № 1093 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - Положение о надзоре за охраной объектов культурного наследия). Согласно п. 2 Положения о надзоре за охраной объектов культурного наследия государственный контроль (надзор) осуществляется:

- Министерством культуры Российской Федерации, его территориальными органами в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и установленных для таких объектов культурного наследия зон охраны объектов культурного наследия или защитных зон объектов культурного наследия;

- органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по государственному контролю (надзору), за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее аналогичные нормы содержало Положение о Федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740, утратившее силу с                            1 июля 2021 г.

Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральном округу (далее - Управление Минкультуры России по ПФО) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий (п. 6 ст. 9.1 Федерального закона                    № 73-ФЗ).

Таким образом, на Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, возложены полномочия по принятию необходимого комплекса мер, направленного на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, предусмотренных требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от                           23 июля 2015 г. № 740, утратившим силу с 1 июля 2021 г. (действовавшим до 1 июля 2021 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от       30 июня 2021 г. № 1093.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает угрозу разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия.

Следовательно, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, должностные лица, отвечающие за соблюдение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, в период с 15 по 25 февраля 2022 г. на основании распоряжения руководителя Управления Минкультуры России по ПФО от 26 января 2022 г. № 14 осуществлена плановая документарная и выездная проверка качества и эффективности осуществления переданных Российской Федерации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; нормативно-правового регулированиям (далее - переданные полномочия), осуществляемого органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны памятников), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Региональным органом охраны памятников допущены нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:

- Управлением, согласно сводке предложений от 22 сентября 2021 г. б/н принято решение о согласии с выводами экспертов, изложенными в акте государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа,                     Чишминская ул. (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 26), подготовленном экспертами ... (период экспертизы: с 30 июня по                            24 августа 2021 г.), руководитель ИП ФИО, не имеющими лицензии на разработку проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- Управлением письмом от 22 сентября 2021 г. № 03-07/3750 согласована проектная документация, предполагающая проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа,              Чишминская ул. (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 26), выполненная ИП ФИО, не имеющей соответствующей аттестации Минкультуры России, то есть с нарушениями требований, содержащихся в ст.ст. 40, 42, 43 и п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ;

- в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 9.1, подп. 10 ст. 33, ст. 56.2 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 8 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отсутствует предмет охраны на утраченный объект культурного наследия федерального значения «Нагайбакская церковь». Управлением предметы охраны утверждены на 12 объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к памятникам архитектуры; на три ОКН ФЗ размещены проекты предметов охраны на общественное обсуждение. По всем предметам охраны в наличии проекты предметов охраны. Между тем, утвержденные предметы охраны не соответствуют разработанным проектам:

«Комплекс Белорецкого металлургического завода» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 г.                  № 356) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;

«Комплекс Воскресенского медеплавильного завода» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 16 сентября 2019 г.                  № 361) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;

     «Дом, в котором жили Ленин Владимир Ильич и Крупская Надежда Константиновна в 1900 г.» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 г. № 357) не включена обшивка фасадов «вагонкой», предусмотренная проектом предмета охраны;

«Здание Дворянского собрания» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 6 сентября 2019 г. № 360) не включены центральный зал второго этажа, дверные полотна помещений первого этажа, коридорная система помещений боковых объемов здания, пол лестничных площадок и т.д. (в полном объеме не вошли в утвержденный предмет охраны стр. 35-37 проекта), предусмотренные проектом предмета охраны;

«Памятник Салавату Юлаеву» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 26 августа 2020 г. № 232) не включены составные части композиции объекта: «Композиция, состоящая из двухуровневой смотровой площадки, площадки памятника (курган), постамента и скульптуры Салавата Юлаева», материал постамента (железобетонный), вид чугуна (бронзированный).

Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «памятник Салавату Юлаеву», представлен в Управление в 2019 г., предмет охраны утвержден 26 августа 2020 г., то есть с нарушением срока в 30 рабочих дней;

- в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 9.1, подп. 12 п. 2 ст.33, п. 4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ; подп. 5 п. 6 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625; подп. 5 п. 20.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. № 811 Управлением выдано ООО «...» разрешение на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (ремонт фасадов) от 16 сентября 2020 г. № 03-07/3752 на объект культурного наследия федерального значения «Здание сельскохозяйственного института», срок - до 1 декабря 2020 г. в отсутствие информации о проектной документации (рабочей) либо рабочих чертежах на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ; лицах, осуществляющих авторский надзор и научное руководство; в комплекте документов, приложенных к разрешению;

- в нарушение подп. 3 п. 1 ст. 9.1, подп. 1 п. 2, п. 3, абз. 3 и 4 п. 5,                  подп. 4 п. 6 ст. 11, п.п. 1, 7 ст. 45, п. 4 и абз.2 подп.3 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ; главы V Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1093; абз. 2 подп. «б» п. 11 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г.     № 740 (утратило законную силу 01 июля 2021 г.) Управлением по итогам внеплановой документарной проверки по контролю за исполнением АО «...», являющимся правообладателем объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Белорецкого металлургического завода» (Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Блюхера, д. 1), предписания от 13 февраля 2020 г. № 02-07/660, проведенной на основании приказа от 01 февраля 2021 г. № 20, предписание об устранении выявленных нарушений АО «...», выдано не было;

- в нарушение подп. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ в результате причинения объектам культурного наследия федерального значения, в частности «Мавзолей Тура-хана», «Тятерь-Арслановское II поселение», «Япрыковская 1 стоянка» вреда Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан все соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия проведены не были;

- в нарушение абз. 3 и 4 п. 5 ст. 11, п. 9 ст. 47.6 Федерального закона               № 73-ФЗ Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан не осуществлены соответствующие мероприятия по федеральному государственному контролю (надзору) в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в частности в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г. (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), «Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России» (Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район);

- в нарушение подп. 3 п. 2 ст. 9.1, п.п. 1 и 7 ст. 45, подп. 4 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ Управлением не приняты меры реагирования, а также меры по предотвращению правонарушения в связи с непредставлением отчетной документации лицами, осуществляющими научное руководство и авторский надзор, в частности по Разрешению                         № 03-07/3913 от 25 сентября 2019 г., выданному ООО «Ромул» на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (фасадные и кровельные работы) на объект культурного наследия федерального значения «Здание губернской земской управы», срок до 30 марта 2020 г. (научное руководство и авторский надзор директор ООО «...» ФИО2, договор от 5 сентября 2019 г. № 19.08).

Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении с последующим привлечением Управления к административной ответственности.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность Управления подтверждается материалами дела:

- распоряжением от 26 января 2022 г. № 14 о проведении проверки в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в рамках контроля за эффективностью и качеством осуществления полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 47-50);

- актом проверки от 25 февраля 2021 г. № 03/15/10, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (т. 1 л.д. 52-66);

- актом государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву» от 24 августа 2021 г. (т. 1                          л.д. 76-108);

- заявлением Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от             9 сентября 2021 г. № 86-04-06274 о согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву» (т. 1 л.д. 109-111);

- письмом-согласием с выводами государственной историко-культурной экспертизы и согласованием вышеуказанной проектной документации, как соответствующей требованиям Федерального закона №73-ФЗ, от 22 сентября 2022 г. № 03-07/3749 (т. 1 л.д. 112-113);

- согласованием проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву» от 22 сентября 2021 г. № 03-07/3750 (т. 1                 л.д. 114-116);

- приказом с приложением от 26 августа 2020 г. № 232 об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г. (Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чишминская (Сквер имени Салавата Юлаева); современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б) (т. 1, л.д. 117-124);

- разрешением на проведение ООО «...» работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 16 марта 2020 г. исх. № 03-07/3752 (т.1 л.д. 125-128);

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02 марта 2021 г. № 1 ВПЮ в отношении АО «...» (т. 1 л.д. 129-132);

- приказом органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01 февраля 2021 г. в отношении АО «...» с целью проверки предписания Управления от 13 февраля 2020 г. № 02-07/660 (т. 1 л.д. 133-136);

- заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия от 25 февраля 2021 г. № 04, утвержденным заместителем начальника Управления (т. 1                             л.д. 137-143);

- приказом от 18 мая 2018 г. № 125 в отношении объекта культурного наследия федерального значения Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России» (Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район), с актом технического состояния от 26 апреля 2019 г. № 26-04-19-02, на основании которого в срок до 2021 г. собственник и (или) иной законный владелец объекта культурного наследия обязан подготовить проектную документацию по укреплению фундамента и несущих конструкций объекта культурного наследия, а также проектную документацию по проведению работ по его сохранению; провести данные работы (т. 1 л.д. 144-157, 179-185);

- приказом от 18 мая 2018 г. № 127 в отношении объекта культурного наследия федерального значения Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г. (Республика Башкортостан, г. Уфа. ул. Чишминская (Сквер имени Салавата Юлаева); современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), с актом технического состояния от 26 апреля 2019 г.                             № 26-04-19-01, на основании которого в срок до 2021 г. собственник и (или) иной законный владелец объекта культурного наследия обязан подготовить проектную документацию по укреплению фундамента и несущих конструкций объекта культурного наследия, а также проектную документацию по проведению работ по его сохранению; провести данные работы (т. 1 л.д. 158-178);

- разрешением на проведение ООО «...» работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 25 сентября 2019 г. исх. № 03-07/3913 (т. 1 л.д. 186-189).

Представленным в деле доказательствам судьей суда I инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Виновные действия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, выразившиеся в несоблюдении требований законодательства об охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушение было выявлено путем непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13                    КоАП РФ.

Доводы стороны защиты о малозначительности правонарушения являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Как разъяснено в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, оснований, позволяющих признать совершенное Управлением правонарушение малозначительным, не имеется.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является формальным, административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает независимо от факта наступления каких-либо последствий, их отсутствие само по себе не может свидетельствовать о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Обстоятельствами для освобождения Управления от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля названного юридического лица, при той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение Управления, как малозначительное, не представлено. Допущенные нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с охраной объектов культурного наследия, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.

Таким образом, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является длящимся.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, датой совершения правонарушения будет дата обнаружения административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы постановление вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле иных доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судом первой инстанции обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалова О.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                                                 М.Ф. Ахметов

Справка: судья Егорова Ю.С.

12-444/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалов Олег Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Ахметов Муллахмет Файрушович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
15.07.2022Материалы переданы в производство судье
25.07.2022Судебное заседание
16.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022Дело оформлено
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее