Решение по делу № 33-3-10269/2023 от 30.10.2023

Судья Гориславская Ж.О. № 2-1918/2023

№ 33-3-10269/2023

УИД 26RS0023-01-2023-002340-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 07 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего Берко А.В.,

судей Загорской О.В., Калединой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице представителя Митрополовой О.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.08.2023 по гражданскому делу по иску Педченко О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А.,
Педченко Т.А., к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности обеспечить жилой дом и земельный участок транспортной и инженерной инфраструктурой,

заслушав доклад судьи Загорской О.В.,

установила:

Педченко О.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А., Педченко Т.А. (далее - истец) обратилась с исковым заявлением к Администрации Минераловодского городского округа (далее - ответчик), в котором просила обязать ответчика обеспечить жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, переулок Тупиковый, дом 2: транспортной инфраструктурой - дорожными путями (асфальтобетонным покрытием), инженерной инфраструктурой: системами водоснабжения и водоотведения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Педченко А.Е., ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Отдел опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних Администрации Минераловодского городского округа, Киреев Ю.Ю., Рудь С.Н., Шевченко Н.В., Вчерашний П.Т., Сомов Ю.Н., Управление имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.

Иск мотивирован тем, что 05.12.2013 постановлением Администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края № 2825 ей с детьми был предоставлен в собственность бесплатно, как многодетной семье, земельный участок, общей площадью 1000 кв.м, из земель населённых пунктов с кадастровым номером <…127>, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1В, от ориентира на запад 78 м.

Постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края № 607 от 18.09.2013 установлен вид разрешённого использования данного земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство.

Постановлением администрации Минераловодского муниципального района № 2020 от 06.11.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

В августе 2022 года было окончено строительство жилого дома на указанном участке и присвоены кадастровые номера: земельный участок - кадастровый номер <…127>, жилой дом - кадастровый номер <…350>.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 16.03.2022 № 452 был аннулирован старый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1 В, от ориентира на запад 78 м, и присвоен новый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, переулок Тупиковый, дом 2.

На данный момент в жилом доме отсутствуют инженерные сети, а именно - водоснабжение и водоотведение, что напрямую препятствует комфортному проживанию в этом доме. Технические условия для проведения данных инженерных сетей ею были получены в сентябре 2021 года.

Кроме того, отсутствует дорожная инфраструктура для подъезда к указанному жилому дому. Для подъезда к дому имеется накатанная грунтовая колея. К дому невозможно подъехать при плохих погодных условиях таких как дождь или снег. Перед поворотом на их улицу на дороге огромная яма, которую даже в сухую погоду очень трудно проезжать, а во время дождя они совсем не могут там проехать. Несколько раз машина застревала в грязи. Также это может вызвать препятствия для подъезда скорой помощи, пожарной машины и других спец. служб, что существенно нарушает их права с детьми.

Педченко О.А. было направлено заявление в Минераловодскую городскую администрацию с просьбой по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктур, на которое она получила отказ.

Обратившись 20.04.2023 непосредственно к руководителю отдела благоустройства и дорожно-мостового хозяйства Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, она также в личной беседе получила отказ.

Просила исковые требования удовлетворить.

Решением суда от 09.08.2023 исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено возложить на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения. В удовлетворении требований Педченко О.А. в части обязания ответчиков обеспечить земельный участок и жилой дом транспортной инфраструктурой - дорожными путями и системой водоотведения отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Митрополова О.В. считает решение суда от 09.08.2023 незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что обеспечение системой водоснабжения и водоотведения не является полномочиями Администрации, поскольку с учётом положений Закона Ставропольского края от 20.12.2018 г. № 113-кз, вступивших в силу с 01.01.2019 (о передаче полномочий органам государственной власти Ставропольского края) Администрация только разрабатывает техническое задание. Управлением муниципального хозяйства, которое уполномочено в соответствии с п.п. 2.2.2 Положения об Управлении на подготовку предложений к проектам постановлений и распоряжений главы Минераловодского городского округа и решений Совета депутатов Минераловодского городского округа по вопросам строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства и развития жилищно-коммунального комплекса городского округа, осуществляет корректировку технического задания с включением в него земельных участков.

Ссылаясь на нормы Градостроительного Кодекса Российской Федерации, указывает, что поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Указывает, что Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 07.09.2018 г. № 585 утверждена программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы (включено водоснабжение, водоотведение, электрификация, газификация, теплоснабжение и др.).

Денежные средства на цели предусмотрены только с 2027 года.

Источниками финансирования вышеуказанной инвестиционной программы являются не только средства местного бюджета, но и средства федерального бюджета и бюджета субъекта федерации.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 502.

Согласно п. 3 указанных Требований Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана городского округа.

Согласно п. 4 Приказа Госстроя от 01.10.2013 г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» данные программы разрабатываются с участием представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

Исходя из вышеуказанного, исполнение обязательств возможно только в рамках целевых программ.

Также указывает, что централизованная система водоснабжения для обеспечения ул. Красноармейкой и пер. Тупиковый водой имеется и позволяет осуществить подключение земельного участка истца (выданы технические условия, имеется бесхозяйный объект (право собственников третьих лиц на линейный объект не зарегистрировано)).

С учётом изложенного, полагает, что права истца не нарушены, а доводы истца о том, что точка подключения находится в 250 м от её дома, не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как фактически истец требует исполнение Администрацией технических условий, выданных ей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Считает, что фактически в решении суда поставлен вопрос о частном строительстве линии водоснабжения для истца, что нарушает баланс
частных и публичных интересов.

Просит решение суда от 09.08.2023 отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения, в этой части в иске отказать.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представители ответчиков Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, представители третьих лиц Управления имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Отдела опеки и попечительства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», третьи лица Киреев Ю.Ю., Рудь С.Н., Шевченко Н.В., Вчерашний П.Т., Сомов Ю.Н., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, участия в нём не принимали, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания либо заявлений о рассмотрении апелляционной жалобы в своё отсутствие не подавали.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 117, 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав мнение истца Педченко О.А., третьего лица Педченко А.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, просивших оставить без изменения решение суда от 09.08.2023, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
(ст. 196 ГПК РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от
19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из исследуемых материалов дела усматривается следующее.

Постановлением администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района № 607 от 18.09.2013 земельному участку с кадастровым номером 26:24:050104:127, местоположение которого: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1а, от ориентира на запад 78 м, определено разрешённое использование – индивидуальное жилищное строительство.

На основании постановления № 2825 от 05.12.2013 администрацией Минераловодского муниципального района Педченко О.А. предоставлен вышеуказанный земельный участок.

Постановлением администрации Минераловодского муниципального района № 2020 от 06.11.2014 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <…127>, местоположение которого: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1а, от ориентира на запад 78 м на кадастровом плане.

11.03.2015 Педченко О.А. получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, площадью
1000 кв.м.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 16.03.2022 № 452 был аннулирован старый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1 В, от ориентира на запад 78 м, и присвоен новый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2.

Согласно выписке из ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером <…127>, и жилой дом с кадастровым номером <…350>, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2, зарегистрировано за Педченко О.А., Педченко А.А., Педченко Е.А., Педченко Т.А.

Истцом предоставлены технические условия, выданные 24.09.2021, срок действия которых три года. Точка подключения 250 метров. Истец не согласен осуществить подключение от указанной точки, поскольку она территориально проходит далеко от её дома, а к ближайшей точке подключения не дают согласие владельцы водопроводной сети.

Как следует из письма ПТП «Минераловодское» филиала ГУП СК «Ставропольскрайводоканал» - «Южный» в его распоряжении имеется проект по объекту «Уличной сети водопровода по ул. Красноармейская/пер. Тупиковый», также выданы технические условия.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 38, 56, 60 ГПК РФ, ст.ст. 28, 29, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 26, 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», опираясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что многодетной семье Педченко, имеющей право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, 05.12.2013 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <…127>, площадью 1000 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, который ни в момент предоставления, ни на момент рассмотрения настоящего дела в суде не был обеспечен объектами инфраструктуры, необходимыми для жизнедеятельности, в связи с чем суд пришёл к выводу, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края в порядке решения вопросов местного значения, в свою очередь, неисполнение данной обязанности существенно нарушает права Педченко О.А. и её несовершеннолетних детей на достойное проживание в жилом доме, в связи с чем посчитал исковые требования об обеспечении строительства к земельному участку истца объекта инженерной инфрастуктуры - системы коммунального водоснабжения подлежащими удовлетворению; рассматривая исковые требования об обязании ответчика обеспечить спорные жилой дом и земельный участок системой водоотведения, указал, что согласно сведений, представленных филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Южный» ПТП Минераловодское, централизованная система водоотведения в
п. Евдокимовка г. Минеральные Воды отсутствует, в связи с чем пришёл к выводу об отказе в удовлетворении названного искового требования ввиду отсутствия технической возможности и отсутствия центральной канализации в населённом пункте по месту жительства истца, что не лишает её самостоятельно оборудовать систему автономного водоотведения - септик для сбора жидких бытовых отходов и сточных вод на своём земельном участке с последующим вывозом специализированными организациями при заключении соответствующего договора по откачке, вывозу жидких бытовых отходов; рассматривая исковые требования об обеспечении спорных объектов недвижимости транспортной инфраструктурой, указал, что предоставленный Педченко О.А. земельный участок фактически располагается по ул. Красноармейская в г. Минеральные Воды, в связи с чем при его предоставлении, земельный участок имел ориентир по ул. Красноармейская, по которой имеется гравийная дорога, т.е. подъезд к земельному участку имеется со стороны ул. Красноармейская, после регистрации права на построенный жилой дом Педченко О.А. обратилась с заявлением в Администрацию об аннулировании адреса жилого дома и присвоении нового адреса; жилому дому присвоен адрес: пер. Тупиковый, д. 2, при этом жилой дом построен со входом с боковой стороны земельного участка, т.е. не со стороны
ул. Красноармейская, и не со стороны пер. Тупиковый, что было установлено ответчиками при осмотре местонахождения объекта, подтверждено фотографиями и не отрицается самой истицей, отклонил доводы Педченко О.А. о том, что дорожное покрытие должно быть продлено по полю со стороны
пер. Тупиковый, т.е. к месту, где она желает обустроить вход на земельный участок, указал, что изложенное не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в ином случае будет нарушен баланс частных и публичных интересов, так как нецелевое использование бюджетных средств будет нарушать публичные интересы, кроме того, на данном участке вообще отсутствует дорога, а изменение фасада дома, к которому истица требует обустроить дорогу, изменён ею по её желанию, в связи с чем на ответчиков не может быть возложена обязанность об обустройстве дороги на спорном участке, в связи с чем пришёл к выводу, что данные исковые требования удовлетворению не подлежат; посчитал, что срок 18 месяцев после вступления решения в законную силу, будет разумным и достаточным для исполнения решения суда, и постановил вышеуказанное решение

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в обжалуемой части на основании нижеследующего.

К вопросам местного значения городского округа отнесены организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон
№ 131-ФЗ)).

В п. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ определен круг полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления могут решать вопросы местного самоуправления.

Согласно п.п. 4.3, 6.1 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ администрация наделена полномочиями: в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ), по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из ч. 1.1. ст. 17 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения могут устанавливаться федеральными законами, уставами муниципальных образований.

Таким образом, Законом № 131-ФЗ определен круг полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения, за пределы которых Администрация не вправе выходить.

В ст. 6 Закона № 416-ФЗ определен круг полномочий органа местного самоуправления, в том числе в п. 5 указанной нормы указано утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

Согласно ч. 1.2 ст. 17 Закона № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации
предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между
органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта
Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Обеспечение системой водоснабжения и водоотведения, не является полномочиями Администрации, поскольку с учетом положений Закон Ставропольского края от 20.12.2018 г. № 113-кз, вступивших в силу с 01.01.2019 (о передаче полномочий органам государственной власти Ставропольского края) Администрация только разрабатывает техническое задание.

Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение») техническое задание утверждается до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы.

Согласно п.п. «а» п. 7 указанного Постановления техническое задание должно содержать перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения.

Управлением муниципального хозяйства (далее Управление), которое уполномочено в соответствии с п.п. 2.2.2 Положения об Управлении на подготовку предложений к проектам постановлений и распоряжений главы Минераловодского городского округа и решений Совета депутатов Минераловодского городского округа по вопросам строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства и развития жилищно-коммунального комплекса городского округа, осуществляет корректировку технического задания с включением в него земельных участков.

Более того, с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).

В части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Таким образом, поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 07.09.2018 г. № 585 утверждена программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы (включено водоснабжение, водоотведение, электрификация, газификация, теплоснабжение и др.).

Источниками финансирования вышеуказанной инвестиционной программы, являются не только средства местного бюджета, но и средства федерального бюджета и бюджета субъекта федерации.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 502.

Согласно п. 3 указанных Требований Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана городского округа.

Согласно п. 4 Приказа Госстроя от 01.10.2013 г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» данные программы разрабатываются с участием представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

Исходя из вышеуказанного, исполнение обязательств возможно только в рамках целевых программ.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 г. № 2130.

Подключение к централизованным сетям водоснабжения возможно при наличии технической возможности подключения, определяемой в пункте 44 указанных Правил. При несоблюдении любого из условий, указанных в пункте 44 Правил, техническая возможность подключения отсутствует.

Как следует из материалов дела, централизованная система водоснабжения для обеспечения ул. Красноармейкой и пер. Тупиковый г. Минеральные Воды Ставропольского края водой имеется и позволяет осуществить подключение земельного участка истца (выданы технические условия, имеется бесхозяйный объект (право собственников третьих лиц на линейный объект не зарегистрировано)).

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что права истца не нарушены, а доводы истца о том, что точка подключения находится в 250 м от её дома, не является основанием для удовлетворения исковых требований истца, так как фактически истец требует исполнение Администрацией технических условий, выданных ей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

В соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, в связи с чем выделение бюджетных средств на строительство линии водоснабжения для истца, возможно только при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете.

Фактически в обжалуемом решении суда поставлен вопрос о частном строительстве линии водоснабжения для истца, что нарушает баланс частных и публичных интересов.

Поскольку при рассмотрении данного спора в части удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером 26:24:050104:127, расположенному по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения судом неправильно применены нормы материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене в названной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении таковых.

Руководствуясь ст.ст. 327-1,328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.08.2023 в части удовлетворения исковых требований Педченко О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А., Педченко Т.А., Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении названной части исковых требований отказать.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице представителя
Митрополовой О.В. - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Гориславская Ж.О. № 2-1918/2023

№ 33-3-10269/2023

УИД 26RS0023-01-2023-002340-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 07 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего Берко А.В.,

судей Загорской О.В., Калединой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице представителя Митрополовой О.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.08.2023 по гражданскому делу по иску Педченко О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А.,
Педченко Т.А., к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности обеспечить жилой дом и земельный участок транспортной и инженерной инфраструктурой,

заслушав доклад судьи Загорской О.В.,

установила:

Педченко О.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А., Педченко Т.А. (далее - истец) обратилась с исковым заявлением к Администрации Минераловодского городского округа (далее - ответчик), в котором просила обязать ответчика обеспечить жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, переулок Тупиковый, дом 2: транспортной инфраструктурой - дорожными путями (асфальтобетонным покрытием), инженерной инфраструктурой: системами водоснабжения и водоотведения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Педченко А.Е., ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Отдел опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних Администрации Минераловодского городского округа, Киреев Ю.Ю., Рудь С.Н., Шевченко Н.В., Вчерашний П.Т., Сомов Ю.Н., Управление имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.

Иск мотивирован тем, что 05.12.2013 постановлением Администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края № 2825 ей с детьми был предоставлен в собственность бесплатно, как многодетной семье, земельный участок, общей площадью 1000 кв.м, из земель населённых пунктов с кадастровым номером <…127>, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1В, от ориентира на запад 78 м.

Постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края № 607 от 18.09.2013 установлен вид разрешённого использования данного земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство.

Постановлением администрации Минераловодского муниципального района № 2020 от 06.11.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

В августе 2022 года было окончено строительство жилого дома на указанном участке и присвоены кадастровые номера: земельный участок - кадастровый номер <…127>, жилой дом - кадастровый номер <…350>.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 16.03.2022 № 452 был аннулирован старый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1 В, от ориентира на запад 78 м, и присвоен новый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, переулок Тупиковый, дом 2.

На данный момент в жилом доме отсутствуют инженерные сети, а именно - водоснабжение и водоотведение, что напрямую препятствует комфортному проживанию в этом доме. Технические условия для проведения данных инженерных сетей ею были получены в сентябре 2021 года.

Кроме того, отсутствует дорожная инфраструктура для подъезда к указанному жилому дому. Для подъезда к дому имеется накатанная грунтовая колея. К дому невозможно подъехать при плохих погодных условиях таких как дождь или снег. Перед поворотом на их улицу на дороге огромная яма, которую даже в сухую погоду очень трудно проезжать, а во время дождя они совсем не могут там проехать. Несколько раз машина застревала в грязи. Также это может вызвать препятствия для подъезда скорой помощи, пожарной машины и других спец. служб, что существенно нарушает их права с детьми.

Педченко О.А. было направлено заявление в Минераловодскую городскую администрацию с просьбой по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктур, на которое она получила отказ.

Обратившись 20.04.2023 непосредственно к руководителю отдела благоустройства и дорожно-мостового хозяйства Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, она также в личной беседе получила отказ.

Просила исковые требования удовлетворить.

Решением суда от 09.08.2023 исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено возложить на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения. В удовлетворении требований Педченко О.А. в части обязания ответчиков обеспечить земельный участок и жилой дом транспортной инфраструктурой - дорожными путями и системой водоотведения отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Митрополова О.В. считает решение суда от 09.08.2023 незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что обеспечение системой водоснабжения и водоотведения не является полномочиями Администрации, поскольку с учётом положений Закона Ставропольского края от 20.12.2018 г. № 113-кз, вступивших в силу с 01.01.2019 (о передаче полномочий органам государственной власти Ставропольского края) Администрация только разрабатывает техническое задание. Управлением муниципального хозяйства, которое уполномочено в соответствии с п.п. 2.2.2 Положения об Управлении на подготовку предложений к проектам постановлений и распоряжений главы Минераловодского городского округа и решений Совета депутатов Минераловодского городского округа по вопросам строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства и развития жилищно-коммунального комплекса городского округа, осуществляет корректировку технического задания с включением в него земельных участков.

Ссылаясь на нормы Градостроительного Кодекса Российской Федерации, указывает, что поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Указывает, что Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 07.09.2018 г. № 585 утверждена программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы (включено водоснабжение, водоотведение, электрификация, газификация, теплоснабжение и др.).

Денежные средства на цели предусмотрены только с 2027 года.

Источниками финансирования вышеуказанной инвестиционной программы являются не только средства местного бюджета, но и средства федерального бюджета и бюджета субъекта федерации.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 502.

Согласно п. 3 указанных Требований Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана городского округа.

Согласно п. 4 Приказа Госстроя от 01.10.2013 г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» данные программы разрабатываются с участием представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

Исходя из вышеуказанного, исполнение обязательств возможно только в рамках целевых программ.

Также указывает, что централизованная система водоснабжения для обеспечения ул. Красноармейкой и пер. Тупиковый водой имеется и позволяет осуществить подключение земельного участка истца (выданы технические условия, имеется бесхозяйный объект (право собственников третьих лиц на линейный объект не зарегистрировано)).

С учётом изложенного, полагает, что права истца не нарушены, а доводы истца о том, что точка подключения находится в 250 м от её дома, не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как фактически истец требует исполнение Администрацией технических условий, выданных ей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Считает, что фактически в решении суда поставлен вопрос о частном строительстве линии водоснабжения для истца, что нарушает баланс
частных и публичных интересов.

Просит решение суда от 09.08.2023 отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения, в этой части в иске отказать.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представители ответчиков Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, представители третьих лиц Управления имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Отдела опеки и попечительства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», третьи лица Киреев Ю.Ю., Рудь С.Н., Шевченко Н.В., Вчерашний П.Т., Сомов Ю.Н., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, участия в нём не принимали, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания либо заявлений о рассмотрении апелляционной жалобы в своё отсутствие не подавали.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 117, 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав мнение истца Педченко О.А., третьего лица Педченко А.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, просивших оставить без изменения решение суда от 09.08.2023, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
(ст. 196 ГПК РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от
19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из исследуемых материалов дела усматривается следующее.

Постановлением администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района № 607 от 18.09.2013 земельному участку с кадастровым номером 26:24:050104:127, местоположение которого: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1а, от ориентира на запад 78 м, определено разрешённое использование – индивидуальное жилищное строительство.

На основании постановления № 2825 от 05.12.2013 администрацией Минераловодского муниципального района Педченко О.А. предоставлен вышеуказанный земельный участок.

Постановлением администрации Минераловодского муниципального района № 2020 от 06.11.2014 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <…127>, местоположение которого: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1а, от ориентира на запад 78 м на кадастровом плане.

11.03.2015 Педченко О.А. получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, площадью
1000 кв.м.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 16.03.2022 № 452 был аннулирован старый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Красноармейская, 1 В, от ориентира на запад 78 м, и присвоен новый адрес: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2.

Согласно выписке из ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером <…127>, и жилой дом с кадастровым номером <…350>, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2, зарегистрировано за Педченко О.А., Педченко А.А., Педченко Е.А., Педченко Т.А.

Истцом предоставлены технические условия, выданные 24.09.2021, срок действия которых три года. Точка подключения 250 метров. Истец не согласен осуществить подключение от указанной точки, поскольку она территориально проходит далеко от её дома, а к ближайшей точке подключения не дают согласие владельцы водопроводной сети.

Как следует из письма ПТП «Минераловодское» филиала ГУП СК «Ставропольскрайводоканал» - «Южный» в его распоряжении имеется проект по объекту «Уличной сети водопровода по ул. Красноармейская/пер. Тупиковый», также выданы технические условия.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 38, 56, 60 ГПК РФ, ст.ст. 28, 29, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 26, 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», опираясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что многодетной семье Педченко, имеющей право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, 05.12.2013 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <…127>, площадью 1000 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, который ни в момент предоставления, ни на момент рассмотрения настоящего дела в суде не был обеспечен объектами инфраструктуры, необходимыми для жизнедеятельности, в связи с чем суд пришёл к выводу, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края в порядке решения вопросов местного значения, в свою очередь, неисполнение данной обязанности существенно нарушает права Педченко О.А. и её несовершеннолетних детей на достойное проживание в жилом доме, в связи с чем посчитал исковые требования об обеспечении строительства к земельному участку истца объекта инженерной инфрастуктуры - системы коммунального водоснабжения подлежащими удовлетворению; рассматривая исковые требования об обязании ответчика обеспечить спорные жилой дом и земельный участок системой водоотведения, указал, что согласно сведений, представленных филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Южный» ПТП Минераловодское, централизованная система водоотведения в
п. Евдокимовка г. Минеральные Воды отсутствует, в связи с чем пришёл к выводу об отказе в удовлетворении названного искового требования ввиду отсутствия технической возможности и отсутствия центральной канализации в населённом пункте по месту жительства истца, что не лишает её самостоятельно оборудовать систему автономного водоотведения - септик для сбора жидких бытовых отходов и сточных вод на своём земельном участке с последующим вывозом специализированными организациями при заключении соответствующего договора по откачке, вывозу жидких бытовых отходов; рассматривая исковые требования об обеспечении спорных объектов недвижимости транспортной инфраструктурой, указал, что предоставленный Педченко О.А. земельный участок фактически располагается по ул. Красноармейская в г. Минеральные Воды, в связи с чем при его предоставлении, земельный участок имел ориентир по ул. Красноармейская, по которой имеется гравийная дорога, т.е. подъезд к земельному участку имеется со стороны ул. Красноармейская, после регистрации права на построенный жилой дом Педченко О.А. обратилась с заявлением в Администрацию об аннулировании адреса жилого дома и присвоении нового адреса; жилому дому присвоен адрес: пер. Тупиковый, д. 2, при этом жилой дом построен со входом с боковой стороны земельного участка, т.е. не со стороны
ул. Красноармейская, и не со стороны пер. Тупиковый, что было установлено ответчиками при осмотре местонахождения объекта, подтверждено фотографиями и не отрицается самой истицей, отклонил доводы Педченко О.А. о том, что дорожное покрытие должно быть продлено по полю со стороны
пер. Тупиковый, т.е. к месту, где она желает обустроить вход на земельный участок, указал, что изложенное не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в ином случае будет нарушен баланс частных и публичных интересов, так как нецелевое использование бюджетных средств будет нарушать публичные интересы, кроме того, на данном участке вообще отсутствует дорога, а изменение фасада дома, к которому истица требует обустроить дорогу, изменён ею по её желанию, в связи с чем на ответчиков не может быть возложена обязанность об обустройстве дороги на спорном участке, в связи с чем пришёл к выводу, что данные исковые требования удовлетворению не подлежат; посчитал, что срок 18 месяцев после вступления решения в законную силу, будет разумным и достаточным для исполнения решения суда, и постановил вышеуказанное решение

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в обжалуемой части на основании нижеследующего.

К вопросам местного значения городского округа отнесены организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон
№ 131-ФЗ)).

В п. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ определен круг полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления могут решать вопросы местного самоуправления.

Согласно п.п. 4.3, 6.1 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ администрация наделена полномочиями: в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ), по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из ч. 1.1. ст. 17 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения могут устанавливаться федеральными законами, уставами муниципальных образований.

Таким образом, Законом № 131-ФЗ определен круг полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения, за пределы которых Администрация не вправе выходить.

В ст. 6 Закона № 416-ФЗ определен круг полномочий органа местного самоуправления, в том числе в п. 5 указанной нормы указано утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

Согласно ч. 1.2 ст. 17 Закона № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации
предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между
органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта
Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Обеспечение системой водоснабжения и водоотведения, не является полномочиями Администрации, поскольку с учетом положений Закон Ставропольского края от 20.12.2018 г. № 113-кз, вступивших в силу с 01.01.2019 (о передаче полномочий органам государственной власти Ставропольского края) Администрация только разрабатывает техническое задание.

Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение») техническое задание утверждается до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы.

Согласно п.п. «а» п. 7 указанного Постановления техническое задание должно содержать перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения.

Управлением муниципального хозяйства (далее Управление), которое уполномочено в соответствии с п.п. 2.2.2 Положения об Управлении на подготовку предложений к проектам постановлений и распоряжений главы Минераловодского городского округа и решений Совета депутатов Минераловодского городского округа по вопросам строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства и развития жилищно-коммунального комплекса городского округа, осуществляет корректировку технического задания с включением в него земельных участков.

Более того, с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).

В части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Таким образом, поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 07.09.2018 г. № 585 утверждена программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы (включено водоснабжение, водоотведение, электрификация, газификация, теплоснабжение и др.).

Источниками финансирования вышеуказанной инвестиционной программы, являются не только средства местного бюджета, но и средства федерального бюджета и бюджета субъекта федерации.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 502.

Согласно п. 3 указанных Требований Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана городского округа.

Согласно п. 4 Приказа Госстроя от 01.10.2013 г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» данные программы разрабатываются с участием представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

Исходя из вышеуказанного, исполнение обязательств возможно только в рамках целевых программ.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 г. № 2130.

Подключение к централизованным сетям водоснабжения возможно при наличии технической возможности подключения, определяемой в пункте 44 указанных Правил. При несоблюдении любого из условий, указанных в пункте 44 Правил, техническая возможность подключения отсутствует.

Как следует из материалов дела, централизованная система водоснабжения для обеспечения ул. Красноармейкой и пер. Тупиковый г. Минеральные Воды Ставропольского края водой имеется и позволяет осуществить подключение земельного участка истца (выданы технические условия, имеется бесхозяйный объект (право собственников третьих лиц на линейный объект не зарегистрировано)).

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что права истца не нарушены, а доводы истца о том, что точка подключения находится в 250 м от её дома, не является основанием для удовлетворения исковых требований истца, так как фактически истец требует исполнение Администрацией технических условий, выданных ей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

В соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, в связи с чем выделение бюджетных средств на строительство линии водоснабжения для истца, возможно только при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете.

Фактически в обжалуемом решении суда поставлен вопрос о частном строительстве линии водоснабжения для истца, что нарушает баланс частных и публичных интересов.

Поскольку при рассмотрении данного спора в части удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа, Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером 26:24:050104:127, расположенному по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения судом неправильно применены нормы материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене в названной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении таковых.

Руководствуясь ст.ст. 327-1,328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.08.2023 в части удовлетворения исковых требований Педченко О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Педченко Е.А., Педченко А.А., Педченко Т.А., Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении на Администрацию Минераловодского городского округа Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство к земельному участку с кадастровым номером <…127>, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, пер. Тупиковый, д. 2 объекта инженерной инфраструктуры-системы коммунального водоснабжения, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении названной части исковых требований отказать.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице представителя
Митрополовой О.В. - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-10269/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Информация скрыта
Педченко Оксана Александровна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа
Другие
Педченко Александр Евгеньевич
Отдел опеки и попечительства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
Рудь Светлана Николаевна
Киреев Юрий Юрьевич
Вчерашний Петр Тимофеевич
Шевченко Николай Васильевич
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"
Сомов Юрий Николаевич
Управление имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Загорская Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
30.10.2023Передача дела судье
07.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Передано в экспедицию
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее