№-31
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Дудченко Ю.Л.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Краснодарского края – Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании решения незаконным, признании права на выплату целевой материальной помощи
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам Государственному казенному учреждению Краснодарского края – Управлению социальной защиты населения в центральном внутригородском округе города Краснодара, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании решения незаконным, признании права на получение целевой материальной помощи, мотивируя свои требования тем, что в июле 2021 года истец обратился в управление социальной защиты населения Центрального внутригородского округа г. Краснодара с целью получения материальной помощи на проведение ремонта в размере 50 000 рублей, предоставив необходимый пакет документов, подтверждающий требования. В осуществлении указанной выплаты ему было отказано по тем основаниям, что Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга» на него не распространяется, поскольку истец не является военнослужащим, как того требует Закон, а является пенсионером МВД. Полагая, что данным отказом нарушены его права, истец вынужден был обратиться в суд, где уточнив изначально заявленные исковые требования, просит признать незаконным отказ ГКУ КК УСЗН в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ за №.№ об отказе в выплате целевой материальной помощи незаконным, признав за ним право на выплату указанной материальной помощи.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования, с учетом заявленных уточнений поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель Государственного казенного учреждения Краснодарского края – Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара, действующая на основании доверенности - ФИО4, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенными письменно. Полагала, что истец не подпадает под действие Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга», поскольку не является военнослужащим.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края, будучи надлежащим образом и заблаговременно извещено о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось, об уважительности причин неявки суд не уведомило. Ранее суду были предоставлены письменные возражения, относительно заявленных исковых требований, где ответчик просил отказать в их удовлетворении.
Суд, с учетом наличия сведений об извещении, положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Изучив исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, огласив и исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга» устанавливает дополнительные меры социальной поддержки инвалидам боевых действий и членам семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 указанного Закона действие настоящего Закона распространяется на граждан РФ, место жительства которых находится на территории Краснодарского края в отношении инвалидов боевых действий- военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (вышедшие в отставку) и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах и в ходе выполнения специальных задач.
В силу положений ст. 2 Закона инвалидам боевых действий оказывается целевая материальная помощь на ремонт жилого помещения в размере предоставленной сметы на выполнение работ (оказание услуг), но не более 50 000 рублей.
Понятие военнослужащий определено в ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ « О статусе военнослужащего» согласно которому к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего, образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Вместе с тем понятие инвалида боевых действий содержится в ФЗ «О ветеранах», в частности в п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О ветеранах» указано, что к инвалидам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.
Так в судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», а также на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, что подтверждено соответствующими удостоверениями.
Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно предоставленной справке серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности ФИО1 присвоена в связи с полученной военной травмой.
Из заключению служебной проверки по факту гибели и получения ранений сотрудниками 2 роты милиции Мобильного отряда ДД.ММ.ГГГГ следует, что при выполнении боевой задачи по охране и обеспечению безопасности объектов ОАО «Грознефтегаз» произошел подрыв автомобиля Урал 4320-02, на котором передвигалась личный состав второй роты, управляемым фугасом, изготовленным предположительно из двух 152 мм артиллерийских снарядов. В результате подрыва капитан ФИО1 получил МВТ, ЗЧМТ, СГМ. На основании указанного заключения ранения, полученные ФИО1 считаются полученными в период прохождения службы при выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ за №.№ ответчик в лице Государственного казенного учреждения Краснодарского края – Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара отказал в выплате целевой материальной помощи на проведение ремонта в соответствии с Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга», полагая, что действие указанного Закона не распространяется на ФИО1, т.к. он проходил службу в органах Министерства внутренних дел РФ.
Удовлетворяя по существу требования истца, суд учитывает следующее.
Конституция Российской Федерации, возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция федерального законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе критериев их дифференциации, во всяком случае связан конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты. Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип не исключает дифференциацию правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, если критерии такой дифференциации объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 231-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 428-О).
В рамках правового регулирования социальной защиты ветеранов федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, предусмотрел в Федеральном законе "О ветеранах" и меры социальной поддержки инвалидов войны (статья 14).
Согласно статье 4 названного Федерального закона к инвалидам войны относятся, в частности, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном Федеральном законе, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.
Избрав в качестве общего (объединяющего) критерия выделения категории инвалидов войны получение военнослужащими, а также приравненными к ним лицами ранения, контузии, увечья или заболевания при исполнении воинского долга по защите Отечества и при исполнении обязанностей военной службы в условиях боевых действий, федеральный законодатель - с учетом специфики прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, предполагающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, - распространил на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при выполнении этих задач, меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах").
Такое правовое регулирование, основанное на объективно схожих условиях, в которых находятся военнослужащие и приравненные к ним лица, исполняющие служебные обязанности в районах боевых действий.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом выше изложенного, оценив предоставленные суду доказательства, суд не усматривает оснований для отказа истцу в осуществлении выплаты целевой материальной помощи и полагает, что истцом подтверждено право на ее получение, в связи с чем заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что Государственное казенное учреждение Краснодарского края – Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара является органом, имеющим полномочия самостоятельно принимать решения в силу того, что решение о предоставлении либо отказе в предоставлении целевой материальной помощи осуществляется управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края, то суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в отношении упомянутого ответчика, а Министерство труда и социального развития Краснодарского края в данном случае не является надлежащим ответчиком.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Краснодарского края – Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании решения незаконным, признании права на выплату целевой материальной помощи удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Краснодарского края – Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ за №.06-3592/21 в выплате целевой материальной помощи ФИО1 в соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга».
Признать за ФИО1 право на выплату целевой материальной помощи в соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга».
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.
Председательствующий: